Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2010 года N 1473-ПП

Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП

____________________________________________________________________


Во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 29.07.2010 N 1133-ПП "О перечне областных государственных целевых программ, планируемых к финансированию за счет средств областного бюджета в 2011 году" ("Областная газета", 2010, 6 августа, N 281-282) с изменениями, внесенным постановлениями Правительства Свердловской области от 07.09.2010 N 1292-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), 07.09.2010 N 1296-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343), в целях улучшения демографических показателей на территории Свердловской области Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы (прилагается).

2. Признать утратившими силу с 1 января 2011 года следующие Постановления Правительства Свердловской области:

1) от 10.07.2008 N 700-ПП "Об областной государственной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2009 - 2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-4, ст.1143);

2) от 30.07.2008 N 808-ПП "Об областной государственной целевой программе "Здоровье работающего населения Свердловской области" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-9, ст.1211);

3) от 30.07.2008 N 810-ПП "Об областной государственной целевой программе "Совершенствование и дальнейшее развитие специализированной наркологической помощи жителям Свердловской области" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-9, ст.1213);

4) от 30.07.2008 N 811-ПП "Об областной государственной целевой программе "Предупреждение распространения туберкулеза на территории Свердловской области", на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-9, ст.1214).

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области - министра экономики Свердловской области Максимова М.И.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 11 октября 2010 года N 1473-ПП

Областная целевая программа "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


В Свердловской области сохраняется регрессивная структура населения, которая характеризуется низким удельным весом детского населения и высокой долей лиц пенсионного возраста. Показатель смертности в трудоспособном возрасте в 2009 году составил 6,46 человека на 1 тыс. трудоспособного населения (2006 год - 7,51), при этом на первом месте в структуре смертности в трудоспособном возрасте - травмы и отравления, на втором месте - сердечно-сосудистые заболевания, на третьем - онкологическая патология.

В структуре общей смертности максимальный удельный вес (более 85 процентов) занимают те же причины (первое место - сердечно-сосудистые заболевания, второе - злокачественные новообразования, третье - травмы и отравления).

В связи с вышесказанным в областную целевую программу "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) включен раздел по предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний, направленный в первую очередь на работу первичного звена и организацию максимально раннего воздействия на очаг поражения с применением прогрессивных методов диагностики и лечения и раздел по предупреждению и раннему выявлению онкологической патологии, включающий приобретение современного лечебного и диагностического оборудования для медицинских учреждений Свердловской области (здесь необходимо учитывать, что Свердловская область претендует на включение в 2011 году в федеральную онкологическую программу с обязательным софинансированием из средств областного бюджета).

Мероприятия по предупреждению наркомании, алкоголизма и токсикомании (в том числе острых отравлений) на территории области включены в Программу в качестве направления "Комплексные меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма и токсикомании на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы. В настоящее время под наблюдением врачей психиатров-наркологов находилось 65226 человек (в 2008 году было на 228 человек больше). В 2009 году показатель общей заболеваемости наркоманией по сравнению с 2005 году увеличился на 25 процентов. Данный показатель отражает в целом неблагоприятную обстановку, связанную с увеличением экспорта опиатов в Россию. Тенденция к увеличению показателя будет сохраняться еще 1,5 - 2 года. Программы, направленной на профилактику алкоголизма в Свердловской области, в настоящее время не существует, по этой причине в настоящей Программе предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику, раннюю диагностику и лечение алкогольных психозов и алкоголизма.

Наиболее значимый в формировании важнейших демографических показателей (заболеваемость, смертность, инвалидизация) и угрожающий характер в современных эпидемиологических, экономических и социальных условиях из всех нозологий приобретает распространение социально значимых заболеваний. Без принятия своевременных мер ситуация, связанная с развитием социально значимых заболеваний, может составить угрозу для национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящую Программу включены разделы, составляющие федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)": разделы "Онкология", "Вирусные гепатиты", "ВИЧ-инфекция", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Психические расстройства", "Сахарный диабет", "Туберкулез", а также направление "Вакцинопрофилактика".

