РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 июня 2016 года N 176-р
Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга
(с изменениями на 21 сентября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21 октября 2016 года N 317-р;
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21 сентября 2022 года N 2441-р.
____________________________________________________________________
В целях приведения организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга в соответствие с нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в сфере оплаты труда:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации).
2. Установить, что Методические рекомендации применяются в отношении работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты), за исключением работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" (далее - Центр).
В отношении работников Центра действуют Методические рекомендации по организации оплаты труда работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр", утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 29.12.2011 N 324-р.
3. Руководителям учреждений социальной защиты обеспечить применение Методических рекомендаций при разработке локальных нормативных актов, регулирующих оплату и стимулирование труда работников указанных учреждений (далее - локальные нормативные акты).
4. Структурным подразделениям Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в пределах своей компетенции оказывать методическую и консультационную помощь при разработке или совершенствовании локальных нормативных актов.
5. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 20.11.2014 N 276-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга".
6. Распоряжение вступает в силу через 10 дней после его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.
7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Буйневича Д.В.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
Методические рекомендации по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга
(с изменениями на 21 сентября 2022 года)
1.1. Методические рекомендации по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1679).
1.2. Методические рекомендации применяются для определения размера заработной платы (оплаты труда) работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга, а также при разработке проектов коллективного договора и (или) локального нормативного акта, регулирующего оплату труда работников указанных учреждений.
1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
базовая единица - величина, принимаемая для расчета должностных окладов, тарифных ставок (окладов), ставок заработной платы работников учреждений социальной защиты, размер которой устанавливается законом о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год (далее - базовая единица);
базовый коэффициент - коэффициент, отражающий уровень образования руководителя, специалиста и служащего учреждения социальной защиты;
базовый оклад, базовая ставка заработной платы - минимальный должностной оклад (оклад), ставка заработной платы руководителя, специалиста и служащего учреждения социальной защиты без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, исчисляемый как произведение базовой единицы на базовый коэффициент;
_______________
Ставка заработной платы применяется в отношении работников, занимающих должности, относящиеся к должностям педагогических работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
государственное учреждение социальной защиты Санкт-Петербурга - государственное учреждение, находящееся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и государственное учреждение социального обслуживания населения, находящееся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - учреждение социальной защиты);
должность - первичная штатная единица, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее руководителя, специалиста и служащего учреждения социальной защиты;
должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника учреждения социальной защиты за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
доплата - дополнительная выплата к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы, носящая компенсационный характер, за дополнительные трудозатраты работников учреждения социальной защиты, которая связана с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов работ;
заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий труда выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);
повышающий коэффициент - относительная величина, применяемая для определения размера повышения базового оклада;
работник учреждения социальной защиты - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с учреждением социальной защиты и занимающее должность руководителя, специалиста и служащего или выполняющее работы по профессии рабочего в соответствии со штатным расписанием учреждения социальной защиты;
работодатель - учреждение социальной защиты, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
система оплаты труда - совокупность взаимосвязанных элементов оплаты труда, включающая размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов), ставок заработной платы, доплаты и надбавки компенсационного характера (компенсационные выплаты), доплаты и надбавки стимулирующего характера (стимулирующие выплаты);
условия оплаты труда - совокупность норм оплаты труда (тарифных ставок (окладов), должностных окладов, ставок заработной платы, доплат, надбавок, премий и других выплат компенсационного и стимулирующего характера), установленных за выполнение трудовых обязанностей, и норм труда, порядок их применения, отражающий особенности деятельности работников учреждения социальной защиты;
фонд оплаты труда (ФОТ) - фонд денежных средств, сформированный учреждением социальной защиты для оплаты труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений социальной защиты.
Иные понятия и термины, применяемые в Методических рекомендациях, используются в значениях, предусмотренных действующим законодательством.
1.4. Система оплаты труда работников учреждений социальной защиты включает в себя размеры должностного оклада, тарифной ставки (оклада), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга), Постановлением N 1679, а также Методическими рекомендациями.
1.4.1. Выплаты компенсационного характера к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам) работников учреждений социальной защиты устанавливаются в процентах к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) и (или) абсолютных размерах в порядке и на условиях, определенных Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
1.4.2. Перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности труда работников учреждений социальной защиты, определенными Комитетом.
1.4.3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих учреждений социальной защиты производится на основе должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений социальной защиты согласно приложению 1 к Постановлению N 1679 и с учетом Методических рекомендаций.
