ОДМ 218.4.026-2016
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет путей сообщения" (СГУПС).
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.11.2016 N 2324-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОДН 218.0.032-2003.
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит методику определения грузоподъемности мостовых сооружений с учетом технического состояния элементов их конструкций.
1.2 Данный методический документ рекомендуется для применения при определении грузоподъемности мостовых сооружений, эксплуатируемых на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации. В остальных случаях он может использоваться по решению органов управления автомобильных дорог субъектов Российской Федерации.
1.3 Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными и специализированными организациями, выполняющими работы по диагностике, обследованию, испытаниям и оценке технического состояния мостовых сооружений, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке обследовательских работ в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [1].
1.4 При определении грузоподъемности допускается использование иных от приведенных в настоящем методическом документе алгоритмов и программ. Обоснованность применения таких алгоритмов и программ должна быть подтверждена сертификатом их соответствия действующим нормам проектирования мостовых сооружений, выданным уполномоченным органом, либо предыдущим успешным опытом применения при проведении технических экспертиз соответствующей направленности по заданиям Федерального дорожного агентства.
1.5 Настоящий методический документ является составной частью следующих изданий:
ОДМ 218.4.025-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть
ОДМ 218.4.027-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции
ОДМ 218.4.028-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты
ОДМ 218.4.029-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Определение грузоподъемности конструкций деревянных мостов.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)
СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003)
СП 131.13330.2012 Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*)
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 временная вертикальная нагрузка: Произвольное транспортное средство (средства), расположенное в пределах ездового полотна мостового сооружения.
3.2 воздействия от нагрузки: Усилия, напряжения, деформации, перемещения в конструкции (элементе конструкции), возникающие от действия внешних нагрузок (постоянных, временных, температурных и пр.).
3.3 грузоподъемность: Характеристика (показатель) технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения.
Примечание - Грузоподъемность сооружения в целом определяется грузоподъемностью наиболее слабой из основных несущих конструкций.
3.4 дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.5 допустимый класс нагрузки: Мера экстремально допустимого воздействия временной вертикальной нагрузки определенной структуры, которое не вызывает наступления предельного состояния первой группы в несущих конструкциях при нормальной эксплуатации сооружения.
Примечания
1 Для эталонных нагрузок по схемам АК и НК допустимые классы нагрузки выражаются безразмерными величинами и как отношение величины экстремального воздействия от эталонной нагрузки к воздействию от аналогичной единичной эталонной нагрузки класса К=1.
2 Для нагрузок от колонн автомобилей допустимый класс нагрузки соответствует допустимой массе отдельного автомобиля из состава колонны.
3.6 класс грузоподъемности: Мера грузоподъемности сооружения (конструкции, элемента конструкции), выраженная значением допустимого класса или массы рассматриваемой временной вертикальной нагрузки.
3.7 конструкция: Часть мостового сооружения, состоящая из конструктивно объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).
Примечания
1 В мостовом сооружении конструкции делят на основные, обеспечивающие главные функциональные свойства мостового сооружения, и неосновные (вспомогательные), создающие, например, защиту и безопасность только в экстремальных ситуациях, удобство содержания в период эксплуатации и другие вспомогательные функциональные свойства.
2 Из множества основных конструкций выделяют несущие конструкции, основной функцией которых является восприятие воздействий от постоянных и временных нагрузок.
3.8 контролируемый режим движения: Режим движения, при котором пропуск транспортных средств по сооружению осуществляется по специальному разрешению в сопровождении представителей службы эксплуатации и (или) ГИБДД и, как правило, в одиночном порядке.
3.9 мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, предназначенное для пропуска различных видов транспортных средств и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями.
Примечание - К искусственным препятствиям относятся искусственные водоемы, водные каналы, автомобильные и железные дороги, другие инженерные сооружения, а также территории предприятий, городские территории, через которые проходит автомобильная дорога.
3.10 неконтролируемый режим движения: Режим движения, при котором регулирование пропуска транспортных средств осуществляется техническими средствами организации дорожного движения (ТСОДД).
3.11 основная несущая конструкция: Конструкция сооружения, предназначенная для восприятия воздействий от постоянных и временных нагрузок, наступление предельного состояния первой группы в которой приводит к утрате работоспособного состояния (жесткости и устойчивости) сооружения в целом.
3.12 опора моста: Несущая конструкция мостового сооружения, поддерживающая пролетные строения и передающая нагрузки от них на основание.
3.13 опорная часть: Несущая конструкция мостового сооружения, передающая нагрузку от пролетного строения на опоры и обеспечивающая угловые и линейные либо только угловые перемещения пролетного строения.