В рамках разделов по социально значимым заболеваниям запланированы следующие мероприятия: организация оказания своевременной, качественной и доступной медицинской помощи, стабилизация эпидемиологической ситуации в регионе, осуществление профилактических мероприятий среди населения, развитие системы динамического контроля за социально значимыми заболеваниями, повышение уровня знаний о существующей эпидемиологической ситуации, развитие и совершенствование материально-технической базы областных государственных учреждений здравоохранения.

Таким образом, Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с социально значимыми заболеваниями и их осложнениями, обеспечению раннего выявления и повышению качества диагностики социально значимых заболеваний, повышению качества оказания специализированной медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями, снижению заболеваемости и смертности больных социально значимыми заболеваниями, снижению инвалидизации больных социально значимыми заболеваниями, особенно в трудоспособном возрасте; улучшению качества жизни больных социально значимыми заболеваниями.

В группе социально значимых заболеваний необходимо отдельно выделить вопрос заболеваемости и распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции с учетом наличия на территории Свердловской области большого количества учреждений уголовно-исправительной системы, в которых содержится значительное число инфицированных лиц; и благополучие этих учреждений влияет на эпидемиологическую обстановку в регионе в целом. Свердловская область занимает 2 место в Российской Федерации по количеству заключенных и подследственных, 95-97 процентов из них после освобождения продолжают жить на территории Свердловской области. На сегодняшний день в учреждениях уголовно-исполнительной системы Свердловской области содержится 2446 человек больных активным туберкулезом, и 4115 человек ВИЧ-инфицированных, из них с сочетанием ВИЧ-туберкулез - 416 человек. В 2009 году из учреждений главного управления федеральной службы исполнения наказаний освободилось 715 человек, проходивших лечение от активного туберкулеза, но нуждающихся в дальнейшем лечении; и 1204 больных ВИЧ-инфекцией. Ежегодно в структуре вновь выявленных больных жителей Свердловской области 14-15 процентов - освободившиеся из колоний Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, каждый больной туберкулезом инфицирует порядка 50 - 60 человек в год. Данный контингент больных - основной поставщик туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. В настоящее время после освобождения недолеченные лица, подлежащие наблюдению в связи с туберкулезом, в 70 процентов случаев на медицинский учет не встают и лечение не продолжают. При наличии хорошей материально-технической базы туберкулез в большинстве случаев может быть излечен за период пребывания больного в колонии, ВИЧ-инфицированные пациенты могут пребывать в стадии пре-СПИДа и бессимптомного течения заболевания. Мероприятия для колоний Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний, предусмотренные Программой, позволят во многом решить данные проблемы.

Важнейшим вопросом является сохранение и укрепление здоровья, профилактика и лечение хронических заболеваний у детей и подростков. 70 процентов детского населения в Свердловской области - это дети школьного возраста (7-18 лет). При этом наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается именно в этом возрастном отрезке. За весь период обучения в школе распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, нарушений осанки - в 1,2 раза, понижения остроты зрения - в 4 раза, патологии органов пищеварения - в 13 раз.

В настоящее время назрела необходимость обратить особое внимание на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям школьного возраста в условиях непрерывного учебного процесса, развитие профилактических направлений, мотивации к здоровому образу жизни, а также консолидацию усилий педагогов, медицинских работников, родителей по воспитанию здорового поколения. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях должно обеспечить возможность реализации оздоровительных технологий на современном уровне.

Программа позволит вывести организацию медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на качественно новый уровень, что в будущем позволит снизить такие показатели, как заболеваемость и инвалидизация.

Согласно Закону Свердловской области от 21 декабря 2001 года N 73-ОЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний на территории Свердловской области" ("Областная газета", 2001, 25 декабря, N 255), Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, Министерство здравоохранения Свердловской области ежегодно в пределах лимита бюджетных обязательств приобретает для учреждений здравоохранения области медицинские иммунобиологические препараты для проведения профилактических прививок, включенных в региональный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Свердловской области.

