(с изменениями на 30 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.07.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1519 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2016, N 0001201601080040);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 473 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2016, N 0001201606010027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1497 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290118);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 1156 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2017, N 0001201709280005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.10.2018, N 0001201810240003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 года N 1441 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.11.2019, N 0001201911180001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 563 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2020, N 0001202012040002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2582 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.01.2022, N 0001202201060007).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию.
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию)
2. Министерству образования и науки Российской Федерации до 1 ноября 2013 года внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" и проект правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы", утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы"
(с изменениями на 30 декабря 2021 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию) | ||
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 736-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256. - См. предыдущую редакцию) | ||
Основной разработчик Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256. - См. предыдущую редакцию) | ||
Основная цель Программы | - | формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию) | ||
Основные задачи Программы | - | поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | прирост числа публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах на 6,7 тыс. единиц; прирост числа патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок на 2,7 тыс. единиц; |
снижение среднего возраста исследователей - участников Программы к 2020 году до 43 лет; | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681; в редакции, введенной в действие с 16 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1519; в редакции, введенной в действие с 6 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1497; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 1156; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256; в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 года N 1441; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 563; в редакции, введенной в действие с 14 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2582. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Срок и этапы реализации Программы | - | 2014-2021 годы, в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию) | ||
Объем и источники финансирования Программы | - | всего на 2014-2021 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 169786,0851 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681; в редакции, введенной в действие с 16 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1519; в редакции, введенной в действие с 6 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 149; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 1156; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256; в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 года N 1441; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 563; в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983; в редакции, введенной в действие с 14 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2582. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- | - | формирование системы приоритетов развития научно-технологической сферы, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию) |
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современная экономическая ситуация в мире требует опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок ("чистая" энергетика, персонифицированная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных результатов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию)
Основной проблемой, препятствующей достижению мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособность Российской Федерации на приоритетных научно-технологических направлениях, является несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, требующих разрешения, в том числе:
абзац исключен с 5 августа 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681 - см. предыдущую редакцию;
возрастание разрыва между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок;
недостаточно активное участие промышленных компаний, включая компании с государственным участием, и инвестиционных институтов в финансировании прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию)
отсутствие системного планирования и координации прикладных исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетных средств;
наличие ограничений используемых инструментов государственной поддержки исследований и разработок, препятствующих их наиболее эффективному выполнению, в том числе получению качественно новых, прорывных результатов;
недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе вследствие недостатка реальной продуктивной конкуренции между научными коллективами при распределении средств на проведение перспективных исследований и разработок, недостаточной результативности проводимых исследований и разработок (в том числе по показателям публикационной активности, цитируемости, патентной активности);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию)
недостаточный уровень интегрированности российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему при выраженной неравномерности развития научно-технического сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами мира;
недостаточная отлаженность механизмов координации развития и использования объектов инфраструктуры со стратегическими направлениями деятельности сектора исследований и разработок, в том числе для решения комплексных задач.
За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопившихся в сфере исследований и разработок в 1990-е годы в период кризисного развития.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая является основополагающим документом, определяющим стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), в которой предусмотрена задача восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене, а также формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой на долгосрочный период определены цели и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, установлены принципы, приоритеты и основные направления в этой области (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации).
(Абзац дополнительно включен с 6 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 1156)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р утвержден план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы.
(Абзац дополнительно включен с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 16 "Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации" утверждено Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256)
В указанных документах заложены основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций, направленных на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256. - См. предыдущую редакцию)
Одним из целевых ориентиров, заданных Стратегией инновационного развития, является достижение к 2020 году относительного показателя доли внутренних затрат на исследования и разработки в размере 3 процентов валового внутреннего продукта.
Однако только увеличение финансирования российской науки, в том числе сектора исследований и разработок, не способно гарантировать повышение ее эффективности и конкурентоспособности, выполнение задач по поддержке технологической модернизации российской экономики. Необходимо сочетание мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок. Указанные проблемы требуют программного решения на федеральном уровне.
Получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики, является необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития отраслей экономики. При отсутствии системной поддержки становится значительной вероятность развития событий по негативному сценарию, который характеризуется консервацией нынешнего состояния в государственном секторе исследований и разработок, сохранением низкого уровня эффективности использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в прикладных научных исследованиях и экспериментальных разработках, нарастанием разрыва между спросом на инновации со стороны отраслей экономики и их предложением со стороны сектора исследований и разработок.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681. - См. предыдущую редакцию)
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы" (далее - Программа) обеспечивает программно-целевой подход к решению указанных проблем.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983. - См. предыдущую редакцию)
Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения указанных задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты - со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать катализатором развития тех или иных направлений.
Достигнутые в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и расширения числа направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах.