ПИСЬМО
от 31 января 2013 года N 644-01-54/04-НМ
[Методические рекомендации по разработке плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации, плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры]
Министерство культуры Российской Федерации направляет Методические рекомендации для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главными распорядителями средств федерального бюджета, а также планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников федеральными государственными учреждениями культуры в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2606-р об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры".
Просим представить на согласование указанный проект "дорожной карты" в возможно короткие сроки.
Н.А.Малаков
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2334), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (далее - Программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст.6909), и планом мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2606-р (далее - "Дорожная карта"), в целях разработки главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС) планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (далее - "дорожная карта"), а также федеральными государственными учреждениями культуры планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников (далее - план учреждения).
2. Методические рекомендации содержат единые методологические подходы к разработке "дорожных карт" и планов учреждений.
3. В настоящих методических рекомендациях приводится примерная структурная схема построения "дорожной карты" и плана учреждения.
4. "Дорожная карта" является документом, отражающим план развития учреждений сферы культуры на период с 2013 по 2018 годы.
План учреждения является документом, отражающим план развития конкретного учреждения на период с 2013 по 2018 годы.
5. "Дорожная карта" (план учреждения) должна состоять из следующих разделов:
I. Цели разработки "дорожной карты" (плана учреждений);
II. Проведение структурных реформ в учреждениях культуры, в том числе, подведомственных ГРБС.
III. Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры учреждений культуры, в том числе, подведомственных ГРБС до 2018 года и меры, обеспечивающие их достижение.
1). Целевые показатели (индикаторы) развития отрасли культуры устанавливаются в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р, федеральными целевыми программами.
2). Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития учреждений культуры, являются:
а) создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных услуг;
б) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
в) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;
г) реорганизация неэффективных учреждений культуры.
IV. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры.
Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).
2.* Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
1) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2013-2018 годах.
Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы "зп - культура", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 года N 574.
2) численность работников федеральных государственных учреждений культуры в 2013-2018 годы.
V. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт (указанные мероприятия могут быть включены учреждениями в планы учреждений).
В раздел "Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт" включаются подразделы:
Совершенствование системы оплаты труда, который предусматривает:
1). Ежегодная разработка (изменений) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральным органам государственной власти учреждений культуры и их руководителей с подготовкой соответствующего правового акта федеральных органов государственной власти.
2). Проведение ежегодных мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.
Для возможного привлечения не менее трети средств для достижения требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры рекомендуется провести следующие мероприятия:
реорганизацию неэффективных учреждений путем исключения дублирующих структур, слияния нескольких учреждений;
оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
вывод непрофильных функций учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг;
сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;
по возможности перевод работников творческих профессий на срочный трудовой договор;
сокращение численности работников, занятых в учреждениях культуры (преимущественно работников административно-управленческого персонала), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда работников учреждения (рекомендуемое сокращение в размере 15-20%).
Аналогичные мероприятия рекомендуются включать в планы учреждений. При этом, по возможности, перевести работников младшего обслуживающего персонала, работающих неполный рабочий день, на условия по договору гражданского правового характера.
3) Внесение изменений в Примерные положения по оплате труда работников учреждений культуры, разработанных нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Указанные изменения учитываются учреждениями в своих Положениях по оплате труда работников.
Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
В данный подраздел включены мероприятия по приведению трудовых договоров руководителей учреждений культуры в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения культуры, а также граждан, замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения культуры, а также гражданами, замещающими указанные должности. Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; "Российская газета", 2012, 31 декабря) и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства, 2008, N 52 (ч.1), ст.6228; "Российская газета", 2012, 31 декабря).
Также в данный раздел рекомендуем включить мероприятие по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.
Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры.
1). Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры: рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока высококвалифицированных кадров в учреждения культуры.
Следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.
Необходимо учесть, что в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений культуры в 2013-2014 годы будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов "эффективного контракта";
2). Проведение мероприятий по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта.
Отдельно должны быть предусмотрены мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений культуры в связи с введением "эффективного контракта" в 2013-2018 годы.
"Эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении "эффективного контракта" в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Программы будут разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 1 квартале 2013 года.
Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
В качестве одного из мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта", рекомендуется предусмотреть повышение квалификации работников учреждений культуры, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.
Кроме того, рекомендуется в трудовых коллективах, как со стороны администрации учреждений культуры, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работникам культуры и перехода на "эффективный контракт".
Для перехода работников учреждений культуры на "эффективный контракт" необходимо выполнить следующие мероприятия:
- разработка и внедрение типовых норм труда, учитывающих современные требования к оказанию государственных услуг;
- методические рекомендации по разработке федеральными органами государственной власти целевых показателей эффективности подведомственных учреждений;
- утверждение типового контракта с руководителем государственного (муниципального) учреждения, предусматривающего в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат соотношение средней заработной платы работников в данном учреждении, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, со средней заработной платой по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- утверждение рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками при переходе на "эффективный контракт"
- доработка и утверждение критериев и показателей эффективности труда работников учреждений культуры;
- внедрение в учреждениях культуры критериев и показателей эффективности труда работников;
- перевод работников учреждений культуры на "эффективный контракт": работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с руководителями и работниками учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги;
- повышение квалификации работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу по оказанию государственных (муниципальных) услуг.
3). При переводе работников учреждений культуры будет учитываться информация об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта, предусмотренного Программой.