Рекомендации по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с пунктом 5.5(9-2) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор согласовывает через свои территориальные органы территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).
Касательно требований и содержания данных, представляемых в Территориальных схемах, Росприроднадзор поясняет следующее.
Разработка Территориальных схем должна быть основана на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов и необходимости максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях определены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, закреплены следующими нормативными правовыми актами:
Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации от 30.04.2012 N Пр-1102);
Поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 и от 10.08.2012 N Пр-2138;
Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Кроме того, необходимо принимать во внимание комплексную Стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298).
При утверждении Территориальных схем, должны учитываться развитие и создание инфраструктуры по обращению с отходами, соответствующей объёму образования отходов, а также региональные экономико-географические и рекреационные особенности, а также существующая транспортная инфраструктура.
Территориальная схема должна представлять эффективную, комплексную систему по обращению с отходами в рамках эксплуатации и строительства межмуниципальных объектов, учитывающих потребности отдельных муниципальных образований и региона в целом, а также учитывать возможность создания межрегиональной кооперации объектов, ориентированных на потребности сразу нескольких субъектов Российской Федерации.
При разработке Территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
Согласно ч.8 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), которая вступает в силу с 1 января 2017 года, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территориальная схема должна быть нацелена на приоритет развития и эксплуатации инфраструктуры, направлена на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в том числе с учётом установленных целевых показателей Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326).
Структура Территориальной схемы должна соответствовать требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197. Допускается наличие иных дополнительных разделов.
Разработанная Территориальная схема в соответствии с п.6 ст.13.3 Закона N 89-ФЗ должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Также Территориальную схему необходимо разместить в формате открытых данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных".
При рассмотрении Территориальной схемы необходимо учитывать следующее:
1. Раздел "Нахождение источников образования отходов" должен содержать (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) перечень источников образования отходов отдельно в отношении образователей твердых коммунальных отходов и других видов отходов, включая отходы производства.
В качестве источников образования отходов перечисляются многоквартирные дома; садовые, дачные и огороднические партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов; здания (помещения) в которых образуются отходы, идентичные по составу твердым коммунальным отходам, в том числе в разбивке по образователям отходов, в отношении которых предполагается устанавливать отдельные нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В качестве источников образования отходов могут не указываться помещения, владельцы которых (в т.ч. арендаторы) не заключили договоры на услуги в сфере обращения с отходами, поскольку такие договоры заключаются владельцами зданий, в которых расположены такие помещения.
В отношении источников образования отходов указываются наименование источника и адрес фактического местонахождения источника образования отходов, который позволяет однозначно установить муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское или сельское поселение с указанием кода ОКТМО), в котором расположен источник.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота указанных сведений в разрезе муниципальных образований (отсутствие или неполнота перечня источников образования отходов и невозможность определить муниципальное образование, в котором они находятся по значительной доле источников образования отходов).
2. Раздел "Количество образующихся отходов" должен содержать сведения (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) о количестве ежегодно образующихся отходов по каждому источнику, полученные на основе информации, предоставленной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых возложена обязанность в соответствии с действующим законодательством представлять соответствующие сведения в уполномоченные органы, либо расчетным способом.
Количественные показатели указываются в тоннах.
Раздел должен содержать данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов (действующему на момент представления респондентами статистической и иной отчётной информации) и их классам опасности от I до V.
Сведения об источниках образования отходов содержат следующую информацию:
а) наименования источников образования отходов;