Вся территория Свердловской области признана эндемичной по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом, при этом очаговые и менингеальные формы регистрируются у 35-40 процентов заболевших. Показатели заболеваемости по области превышают средний показатель по Российской Федерации в 2-3,5 раза. Инфицирование вирусом папилломы человека является важнейшим фактором риска развития рака шейки матки. Вакцинация против папилломавируса предотвращает порядка 90 процентов случаев кондиломатоза, являющегося предраковым заболеванием, и более 70 процентов случаев рака шейки матки. Реализация Регионального календаря профилактических прививок на территории Свердловской области позволит значительно сократить заболеваемость прививаемыми инфекциями, снизить расходы здравоохранения и сэкономить значительные финансовые средства бюджетов всех уровней.

Актуальным является включение в Программу направления "Совершенствование развития судебно-медицинской и патологоанатомической служб Свердловской области". Материально-техническая база ряда патологоанатомических (судебно-медицинских) моргов не соответствует изменившимся и действующим в настоящее время санитарным нормативам (СанПиН). Соответственно можно говорить о низком уровне медицинского обслуживания населения Свердловской области в судебно-медицинской его составляющей.

Несмотря на улучшение оснащенности учреждений здравоохранения вычислительной техникой с 2005 года, растет износ и технологическое устаревание этой техники. В настоящее время 95,3 процента учреждений здравоохранения имеют доступ в Интернет, только 32,2 процента учреждений здравоохранения имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет по выделенной линии. Технические возможности провайдеров не всегда могут предложить учреждениям здравоохранения экономичные варианты подключения к высокоскоростному выделенному каналу связи. В 95 процентах учреждений решение вопросов защиты информации в информационных системах учреждений здравоохранения ограничивается организационно-распорядительной документацией. Реализация данного направления позволит создать информационно-техническую инфраструктуру системы здравоохранения Свердловской области, начиная с поликлинической службы и заканчивая стационарным звеном здравоохранения, повысить эффективность управленческой деятельности в сфере здравоохранения на уровне учреждения здравоохранения, муниципального образования и Свердловской области посредством внедрения автоматических учетно-отчетных систем, мониторингов принимаемых мер, повышения оперативности получения информации, повысить эффективность взаимодействия пациентов, учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением с учетом применения информационных технологий.

Состояние сельского здравоохранения характеризуется низкой укомплектованностью врачами, оказанием медицинской помощи преимущественно средними медицинскими работниками, укоренению системы пассивной обращаемости населения за медицинской помощью только при развитии заболевания. На территории Свердловской области организовано и функционирует 622 фельдшерско-акушерских пункта. Число жителей населенных пунктов Свердловской области, получающих медицинскую помощь в условиях фельдшерско-акушерских пунктов, составляет 310 тысяч человек. Реализация данного направления позволит улучшить материально-техническую базу фельдшерско-акушерских пунктов и общих врачебных практик, организовать лабораторное обследование пациентов, повысить доступность первичной медицинской помощи населению.

Основной проблемой в оказании качественной и доступной медицинской помощи населению остается слабая материально-техническая база медицинских учреждений, функционирование муниципальных и областных государственных медицинских учреждений в старых помещениях с большим процентом износа, требующих капитального ремонта. Необходимо отметить, что с момента начала реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" медицинское оборудование лечебно-профилактических учреждений области значительно обновилось. Вместе с тем для внедрения и развития современных эффективных методов диагностики и лечения требуется значительное дооснащение учреждений здравоохранения.

Большое значение для стабилизации экологической обстановки в регионе, являющейся важнейшим фактором риска многих инфекционных заболеваний, заболеваний органов дыхания, онкологической патологии, имеет проблема утилизации отходов, в том числе в учреждениях здравоохранения. Оснащенность лечебно-профилактических учреждений Свердловской области необходимой аппаратурой для дезинфекции и утилизации медицинских отходов недостаточна. Программа позволит оснастить государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" современным оборудованием для утилизации и обеззараживания медицинских отходов.

