ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 года N 51-п
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 9 октября 2013 года N 420-п
____________________________________________________________________
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 года N 199-п]
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы", в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 июля 2012 года N 227-п "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы" (далее – Программа) с входящими в ее состав целевыми программами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: "Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; "Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"; "Развитие мясного скотоводства"; "Поддержка малых форм хозяйствования"; "Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса"; "Развитие системы заготовки и переработки дикоросов"; "Устойчивое развитие сельских территорий" (приложение).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
[Приложение изменено Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 года N 199-п]
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014-2020 годах"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Соисполнители Программы | Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Целевые программы | "Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" ; |
Цели Программы | устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – автономный округ), повышение конкурентоспособности продукции, произведенной на территории автономного округа |
Задачи Программы | создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства и рыбной отрасли: |
Целевые индикаторы и показатели Программы | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) не ниже 101,1% к предыдущему году; |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014-2020 годы |
Финансовое обеспечение Программы | федеральный бюджет: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | доля собственной произведенной продукции автономного округа от норматива потребления продукции: |
Агропромышленный комплекс автономного округа, являясь многоотраслевым сектором экономики, объединяет целый ряд жизнеобеспечивающих функций государства: экономических, социальных, экологических и политических. Современный уровень сельского хозяйства выдвигает на первый план задачу эффективного использования имеющегося экономического потенциала и мобилизации внутренних ресурсов.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития аграрного сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Незначительность экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Уровень заработной платы в агропромышленном комплексе на протяжении многих лет остается одним из самых низких среди отраслей экономики автономного округа.
В целом низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве, дефицитом квалифицированных кадров как менеджеров, так и работников массовых профессий.
В данной ситуации государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Рыбное хозяйство в экономике страны играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции, сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей. При этом, прежде всего, рыбная отрасль рассматривается как источник обеспечения населения страны продуктами питания.
Автономный округ обладает значительным рыбохозяйственным фондом водоемов. На его территории имеется более 20,5 тыс. рек общей протяженностью 164032 км и более 25,3 тыс. озер общей площадью 1725,5 тыс. га.
В настоящее время рыбохозяйственный фонд водоемов автономного округа осваивается ориентировочно лишь на 4,91 % по рекам и 3,25 % по озерам.
Таким образом, в целом по автономному округу имеется значительный резерв по освоению рыбохозяйственного фонда водоемов, следовательно, и по изъятию существенной части рыбных ресурсов.
Сельская местность автономного округа состоит из 167 сельских населенных пунктов, расположенных на территории 58 сельских и 7 городских поселений.
Численность сельского населения автономного округа на 1 января 2012 года составила 130,4 тыс. человек (8,4 % общей численности постоянного населения). Это одна из особенностей социально-экономического развития сельской местности автономного округа, которая обусловлена устойчивым снижением доли сельского населения в связи с ростом городов и промышленных зон с начала активного промышленного освоения топливно-энергетического комплекса автономного округа.
Основными проблемами социально-экономического развития сельских населенных пунктов, характерными для большинства поселений в среднесрочной перспективе, являются:
1) сокращение численности и старение населения, отток молодежи из села;
2) низкий уровень жизни в сельских населенных пунктах при значительной социальной и экономической дифференциации - уровень среднедушевых доходов сельского населения значительно ниже среднеокружного;
3) высокий уровень официально зарегистрированной безработицы в связи с отсутствием развитой системы рабочих мест на территории сельских поселений. Усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров;
4) низкий уровень состояния материально-технической базы социальной сферы, который обеспечивает минимальные потребности сельского населения в получении социальных услуг. Качество общедоступной социальной инфраструктуры недостаточное;
5) недостаточный уровень инвестирования, что приводит к высокому износу основных производственных фондов (более 60 %);
6) сложное финансовое положение организаций агропромышленного комплекса, что обусловлено диспаритетом цен на производимую продукцию и материально-технические ресурсы, низкой концентрацией сельскохозяйственного производства, отсутствием прочной кормовой базы (завоз 100 % концентрированных кормов из-за пределов автономного округа), недостатком оборотных средств, отсутствием источников инвестиций, значительной кредиторской задолженностью, недостатком квалифицированных кадров руководителей и специалистов;
7) недостаточно развита деятельность по заготовке и переработке дикорастущей продукции;
8) ограниченный доступ малого бизнеса к материальным ресурсам, отсутствие необходимой рыночной инфраструктуры, затруднен сбыт продукции;
9) утрачены позиции потребительской кооперации в обеспечении сельского населения товарами повседневного спроса;
10) отсутствие транспортной доступности некоторых сельских населенных пунктов с административными центрами;
11) отсутствие удовлетворённости сельского населения в услугах телефонной и телекоммуникационной связи;
12) усиление дифференциации в социально-экономическом развитии сельских поселений и городов - все сельские поселения автономного округа являются дотационными.
Исходя из наличия ресурсного потенциала территорий, предполагается развивать агропромышленный комплекс автономного округа по следующим приоритетным направлениям:
растениеводство закрытого (защищенного) грунта - в пригородных зонах с наличием природного газа или отходящего тепла предприятий, например, газокомпрессорных станций (энергетический ресурс). Экономическая составляющая данного направления: низкий уровень затрат на транспортировку и высокая конкурентоспособность продукции, более высокая вероятность обеспечения квалифицированным обслуживающим персоналом, наличие централизованного электроснабжения с высоким качеством потребляемой электроэнергии, обеспечивающей бесперебойную работу систем программного управления (г.г. Ханты-Мансийск, Радужный, Белоярский, Сургут, Урай, Нижневартовск, Нягань);
растениеводство открытого грунта - это выращивание востребованной на местных рынках экологически чистой продукции овощей, в том числе раннего и среднераннего картофеля. Для максимального удовлетворения потребности населения в таких продуктах питания предлагается развивать данное направление во всех муниципальных образованиях автономного округа;
молочное животноводство - учитывая ценность свежего молока и потребность в нем для детского питания, потери его качества при транспортировке, предполагается развивать товарное молочное производство вблизи городов, крупных населенных пунктов, с возможностью ежегодной заготовки грубых и сочных кормов в необходимом объеме (Нефтеюганский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) и вблизи промышленных городов на завозных кормах (г.г. Белоярский, Урай, Сургут, Нижневартовск, Нягань, Югорск);
мясное животноводство - в связи с возможностью реализации данного направления в различных формах (свиноводство, разведение специализированных пород скота, птицы) предлагается развивать его во всех муниципальных образованиях автономного округа. Свиноводство, производство мяса птицы базируется на 100 % ввозимых на территорию автономного округа кормах;
оленеводство - на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (Березовский, Белоярский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы);
звероводство - ведение данного направления в местах, максимально связанных и приближенных к местам вылова и переработки рыбы, как источниках кормовой базы (Белоярский район – с. Казым, Кондинский район, Нижневартовский район – с. Охтеурье, Ханты-Мансийский район – с. Шапша);
птицеводство - предлагается приоритетно развивать в пригородных зонах, исходя из следующих критериев: низкий уровень затрат на транспортировку и высокая конкурентоспособность продукции (г.г. Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургут, Белоярский);