Перед российской экономикой остро стоит задача поиска новых источников роста, одним из которых должен стать высокотехнологичный и глобально конкурентоспособный агропромышленный комплекс. Продвижение в этом направлении требует совершенствования научно-технической политики в АПК, улучшения качества методического, информационного и экспертно-аналитического обеспечения соответствующих управленческих решений. Для достижения этой цели важно обеспечить повышение эффективности реализации инструментов отраслевого регулирования. Также необходимо увеличить масштабы финансирования аграрного образования и аграрной науки, которое сегодня находится явно на недостаточно высоком уровне.
Актуальными задачами научно-технологического развития АПК является укрепление его научно-технического потенциала, обеспечение адекватных объемов и совершенствование механизмов государственной поддержки научных исследований и разработок, стимулирование инвестиционной и инновационной активности бизнеса, в том числе на основе механизмов частно-государственного партнерства. Это позволит реализовать такие приоритеты развития АПК, как рост производства качественной сельхозпродукции, товаров для здорового питания, обеспечение импортозамещения, диверсификации продуктовых линеек, развитие экспортного потенциала и др.
В последние годы был реализован ряд федеральных инициатив, нацеленных на интенсификацию научно-технологического развития в АПК. К их числу относятся:
интеграция проблематики АПК в приоритеты Российского научного фонда (новые агротехнологии, развитие промышленной биотехнологии);
выделение направления "FoodNet" в Национальной технологической инициативе;
формирование направления сельскохозяйственных биотехнологий в рамках деятельности инновационного центра "Сколково";
поддержка создания селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров.
Несмотря на предпринятые усилия сохраняется ряд проблем, сдерживающих решение стратегических задач научно-технологического развития АПК и активизацию инициативы бизнеса в этой сфере:
Перспективные направления научно-технологического развития АПК недостаточно полно представлены в действующих нормативных правовых документах федерального уровня, включая перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий Российской Федерации. В эти перечни включены релевантные проблематике АПК биотехнологии, но ими не охвачены направления научных исследований и технологии в сфере базовых производственных процессов растениеводства, животноводства, пищевой промышленности. В этих и других областях, не нашедших отражения в утвержденных научно-технологических приоритетах, сохраняется значительная зависимость от импорта технологий и средств производства.
Деятельность научных организаций и вузов сельскохозяйственного профиля в значительной степени оторвана от отраслевого заказа. Специалисты Минсельхоза России, представители компаний, отраслевых союзов и ассоциаций практически не привлекаются к согласованию исследовательских тематик академических институтов, формированию экспертных советов, которые определяют и принимают планы их работ. Аналогичные проблемы характерны и для многих вузов. При этом Минсельхоз России обладает реальными возможностями оказывать влияние на направления и интенсивность инновационной активности агробизнеса, и эти возможности на сегодняшний день недоиспользуются. В частности, было бы целесообразно увязывать субсидирование и другие механизмы поддержки предприятий отрасли с внедрением технологических инноваций, активностью получателей субсидий по взаимодействию с отечественными вузами и научными организациями.
Процесс распределения финансовых ресурсов Государственной программы РФ "Развитие науки и технологий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301) имеет множество регламентирующих ограничений. На практике формирование в ее рамках проектов сельскохозяйственного профиля, которые могли бы выполняться, в том числе, в кооперации с научными организациями и вузами аграрного профиля, не приобрело должного масштаба. Это касается работ в рамках мероприятий 1.3 и 1.4 ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426) (проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий, на решение комплексных научно-технологических задач), а также постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" от 9 апреля 2010 г. N 218. В итоге научные организации и вузы аграрного профиля принимают минимальное участие в соответствующих конкурсах даже в роли соисполнителей работ.
Отсутствует практика формирования отраслевых приоритетов научно-технологического развития, согласованных с бизнесом и научным сообществом, внутри самого АПК. Необходимо обеспечить утверждение настоящего Прогноза, доведение его результатов до участников рынка, их использование в процессе разработки и реализации мер государственной политики. Сетевые структуры, призванные поддерживать инновационные проекты в соответствии с федеральными научно-технологическими приоритетами, только начинают формироваться (Национальная технологическая инициатива "FoodNet", технологическая платформа "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности", агрокластеры) и заслуживают специальных мер поддержки.
Для стимулирования научно-технологического развития АПК целесообразно:
утвердить Прогноз НТР АПК, скорректировать на его основе приоритеты государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717); сформировать и утвердить отраслевые перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий; довести результаты Прогноза до всех заинтересованных организаций АПК, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, с привлечением сети центров сельскохозяйственного консультирования;
обеспечивать на системной основе согласование тематики ИР научных организаций и вузов аграрного профиля с Минсельхозом России, стимулировать заинтересованность агробизнеса в практическом внедрении результатов соответствующих ИР;
содействовать развитию исследовательской и инновационной инфраструктуры в АПК, разработке и реализации программы повышения глобальной конкурентоспособности аграрных вузов;
создать фонд развития АПК (по аналогии с Фондом развития промышленности), задачей которого должна стать поддержка научно-технологических и инновационных проектов в АПК, включая предоставление государственных финансовых гарантий, кредитования и страхования на льготных условиях и др.;
развивать инфраструктуру венчурных фондов в АПК, в том числе с использованием ресурсов ОАО "Российская венчурная компания";
обеспечивать научно-методическую и информационно-аналитическую поддержку использования результатов Прогноза НТР АПК, включая разработку отраслевых технологических дорожных карт по ключевым направлениям научно-технологического развития АПК, развитие сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования, формирование системы мониторинга научно-технологического развития АПК, включая создание соответствующей системы федерального статистического наблюдения.
В Приложении N 5 приведен проект Плана мероприятий по реализации Прогноза НТР АПК; в Приложении N 6 - представлены предложения по нормативным правовым актам Минсельхоза России, разработка которых необходима для повышения эффективности использования результатов Прогноза НТР АПК в процессе принятия управленческих решений; в Приложении N 7 - представлены предложения по реализации Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года.