На территории Свердловской области ежегодно регистрируется новые случаи профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний: в 2009 году показатель профессиональной заболеваемости составил 3,32 человека на 10000 работающих, что выше общероссийского показателя. Отмечается рост количества сочетанных профессиональных заболеваний, удельного веса тяжелых форм. В связи с этим назрела необходимость в изменении и повышении эффективности всего комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику еще не сформированной профессиональной заболеваемости и увеличение выявляемости имеющейся профессиональной заболеваемости, особенно на ранних стадиях развития. Мероприятия Программы являются составной частью реализации Концепции "Развитие медицины труда в Свердловской области" на 2004-2015 годы.

Актуальность Программы обусловлена прогнозируемым в результате ее реализации улучшением демографической ситуации в области, а также масштабами ущерба (медицинского, социального, экономического, политического, экологического, потерями системы образования), наносимых существующими проблемами по вопросам, составляющим направления Программы, в Свердловской области в настоящее время.

Включенные в Программу мероприятия решают задачи, в том числе межведомственные, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Каждое направление имеет форму проекта, в реализации которого задействованы различные субъекты деятельности, участвующие в реализации узких отраслевых вопросов. Выполнение мероприятий по каждому направлению способствует реализации цели и задач Программы.

Учитывая сложность проблем и необходимость их комплексного и системного решения, представляется наиболее эффективным решать их в рамках Программы с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и получить системный эффект, выраженный в повышении своевременности, качества и доступности медицинской помощи населению. Кроме того, использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит минимизировать потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечить их достижение в более короткие сроки.

Консолидация ресурсов позволит более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отрасли, повысить степень координации и качество управления Программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в социально значимые сферы по многим направлениям в целях формирования единого цикла оказания медицинской помощи, начиная от профилактических мероприятий и заканчивая оказанием высокотехнологичной медицинской помощи и реабилитации.

Без реализации мер программно-целевого регулирования решение существующих проблем представляется недостаточным, поскольку в этом случае финансирование по отдельным направлениям не приведет к значимому системному улучшению в вопросах оказания медицинской помощи и выраженному социально-экономическому эффекту.

В конечном итоге это может привести к отставанию системы здравоохранения Свердловской области от уровня достижений ведущих стран в области здравоохранения, к потере кадрового потенциала и, как следствие, к снижению в среднесрочной и долгосрочной перспективе качества услуг в указанной сфере деятельности.

Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность решения стоящих перед отраслью проблем.

В качестве возможных подходов к решению проблем рассматривались пассивный и активный варианты.

При пассивном варианте решения проблем осуществляется объединение всего комплекса мероприятий в Программу с сохранением структуры и объемов финансирования мероприятий, касающихся вопросов здравоохранения, предусмотренных утвержденными на 2007-2010 годы областными целевыми программами, а также мероприятиями по решению общеотраслевых проблем, не входящими в состав областных целевых программ.

Анализ такого варианта решения проблем показывает, что приоритеты и потребности в сфере здравоохранения зависят от целого комплекса социально-экономических причин, в соответствии с этим мероприятия утвержденных ранее программ нуждаются в коррекции, дополнении и детализации в существующих условиях. Предусматриваемый уровень текущего финансирования не обеспечивает выполнение необходимого комплекса работ для достижения к 2015 году уровня системы здравоохранения региона, соответствующего общероссийским и мировым стандартам, а также системного подхода к решению поставленных задач для получения оптимального результата в указанный срок.

Активный вариант решения проблем характеризуется формированием блока приоритетных направлений, включающих дополнительные разделы в сравнении с учитываемыми ранее в действующих областных целевых программах, составлением нового плана мероприятий, предусматривающего вопросы капитального строительства и ремонта объектов здравоохранения, улучшения материально-технической базы, стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе, осуществления профилактических мероприятий среди населения, развития системы динамического контроля за социально значимыми заболеваниями, информатизации системы здравоохранения, формирования системы оказания медицинской помощи детям, системы "Медицина труда", подготовки кадров.

Реализация активного варианта решения проблем позволит обеспечить организацию системы здравоохранения области на качественно новом уровне в более короткий срок.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками управления Программой;

с неверно выбранными приоритетами развития отрасли здравоохранения;

с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Риски, связанные с недостатками управления Программой, в значительной степени определяются координацией действий заказчика - координатора Программы и заказчиков Программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых средств областного бюджета.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований планируемого хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что может привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»