ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 марта 2013 года N 43
Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в целях реализации в Чеченской Республике политики по улучшению положения детей Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы (далее - Стратегия).
2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики организовать работу по реализации Стратегии.
3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики по реализации Стратегии возложить на Министерство образования и науки Чеченской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дулаеву.
6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х. Эдельгериев
СТРАТЕГИЯ действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.
Стратегия действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013- 2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Главная цель Стратегии - реализация основных направлений государственной политики в сфере детства.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Чеченской Республики. Разработаны проекты нормативных правовых документов, предусматривающих новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, компенсационная выплата взамен на предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей). Решение проблем детства и пути их решения нашли свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Чеченской Республике при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие республики в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование". В республике учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике в аппарате Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Республика приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В республике с ноября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году республика приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей- инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации, реализуемой в Чеченской Республике, является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Более 50% детей, проживающих в республике, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья - недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют от органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми.
В период 2010-2011 гг. реализовывались следующие программы:
1) республиканская целевая программа "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 27 апреля 2010 года N 65, мероприятия которой были направлены на проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества; улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня сиротства;
2) республиканская целевая программа "Социально-реабилитационный комплекс Чеченской Республики "Защитим детей и детство" на 2010- 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 20 октября 2009 года N 195, направлена на формирование механизма защиты детей от насилия и жестокого обращения с ними в масштабе республики; своевременное выявление случаев насилия над детьми в Чеченской Республике (в семьях, социальных учреждениях, школах, на улице); реабилитация детей, уже подвергшихся насилию с использованием современных форм и методов (в том числе арт-терапии, музыкотерапии, трудотерапии и т.п.);
3) республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 6 августа 2008 года N 158, предусматривает социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, снятие психологического стресса, обеспечение духовного и культурного роста, получение образования, приобщение несовершеннолетних к занятиям спортом, организация досуга детей из кризисных семей в выходные и каникулярные дни и оздоровительного отдыха в летнее время.
В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 февраля 2010 года N 23 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка, одновременно родившегося в составе трех и более детей в Чеченской Республике" дети, родившиеся в составе тройни, четверни ежемесячно получают дополнительное пособие в размере 1000 рублей на каждого.
Несмотря на комплекс проводимых мероприятий количество семей, входящих в группу социального риска, нуждающиеся в срочной помощи в кризисных ситуациях, а также экстренной психологической помощи остается высоким. Поэтому решение первоочередных проблем семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Чеченской Республике должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка.
В Чеченской Республике должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
В Чеченской Республике должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка.
В Чеченской Республике должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства.
В Чеченской Республике необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей.
В Чеченской Республике во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей.
В Чеченской Республике реализация политики в области детства должна основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка.
В Чеченской Республике деятельность по решению проблем детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественнопрофессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес- сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Расширение возможности доступа к культурным ценностям.
В Чеченской Республике необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.
Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов законодательной и исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Реализация Стратегии предусматривает осуществление мер по основным направлениям: доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются;
- дефицит дошкольных образовательных учреждений для детей до трех лет;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования и использование электронных образовательных ресурсов в целостном процессе обучения и воспитания детей;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
За последние три года в республике проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Необходимым условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.