ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2010 года N 65
О республиканской целевой программе "Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы
{Утратило силу в связи с истечением срока действия}
В целях реализации социальной политики и улучшения системы защиты детей в Чеченской Республике Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики и министерству финансов Чеченской Республики при формировании проектов республиканского бюджета на 2011 год предусмотреть средства на финансирование мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 24 февраля 2009 года N 9 "О республиканской целевой программе "Право ребенка на семью" на 2009-2011 годы" признать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.Х.Вайханова.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
О.Х. Байсултанов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы"
г.Грозный
Наименование программы | "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы" |
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) | |
Государственный заказчик Программы | министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики |
Цель и задачи Программы | к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Чеченской Республике относятся: |
проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия; | |
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | |
создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества; | |
улучшение комплексных показателей здоровья и развития, детей, снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике; | |
создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышения социального статуса семей с детьми в Чеченской Республике. | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей; |
количество семей, находящихся в социально-опасном положении; | |
доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей; | |
доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, к общему числу не обучающихся и не работающих детей; | |
численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | |
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от вновь выявленных | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2011 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования Программы с расшифровкой по годам | Общая потребность финансового обеспечения из бюджета республики на 2010-2011 годы - 26 250 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, |
в том числе: в 2010 г. - 12 250,0 тыс. руб.; | |
в 2011 г. - 14 000,0 тыс. руб. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 95,3 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей; |
увеличение доли детей-инвалидов, получивших | |
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 9,0 процента от общего количества детей-инвалидов; | |
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 100 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 2) |
II. Общие положения
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы" (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 февраля 2005 года N 5 "О порядке разработки республиканских целевых программ", основными федеральными и республиканскими правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. Количество детей, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2008 году увеличилось в пять раз и составило 2652 чел. (в 2007 году - 512 чел.). Количество детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, выросло в два раза. В Чеченской Республике на данный момент насчитывается 468486 детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 4527 детей, из числа которых переданы под опеку, попечительство - 4397д., усыновлены -130д.;
дети, находящиеся в социально-опасном положении - 48;
дети-инвалиды - 43019
Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и интеграции в общество.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Чеченской Республике является создание системы всесторонней поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В 2003 году создан и успешно функционирует Республиканский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в указанном учреждении возросла с 1,5 процента в 2007 году до 2,8 процентов в 2009 году. Согласно банку данных министерства труда, занятости и социального развития в республике в настоящее время насчитывается 43019 детей-инвалидов, которые нуждаются в качественной и регулярной медико-психологической и социальной помощи. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Количество детей-инвалидов за последние три года возросло в полтора раза 2006 г. - 23863 чел; 2007 г. -28151 чел.; 2008 г. - 34476 чел.; 2009 г. - 43019 чел. Фушщионирующий в республике единственный медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями на 90 мест не в состоянии решить проблему данной категории детей. Указанное учреждение способно охватить реабилитацией в год всего лишь 650-750 детей и подростков с ограниченными возможностями, что от общего числа детей-инвалидов составляет 2,5% . Размер государственной пенсии, как правило, значительно отстает от размера прожиточного минимума и не может кардинально улучшить положение этой социально-обездоленной категории детей. Более того, по причине высокой дотационности республиканского бюджета, нет возможности оказания системной материальной помощи детям-инвалидам, нуждающимся в иногороднем лечении.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, социальным сиротством обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Особенность Программы состоит в следующем:
ориентированность на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного благополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.
Реализация программы способствовала бы мобилизации финансовых ресурсов на цели улучшения положения детей.
IV. Основная цель, задачи и структура Программы
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике, оптимизация бюджетных расходов.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, экономических, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в республике.
V. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы.
Программа "Право ребенка на семью" содержит систему мер, направленных на снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике.
В программе планируется:
отработать и внедрить технологии по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации семьи;
разработать и внедрить стандарты и нормативы профилактических услуг;
внедрить эффективные технологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение этих семей;
подготовить кадры, способные решать новые задачи;
привлечь новых агентов, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для семей с детьми.
Система программных мероприятий приведена в Приложении 1.
VI. Ресурсное обеспечение
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
Таблица 1
Источник финансирования | 2010 г. | 2011 г. | Всего за 2010-2011гг. |
Республиканский бюджет, млн. руб. | 12,25 | 14,0 | 26,25 |
Итого привлечено средств | 12,25 | 14,0 | 26,25 |
VII. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
Исполнителями Программы являются организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовьк форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий.
В ходе реализации Программы государственный заказчик Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключающую дублирование программных мероприятий.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм.
VIII. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, которое наделяется необходимыми полномочиями.
Заказчик Программы несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации Программы, сбор, обобщение и анализ сводной финансовой и статистической информации, а также координирующее взаимодействие деятельности субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий.
Заказчик Программы обобщает и анализирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.