Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.028-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты

Расчетные длины внецентренно сжатых элементов опор

5.1.10 Расчетные длины элементов , учитываемые в расчетной схеме сооружения, принимают с учетом условий закрепления (опирания) пролетных строений на опоре и определяют по формуле (Д.1.1) [2].

Для массивных опор расчетные длины тела опоры могут быть приняты:

(рисунок 5.1.2, а) - в расчетах вдоль оси моста - при установке на опоре подвижных и неподвижных опорных частей под разрезные пролетные строения; подвижной опорной части под неразрезное пролетное строение; двух подвижных опорных частей под температурно-неразрезные пролетные строения; в расчетах поперек оси моста - во всех случаях;

(рисунок 5.1.2, б) - в расчетах вдоль оси моста при установке на двух и более опорах неподвижных опорных частей под неразрезным или температурно-неразрезным пролетным строением.

     
Рисунок 5.1.2 - Зависимость расчетной (свободной) длины стержня от способа закрепления его концов

          

Для опор облегченного типа (в том числе безростверковых и гибких) расчетные длины свай (свай-оболочек, свай-столбов) определяют с учетом деформативности грунта и сопротивляемости перемещениям фундамента и верха опоры. При применении подвижных опорных частей каткового и секторного типа, а также опорных частей с фторопластовыми прокладками скольжения (стаканные, шаровосегментные и пр.) взаимную связанность верха однорядных опор конструкциями пролетных строений допускается не учитывать, т.е. принимать свободную длину . Для многорядных опор с вертикальными сваями (оболочками или столбами) допускается принимать (рисунок 5.1.2, в); для опор, имеющих наклонные сваи, препятствующие смещению ригеля в любом направлении допускается принимать (рисунок 5.1.2, г).

Свободную длину для свай однорядных опор при опирании пролетных строений через резинометаллические опорные части (РОЧ) также допускается принимать . Однако если в этом случае грузоподъемность опоры оказывается недостаточной, то свободную длину стержня следует уточнить специальным расчетом с учетом совместного восприятия группой соседних опор горизонтальных нагрузок и продольного изгиба. Расчетная схема опоры в этом случае может быть представлена как стержень, опирающийся в верхней части на упруго-податливую связь (таблица Д.1.1 [2]) и заделанный в грунте на глубине , где - коэффициент, определяемый по формуле (6.3.2). Жесткости упруго-податливой связи (коэффициенты податливости и , приложение Д [2]) допускается определять в соответствии с рекомендациями приложения Д [2] по плоской расчетной конечно-элементной схеме, которой горизонтальное взаимодействие пролетных строений и опор моделируется упругой связью, жесткость которой равна горизонтальной жесткости резиновой опорной части, определяемой по формуле (А.1.1).

Если для однорядных опор глубина погружения свай в грунте не известна, но может быть предположительно установлена, то глубину заделки стержня допускается приближенно принимать на глубине 6, где - диаметр столба или оболочки, размер стороны сваи прямоугольного сечения, перпендикулярной направлению изгиба.

Расчетная схема железобетонных опор облегченного типа в поперечном направлении может представлять собой статически неопределимую раму. Расчетную длину стоек в таком случае принимают в зависимости от геометрических размеров рамы (величины пролета ригеля и высоты стойки ) и соотношения жесткостей ригеля и стоек по таблице 4.5.1 [3]. При определении моментов инерции ригеля и стойки можно учитывать только бетонную часть сечения.