Оплата труда педагогических работников, медицинских работников, работников культуры, работников физической культуры и спорта, работающих в учреждениях социальной защиты, осуществляется в соответствии с Постановлением N 1679 и Методическими рекомендациями.
1.5. Оплата труда рабочих государственных учреждений социальной защиты производится в соответствии с тарифной сеткой по оплате труда рабочих государственных учреждений Санкт-Петербурга согласно таблице 1 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга.
1.6. Методические рекомендации подготовлены с учетом Регионального соглашения между Комитетом Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на 2014-2016 годы (далее - Региональное соглашение), и Трехстороннего Соглашения Санкт-Петербурга на 2014-2016 годы, заключенного в Санкт-Петербурге 10.01.2014 между Правительством Санкт-Петербурга, общественной организацией Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов" и региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга" (далее - Трехстороннее соглашение).
2.1. Организация оплаты труда работников учреждений социальной защиты предусматривает следующие принципы, оказывающие регулятивное воздействие на правоприменительную практику в сфере оплаты труда работников учреждений социальной защиты:
2.1.1. Дифференциация заработной платы работников учреждения социальной защиты в зависимости от занимаемой должности.
2.1.2. Обеспечение зависимости размера оплаты труда от квалификации работников учреждений социальной защиты, условий их труда, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда, а также масштаба и уровня управления учреждением социальной защиты.
2.1.3. Применение выплат компенсационного характера, установленных в порядке и на условиях, установленных Комитетом.
2.1.4. Применение выплат стимулирующего характера, установленных коллективным договором, соглашением, трудовым договором в соответствии с показателями и критериями эффективности труда работников учреждения социальной защиты, определенными Комитетом.
2.1.5. Установление единого порядка отнесения учреждений социальной защиты к группам по оплате труда руководителей с учетом показателей, характеризующих особенности деятельности учреждений социальной защиты.
2.1.6. Обеспечение единого порядка проведения аттестации и тарификации руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений социальной защиты.
2.1.7. Соответствие системы оплаты труда, действующей в учреждении социальной защиты, трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, в том числе Закону Санкт-Петербурга, Постановлению N 1679, иным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в сфере оплаты труда и методическим документам Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в том числе настоящим Методическим рекомендациям.
2.1.8. Применение Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов, а также рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предусмотренных статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.1.9. Установление соответствующих доплат в случае, если минимальный размер заработной платы работника учреждения социальной защиты не соответствует минимальному размеру заработной платы, предусмотренному Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на соответствующий календарный год.
2.2. Учреждение социальной защиты при формировании системы оплаты труда обязано соблюдать и иные принципы правового регулирования в сфере оплаты труда, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
3.1. Под классификацией персонала учреждения социальной защиты (далее - классификация) понимается группировка работников указанного учреждения по ряду признаков. При этом в качестве признаков классификации могут выделяться такие признаки как содержание трудовых функций работника, сфера экономической деятельности, требование к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления работником учреждения социальной защиты соответствующей профессиональной деятельности, и др.
3.1.1. В соответствии с принципом разделения труда персонал учреждения социальной защиты распределяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие (технические исполнители) и рабочие.
При этом к категории "рабочие" относятся лица, принятые в учреждение социальной защиты на выполнение работ с достаточно высокой долей физической нагрузки, то есть работы, выполнение которых связано с преимущественно физическим трудом.
Примерный классификатор должностей (профессий) руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений социальной защиты представлен в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее - Примерный классификатор).
3.1.2. В качестве основных источников установления правильного наименования должностей (профессий) используются следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ):
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОКПДТР).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).
Применение указанных документов характеризуется некоторыми особенностями.
В ОКПДТР, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 367 и введенном в действие с 1 января 1996 года, не только унифицированы и систематизированы записи наименований профессий и должностей работников, но предусматривается распределение должностей работников по соответствующим категориям, а профессий рабочих - по тарифным разрядам.
Так, если должность, включенная в ОКПДТР, закодирована цифрой "1", то такая должность относится к категории "руководитель", а работник, занимающий указанную должность, является руководителем. Аналогичный принцип действует и в отношении других кодов: цифра "2" предполагает, что должность относится к категории "специалист", а цифра "3" обозначает, что должность относится к категории "служащий".
Для профессий рабочих в ОКПДТР указан диапазон тарифных разрядов и номер выпуска ЕТКС.
ЕТКС, утвержденный постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам (далее - Госкомтруд СССР) и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (далее - ВЦСПС) от 31.01.85 N 31-3/30, содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ.
В дальнейшем часть выпусков ЕТКС, принятых в бывшем СССР Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - Минтруд России, Минздравсоцразвития России), были пересмотрены.