ПИСЬМО
от 24 июля 2014 года N 154-01-39/09-ВА
____________________________________________________________________
Приказом Росстандарта от 10 ноября 2015 года N 1745-ст переходный период по применению Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) продлен до 1 января 2017 года.
- Примечание изготовителя базы данных
____________________________________________________________________
В связи с необходимостью разработки нормативно-правовых актов, утверждающих перечни должностей и профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, направляем Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
Также направляем для ознакомления приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.06.2014 за N 32841).
Прошу обеспечить разработку и утверждение перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры Вашего региона, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, и направить соответствующий нормативный документ в Департамент экономики и финансов Министерства культуры Российской Федерации в срок до 31.10.2014.
Обращаем внимание, что во исполнение подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 03.07.2014 N Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы 23 июня 2014 года, в ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" необходимо обеспечить повышение оплаты труда работников организаций культуры (без умета вспомогательного и административно-хозяйственного персонала).
В.В.Аристархов
1. Необходимость утверждения перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры субъекта Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, определяется следующими соображениями.
Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено:
"Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объёмов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы."
Так, решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол N 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.
Согласно пункту 7 данных Единых рекомендаций, установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учётом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части оплаты труда работников бюджетной сферы и положений "Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы", утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.1.2012* N 2190-р.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 26 ноября 2012 года". - Примечание изготовителя базы данных.
Согласно пункту 33 данных Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V названных Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.
В свою очередь, согласно пункту 9 данных Единых рекомендаций, системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая "Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казённых учреждений", утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583.
При этом в "Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы", утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации N 2190-р от 26.11.2012, в разделе IV установлено:
"В "дорожных картах" предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 161:
обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов..."
Та же формулировка вошла в п.11 раздела V "Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р.
Во исполнение данных документов Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ, которым в федеральные органы исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета были направлены "Методические рекомендации для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главными распорядителями средств федерального бюджета, планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями культуры". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа говорится:
"4) Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.
К 2018 году рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.
Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583).
Основной персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители):
- перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 года N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии";
- перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии".
Вспомогательный персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.
К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.
Административно-управленческий персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения."
Документом Пр-3411 от 22.12.2012 "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года" в п.1 "б" также установлено:
"поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных "дорожных карт" в установленных сферах, включая целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций культуры. Срок - январь 2013 года."
Во исполнение данного документа вышло поручение председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N ДМ-П16-7975.
Во исполнение данного поручения Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 30.01.2013 N 557-01-56/04-НМ, которым в субъекты Российской Федерации были направлены "Методические рекомендации по разработке планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа приведён тот же текст, что и в аналогичном письме от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ (см. выше).
Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности".
Исходя из вышеизложенного, существует необходимость издания нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, утверждающих перечни должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
2. Пунктом 7 "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) установлено:
"Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации."
Перечни видов экономической деятельности установлены ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 разработан в соответствии с ОКВЭД, который до 31.01.2014 существовал в 2 версиях:
- ОКВЭД, утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (срок действия данного классификатора (ОК 029-2007, или КДЕС ред.1.1) неоднократно продлевался, в настоящее время до 01.01.2015);
- ОКВЭД, утверждённый постановлением Государственного комитетаРоссийской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст (ОК 029-2001, или КДЕС ред.1, официально не отменён).
Виды экономической деятельности, относящиеся к отрасли культуры, перечислены в разделе ОКВЭД "92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта". Текст данного раздела в обоих версиях ОКВЭД идентичен:
92 | Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
92.1 | Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов |
92.11 | Производство фильмов |
92.12 | Прокат фильмов |
92.13 | Показ фильмов |
92.3 | Прочая зрелищно-развлекательная деятельность |
92.31 | Деятельность в области искусства |
92.31.1 | Деятельность в области создания произведений искусства |
92.31.2 | Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества |
92.31.21 | Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений |
92.31.22 | Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе |
92.32 | Деятельность концертных и театральных залов |
92.33 | Деятельность ярмарок и парков с аттракционами |
92.34 | Прочая зрелищно-развлекательная деятельность |
92.34.1 | Деятельность цирков |
92.34.2 | Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев |
92.5 | Прочая деятельность в области культуры |
92.51 | Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа |
92.52 | Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий |
92.53 | Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников |