ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 года N 1481-ПП
Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области" на 2011-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года", Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2010 N 1133-ПП "О Перечне областных государственных целевых программ, планируемых к финансированию за счет средств областного бюджета в 2011 году" ("Областная газета", 2010, 6 августа, N 281-282) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.09.2010 N 1292-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), от 07.09.2010 N 1296-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343), Законом Свердловской области от 12 ноября 1997 года N 64-ОЗ "О физической культуре и спорте в Свердловской области" ("Областная газета", 1997, 18 ноября, N 174) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета", 1998, 24 ноября, N 212), Законами Свердловской области от 28 декабря 1999 года N 41-ОЗ ("Областная газета", 1999, 31 декабря, N 258), от 29 октября 2007 года N 115-ОЗ ("Областная газета", 2007, 31 октября, N 370-375), от 26 декабря 2008 года N 140-ОЗ ("Областная газета", 2008, 27 декабря, N 414-415), от 20 февраля 2009 года N 6-ОЗ ("Областная газета", 2009, 25 февраля, N 51-52), от 19 февраля 2010 года N 8-ОЗ ("Областная газета", 2010, 24 февраля, N 56-57), от 25 июня 2010 года N 45-ОЗ ("Областная газета", 2010, 30 июня, N 229-230), Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области" на 2011-2015 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 31.07.2008 N 812-ПП "Об областной государственной целевой программе "Обеспечение развития деятельности в сфере физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни в Свердловской области" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, 16 октября, N 7-9, ст.1215) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2010 N 1040-ПП ("Областная газета", 2010, 13 июля, N 243-244).
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министра по физической культуре и спорту Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Рапопорта Л.А.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин
Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы
Свердловская область по основным показателям развития физической культуры и спорта является одной из ведущих областей Российской Федерации. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Свердловской области продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на всероссийском и международном уровне. Серьезное внимание уделяется подготовке спортивного резерва.
Вместе с тем существуют негативные тенденции, обусловленные следующими проблемами в области физической культуры и спорта.
1. Недостаточное привлечение жителей Свердловской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
В рамках Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" предусматривается, что к 2015 году численность занимающихся физической культурой и спортом в стране должна составить 30 процентов от общей численности населения. Аналогичные задачи поставлены перед субъектами Российской Федерации.
В течение 2009 года на территории Свердловской области организовано 7330 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых приняли участие 780343 человека.
В Свердловской области систематически занимается физической культурой и спортом 667,5 тыс. человек, что составляет 15,2 процента от общего числа жителей области. Для сравнения, в Московской области данный показатель составляет 19 процентов от количества всех жителей области, в России в целом - 20 процентов от общего числа населения страны, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов.
Хотя в настоящее время в Свердловской области и наблюдается положительная динамика этого показателя (таблица 1), однако темпы прироста не позволяют достичь указанных параметров к отчетному периоду.
Таблица 1
Показатель | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Удельный вес населения Свердловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в процентах от общей численности населения Свердловской области) | 11,9 | 13,0 | 14,1 | 15,0 | 15,2 |
В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан.
2. Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Свердловской области.
Наличие и качество спортивных сооружений является наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
Для многих видов спорта в Свердловской области не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях.
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений Свердловской области составляет 24,3 процента от нормативного значения, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.99 N 1683-р.
Несмотря на усилия последних лет, направленные на развитие материальной базы физической культуры и спорта, обеспеченность населения объектами спортивной инфраструктуры в Свердловской области остается недостаточной и составляет по состоянию на 2009 год:
спортивными залами - 41,5 процента от норматива;
плавательными бассейнами - 11,1 процента от норматива;
плоскостными сооружениями - 49 процентов от норматива.
Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребностям растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом. Проведенные исследования показали, что относительно "молодыми" (возраст до 20 лет) являются 27 процентов спортивных объектов области.
Капитальный ремонт и строительство спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, горнолыжные трассы, ледовые дворцы, позволят создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом различных слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также подготовки и проведения в Свердловской области крупномасштабных соревнований.
Кроме того, в рамках действующей в России подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7, особую актуальность приобретает развитие футбола в Свердловской области.
Вовлечение населения области в занятия футболом должно быть реализовано прежде всего путем укрепления и расширения материально-технической базы данного вида спорта, в частности, с помощью строительства и реконструкции имеющихся футбольных полей (стадионов), универсальных спортивных площадок в муниципальных образованиях в Свердловской области.
3. Отсутствие эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и России.
Развитие спорта высших достижений является неотъемлемой частью решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.08.2009 N 1101-р.
На протяжении многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав национальных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. Участие и результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх, всероссийских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские, Сурдолимпийские игры и игры специальной Олимпиады, всегда рассматривались как важный фактор укрепления социально-экономического имиджа Свердловской области и являлись примером для подражания детей и молодежи.
Несмотря на достижения последних лет, растущая конкуренция на международной спортивной арене требует от Свердловской области использования всего потенциала региона, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал, для достижения высоких результатов в соревнованиях международного уровня.
Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, включая адаптивные виды спорта, не позволяет осуществлять целенаправленную подготовку свердловских спортсменов к летним XXX Олимпийским и XIV Паралимпийским играм 2012 года в городе Лондоне, XXII зимним Олимпийским и XI Паралимпийским играм 2014 года в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в городе Казани.
Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности свердловского спорта.
Использование программно-целевого метода позволит создать полноценные условия спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их социально-бытовых условий.
Выбранный в настоящей областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в свердловской области" на 2011-2015 годы (деле - Программа) курс на увеличение объемов финансирования мероприятий, связанных с развитием спорта высших достижений, безусловно приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов-профессионалов высокого класса, способных достойно представлять Свердловскую область на международной арене.
4. Отсутствие механизма государственной поддержки общественных организаций спортивной направленности.
Одной из задач государства в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и иные организации) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями. Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
В Свердловской области отсутствует механизм развития клубной системы и государственной поддержки общественных организаций в области физической культуры и спорта. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны Свердловской области не позволяет в полной мере проводить углубленную учебно-тренировочную подготовку для повышения мастерства и увеличения результативности ведущих спортсменов области, включая подготовку спортивного резерва, а также обеспечить полноценное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории области.
Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должна быть направлена прежде всего на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.
Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в Свердловской области.
Преимущества решения рассматриваемых проблем программно-целевым методом заключаются в следующем:
1) системный (комплексный) подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Свердловской области, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий;
2) распределение полномочий и ответственности. Выполнение программных мероприятий позволяет разделить направления деятельности между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, а также вовлечь в реализацию Программы общественные организации, предпринимательские структуры;
3) наблюдение и контроль. Мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий и координировать их.
При определении приоритетов в решении имеющихся проблем программно-целевым методом возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части федеральных, региональных, муниципальных и внебюджетных источников.
Использование программно-целевого метода позволяет Министерству по физической культуре и спорту Свердловской области развивать творческую инициативу и самостоятельность всех специалистов сферы физической культуры и спорта, вовлекая их в выполнение программных мероприятий, разработку методик, технологий по совершенствованию процесса физического воспитания.
Программа позволяет концентрировать усилия на решении ключевых проблем развития физической культуры и спорта, ускорять весь цикл "от идеи до внедрения".
Неэффективное управление Программой может привести к недостижению цели и невыполнению задач Программы, обусловленных, в частности, срывом программных мероприятий, а также нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем заключаются в следующем.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление запланированных темпов развития физической культуры и спорта вследствие снижения финансовых поступлений из федерального, областного и муниципального уровня бюджетов, также из внебюджетных источников финансирования.
Административный риск применения программно-целевого метода решения проблем заключается в неисполнении в полном объеме программных обязательств органами исполнительной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, что приведет к неравномерному развитию физической культуры и спорта в Свердловской области и диспропорциям в отчетных показателях, в том числе риску несвоевременной коррекции мероприятий по результатам достигнутых показателей.
Способами ограничения данных рисков являются:
1) регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего муниципальные образования в Свердловской области выполнять принятые на себя обязательства;
2) своевременная корректировка мероприятий Программы;