5.1.1 Исходя из особенностей расчетов опоры различают:
по конструкции тела опоры:
- массивные бетонные (монолитные, сборные и сборно-монолитные) и каменные;
- облегченные:
сквозные (свайные, стоечные, столбчатые) железобетонные, металлические, деревянные;
тонкостенные железобетонные условно-массивные (пустотелые, опоры-стенки);
решетчатые металлические;
- комбинированные,
по назначению: промежуточные и концевые (устои).
5.1.2 Грузоподъемность конструктивных элементов надфундаментной части опор определяют:
- по условию обеспечения прочности насадки (ригеля) опоры как изгибаемого элемента (железобетонного п.п.4.3 и 4.4 [3], металлического п.4.3 [4] или деревянного п.4.4 [5]);
- по условию обеспечения прочности подферменной плиты (насадки, ригеля) или подферменников на местное смятие (железобетонных п.4.9 [3] или деревянных п.4.4 [5]);
- по прочности и устойчивости формы тела опоры как внецентренно сжатого элемента (бетонного и железобетонного п.п.4.5 и 4.7 [3], металлического п.4.3 [4] или деревянного п.4.4 [5]).
- по положению равнодействующей нагрузок в сечениях массивных бетонных и каменных опор (п.4.5.14 [3])
- по прочности и устойчивости формы отдельных элементов металлических решетчатых опор (п.п.4.2 и 4.3 [4]).
5.1.3 Расчетные сечения ригеля опоры назначают в корне консоли ригеля при массивном или одностолбчатом теле опоры, а при наличии двух и более столбов - над столбами и в пролете между столбами (при наличии узлов опирания пролетных строений на этих участках ригеля). Расчетные сечения насадки свайных, стоечных и столбчатых опор назначают над сваями (стойками) и в пролете между ними (если узлы опирания пролетных строений расположены не соосно со стойками).
Расчетные сечения тела массивных и условно-массивных опор назначают в месте сопряжения с фундаментной частью, а также в местах резкого изменения сечения по высоте опоры.
Расчетные сечения свайных, стоечных и столбчатых опор назначают в местах заделки в ригель, местах расположения условной заделки в грунте или наибольших изгибающих моментов по высоте сваи (стойки), в местах заделки стойки в фундамент.
Дополнительные расчетные сечения в любых несущих элементах опор назначают в местах расположения дефектов, существенно изменяющих прочностные и геометрические характеристики этих сечений.
5.1.4 Расчетные сопротивления материала и жесткость массивных опор и массивных фундаментов, как правило, на порядок превышают расчетные сопротивления и жесткость грунтов основания, и определяющими являются проверки по несущей способности именно основания. В этой связи при небольшой разнице площадей сечений по подошве и по обрезу фундамента классы по прочности тела опоры допускается определять лишь при значительном снижении расчетного сопротивления материала тела опоры и при наличии дефектов, существенно изменяющих геометрические характеристики контролируемых поперечных сечений (вывалы кладки, расчленение опоры вертикальными трещинами на отдельные сегменты).
5.1.5 Промежуточные опоры рассчитывают раздельно в продольном и поперечном направлениях к оси моста (с учетом косины расположения опор относительно продольной оси моста). Концевые опоры, размещенные в теле подходных насыпей, рассчитывают только в плоскости продольной оси моста.
5.1.6 Грузоподъемность опор по прочности конструкций оголовка достаточно определять из расчета на основное сочетание нагрузок.
Грузоподъемность по прочности и устойчивости формы тела массивной опоры при необходимости следует проверять на два сочетания нагрузок:
основное сочетание - постоянные нагрузки и вертикальные временные нагрузки (для концевых опор - горизонтальные нагрузки от давления грунта от транспортных средств на призме обрушения);
дополнительное сочетание N 1 - постоянные нагрузки, вертикальные временные нагрузки и горизонтальная продольная нагрузка от торможения или силы тяги.
Грузоподъемность по прочности тела и устойчивости формы опор облегченного типа целесообразно проверять на три сочетания нагрузок:
основное сочетание - постоянные нагрузки и вертикальные временные нагрузки (а для концевых опор - горизонтальные нагрузки от давления грунта от транспортных средств на призме обрушения);
дополнительное сочетание N 1 - постоянные нагрузки, вертикальные временные нагрузки и горизонтальная продольная нагрузка от торможения или силы тяги.