МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2013 года N 644-01-54/04-НМ

[Методические рекомендации по разработке плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации, плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры]



Министерство культуры Российской Федерации направляет Методические рекомендации для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главными распорядителями средств федерального бюджета, а также планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников федеральными государственными учреждениями культуры в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2606-р об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры".

Просим представить на согласование указанный проект "дорожной карты" в возможно короткие сроки.

Н.А.Малаков

     

     

Методические рекомендации по разработке плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации, плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры



1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2334), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (далее - Программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст.6909), и планом мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2606-р (далее - "Дорожная карта"), в целях разработки главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС) планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (далее - "дорожная карта"), а также федеральными государственными учреждениями культуры планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников (далее - план учреждения).

2. Методические рекомендации содержат единые методологические подходы к разработке "дорожных карт" и планов учреждений.

3. В настоящих методических рекомендациях приводится примерная структурная схема построения "дорожной карты" и плана учреждения.

4. "Дорожная карта" является документом, отражающим план развития учреждений сферы культуры на период с 2013 по 2018 годы.

План учреждения является документом, отражающим план развития конкретного учреждения на период с 2013 по 2018 годы.

5. "Дорожная карта" (план учреждения) должна состоять из следующих разделов:

I. Цели разработки "дорожной карты" (плана учреждений);

II. Проведение структурных реформ в учреждениях культуры, в том числе, подведомственных ГРБС.

III. Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры учреждений культуры, в том числе, подведомственных ГРБС до 2018 года и меры, обеспечивающие их достижение.

1). Целевые показатели (индикаторы) развития отрасли культуры устанавливаются в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р, федеральными целевыми программами.

2). Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития учреждений культуры, являются:

а) создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных услуг;

б) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

в) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;

г) реорганизация неэффективных учреждений культуры.

IV. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры.

Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).

2.* Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2013-2018 годах.

Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы "зп - культура", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 года N 574.

2) численность работников федеральных государственных учреждений культуры в 2013-2018 годы.

V. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт (указанные мероприятия могут быть включены учреждениями в планы учреждений).

В раздел "Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт" включаются подразделы:

Совершенствование системы оплаты труда, который предусматривает:

1). Ежегодная разработка (изменений) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральным органам государственной власти учреждений культуры и их руководителей с подготовкой соответствующего правового акта федеральных органов государственной власти.

2). Проведение ежегодных мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.

Для возможного привлечения не менее трети средств для достижения требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры рекомендуется провести следующие мероприятия:

реорганизацию неэффективных учреждений путем исключения дублирующих структур, слияния нескольких учреждений;

оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;

вывод непрофильных функций учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг;

сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;

по возможности перевод работников творческих профессий на срочный трудовой договор;

сокращение численности работников, занятых в учреждениях культуры (преимущественно работников административно-управленческого персонала), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда работников учреждения (рекомендуемое сокращение в размере 15-20%).

Аналогичные мероприятия рекомендуются включать в планы учреждений. При этом, по возможности, перевести работников младшего обслуживающего персонала, работающих неполный рабочий день, на условия по договору гражданского правового характера.

3) Внесение изменений в Примерные положения по оплате труда работников учреждений культуры, разработанных нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Указанные изменения учитываются учреждениями в своих Положениях по оплате труда работников.

Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.

В данный подраздел включены мероприятия по приведению трудовых договоров руководителей учреждений культуры в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения культуры, а также граждан, замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения культуры, а также гражданами, замещающими указанные должности. Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; "Российская газета", 2012, 31 декабря) и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства, 2008, N 52 (ч.1), ст.6228; "Российская газета", 2012, 31 декабря).

Также в данный раздел рекомендуем включить мероприятие по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.

Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры.

1). Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры: рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока высококвалифицированных кадров в учреждения культуры.

Следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

Необходимо учесть, что в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений культуры в 2013-2014 годы будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.

Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов "эффективного контракта";

2). Проведение мероприятий по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта.

Отдельно должны быть предусмотрены мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений культуры в связи с введением "эффективного контракта" в 2013-2018 годы.

"Эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении "эффективного контракта" в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Программы будут разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 1 квартале 2013 года.

Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

В качестве одного из мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта", рекомендуется предусмотреть повышение квалификации работников учреждений культуры, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.

Кроме того, рекомендуется в трудовых коллективах, как со стороны администрации учреждений культуры, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работникам культуры и перехода на "эффективный контракт".

Для перехода работников учреждений культуры на "эффективный контракт" необходимо выполнить следующие мероприятия:

- разработка и внедрение типовых норм труда, учитывающих современные требования к оказанию государственных услуг;

- методические рекомендации по разработке федеральными органами государственной власти целевых показателей эффективности подведомственных учреждений;

- утверждение типового контракта с руководителем государственного (муниципального) учреждения, предусматривающего в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат соотношение средней заработной платы работников в данном учреждении, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, со средней заработной платой по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- утверждение рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками при переходе на "эффективный контракт"

- доработка и утверждение критериев и показателей эффективности труда работников учреждений культуры;

- внедрение в учреждениях культуры критериев и показателей эффективности труда работников;

- перевод работников учреждений культуры на "эффективный контракт": работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с руководителями и работниками учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги;

- повышение квалификации работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу по оказанию государственных (муниципальных) услуг.

3). При переводе работников учреждений культуры будет учитываться информация об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта, предусмотренного Программой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»