3.14 основание опоры: Массив грунта, в котором размещены строительные конструкции фундамента опоры.
3.15 пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая всё пространство или часть его между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.
3.16 сталежелезобетонная конструкция: Единая несущая конструкция со стальными и железобетонными элементами, совместно воспринимающими воздействия от нагрузки.
Примечание - Применительно к сталежелезобетонным пролетным строениям автодорожных мостов конструктивным железобетонным элементом является железобетонная плита проезжей части, объединенная с металлическими несущими элементами главных балок (ферм).
3.17 условная несущая способность: Величина максимального воздействия на элемент от временных проектных нагрузок, определяемая в соответствии с указаниями тех норм проектирования, по которым конструкция была запроектирована.
3.18 ширина проезда: Расстояние в свету между ограждениями безопасности ездового полотна мостового сооружения.
3.19 элемент конструкции: Составная часть сложного технического объекта, рассматриваемая как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению, имеющая самостоятельные характеристики, используемые при расчетах, и выполняющая определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу представляет собой систему.
Примечание - Элементами могут быть балка, плита, диафрагма, ригель и т.д.
3.20 эталонные автомобильные нагрузки: Временные вертикальные нагрузки заданной структуры.
4.1.1 Грузоподъемность бетонных и железобетонных элементов несущих конструкций определяют в соответствии с общими указаниями пунктов 4.2.2-4.2.4 рекомендаций [2]. Предельные усилия (несущую способность) в расчетных сечениях при известных характеристиках материалов и армировании принимают по данным раздела 7 СП 35.13330.2011 и настоящего методического документа с учетом имеющихся дефектов и повреждений, снижающих несущую способность конструкции (обрыва, погнутости и коррозии стержней арматуры, уменьшения площади сжатой зоны бетона, пониженной фактической прочности бетона).
При определении несущей способности сечения, расположенного в монолитном стыке плиты проезжей части ребристых железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений, допускается не учитывать понижающий коэффициент условий работы в случае отсутствия внешних признаков, указывающих на наличие дефектов изготовления конструкций, влияющих на грузоподъемность.
В тех случаях, когда предельные усилия зависят от действующих нагрузок (например, для элементов, работающих на внецентренное сжатие), грузоподъемность целесообразно определять вторым способом (пункт 4.2.3 рекомендаций [2]) путем подбора величины допускаемого класса эталонных нагрузок АК, НК и допускаемой массы эталонной нагрузки (или произвольной автомобильной нагрузки) согласно подразделу В.4 этих рекомендаций.
Для конструкций, запроектированных по предельным состояниям по СН 200-62 (в настоящее время не действует) и последующим издаваемым нормам, при отсутствии дефектов и повреждений, снижающих их несущую способность, значения допускается принимать по приложению А, а также по данным типовых проектов и (или) проектной (исполнительной) документации.
Если характер армирования элементов установить не удается, грузоподъемность определяют третьим способом - путем сопоставления воздействий согласно пункту 4.2.4 рекомендаций [2].
Коэффициенты поперечной установки (КПУ) при расчетах по условно-пространственным расчетным схемам определяют в зависимости от вида и пространственной жесткости конструкций по правилам строительной механики. Для некоторых типовых сборных пролетных строений при отсутствии дефектов и повреждений, снижающих их несущую способность, ординаты поперечных линий влияния для расчета КПУ приведены в приложении Б.
4.1.2 Расчетные сечения при расчетах по прочности принимают в местах наибольших усилий в конструкциях, расположения дефектов, снижающих несущую способность, а также в местах с резким изменением размеров сечений и обрывов арматурных стержней.
В разрезных главных балках пролетных строений грузоподъемность обязательно определяют по нормальным сечениям в середине пролета, по наклонным сечениям - у опоры (в приопорной зоне) с учетом характера расположения арматуры и изменения размеров сечения.
В неразрезных балках в расчет обязательно включают середину промежуточных пролетов и сечения над промежуточными опорами. В крайних пролетах рассчитывают сечения, расположенные на расстоянии 0,4 длины пролета от крайней опоры. Наклонные сечения проверяют у промежуточных и крайних опор.
В плите проезжей части проверяют середину ее расчетного пролета и опорные сечения каждого расчетного направления плиты.
В арочных пролетных строениях рассчитывают сечения в арках, стойках и плите надарочного строения в местах наибольших усилий с учетом специфики их работы.
Особенности определения грузоподъемности элементов опор приведены в рекомендациях [3].
Расчетные характеристики материалов и геометрические характеристики сечений
4.1.3 Расположение и характеристики арматуры в несущих элементах определяют по данным проектной документации путем вскрытия арматуры или известными методами неразрушающего контроля.