ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 2 сентября 2011 года N 941/34

     

О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы"



Правительство Московской области

постановляет:

1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 29.06.2011 N 586/24), утвердив ее в новой редакции (прилагается).

2. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области И.О. Пархоменко.

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
 Московской области
 от 2 сентября 2011 года N 941/34

 "УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Московской области
 от 9 августа 2010 года N 646/34
 (в редакции постановления
 Правительства Московской области
 от 2 сентября 2011 года N 941/34

     
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы"

     

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Московской области от 22.04.2010 N 262/17 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство экологии и природопользования Московской области

Разработчики Программы

Министерство экологии и природопользования Московской области

Министерство строительного комплекса Московской области

Подпрограммы

Подпрограмма "Охрана окружающей среды" - государственный заказчик и разработчик Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Подпрограмма I)

Подпрограмма "Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области" - государственный заказчик и разработчик Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Подпрограмма II )

Цель Программы

Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области и ее улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения

Задачи Программы

Подпрограмма I:

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

государственный мониторинг водных объектов;

сохранение особо охраняемых природных территорий;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

разработка документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон на территории Московской области;

экологическое образование, воспитание и информирование населения;

работы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

охрана водных объектов.

Подпрограмма II:

выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной и рабочей документации на строительство комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфоместорождений на территории Московской области;

строительство комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфоместорождений на территории Московской области, в том числе межевание застраиваемых земельных участков и техническая инвентаризация завершенных строительством гидротехнических сооружений.

Сроки реализации
Программы

2011-2013 годы

Исполнители Программы

Юридические и физические лица, определенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых находятся торфоместорождения, организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

Объемы и источники
финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, 4624872 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 191008 тыс.рублей;
2012 год - 2938462 тыс.рублей;
2013 год - 1495402 тыс.рублей.

Из них по источникам:

Средства бюджета Московской области
Всего - 401281 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 183729 тыс.рублей;
2012 год - 164326 тыс.рублей;
2013 год - 53226 тыс.рублей.

Средства федерального бюджета:
Всего - 4223466 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 7279 тыс.рублей;
2012 год - 2774061 тыс.рублей;
2013 год - 1442126 тыс.рублей.

Другие источники (средства муниципального бюджета),
Всего - 125 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 0 тыс.рублей;
2012 год - 75 тыс.рублей;
2013 год - 50 тыс.рублей.

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации )







Подпрограмма I

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) будет осуществляться капитальный ремонт на двух ГТС, находящихся в собственности Московской области и представляющих опасность населению и объектам экономики Московской области, а также проведены работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт 3 ГТС. Общее количество ГТС, на которые будет разработана проектно-сметная документация, достигнет 7 единиц. Будет проведено мониторинговое обследование 240 ГТС.

 Для улучшения экологического состояния водных объектов и повышения санитарно-гигиенической безопасности воды как источника питьевого водоснабжения будет исследовано состояние донных отложений основных водотоков Московской области на участках протяженностью 2 093 километра, что в 6,34 раза превышает базовый показатель; проведено обследование 78 малых рек, расположенных на территории Московской области, что в 6,1 раза превышает базовый показатель.

Для дальнейшего формирования сети особо охраняемых природных территорий будут подготовлены материалы для организации 3 природных парков и обследовано 20 государственных природных заказников и памятников природы, по которым будут подготовлены материалы для их реорганизации. Будет проведена инвентаризация особо охраняемых природных территорий областного значения на площади 176,0 тыс. га , что составит 100 процентов от общей площади особо охраняемых природных территорий областного значения.

В целях охраны и использования объектов животного мира будут изготовлены и установлены искусственные гнездовья. Количество их достигнет 330 единиц.

Для организации и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства ежегодно будет выпускаться в водоемы Московской области не менее 500 килограммов живого карася, что повысит рыбопродуктивность водоемов до 1112,5 килограммов.

В ходе реализации Подпрограммы количество принятых решений по изменению границ лесопарковых и зеленых зон увеличится с 25 до 75 единиц.

В рамках экологического образования, воспитания и информирования населения будут проводиться практические мероприятия, проводимые экологическими дружинами на особо охраняемых природных территориях (доля охваченных территорий составит 10,4 процента).

Будут продолжены работы по осуществлению мониторинга состояния растительного и животного мира для ведения Красной книги Московской области. Доля покрытых маршрутами территорий Московской области в ходе реализации Программы достигнет 37 процентов.

Количество видов гидрометеорологической информации, предоставленной исполнительным органам государственной власти Московской области, за период реализации Подпрограммы возрастет до 54 единиц.

Для охраны водных объектов будут осуществлены работы по расчистке русел рек. Протяженность участков, на которых будут проведены работы по расчистке русел рек, составит 28,88 километра, а население, проживающее на защищенной территории, составит 3194 человека (10,54 процента от общей численности населения, проживающего на территории Московской области, подверженной негативному воздействию вод).

Подпрограмма II

В целях повышения пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области, подпрограммой предусмотрено выполнение изыскательских, проектных работ и строительство комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфоместорождений. В ходе реализации Подпрограммы II будут завершены работы по разработке 38 комплектов проектной и рабочей документации и строительству 38 комплексов ГТС для обводнения торфоместорождений.

     

     

1. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы (Подпрограмм)


Московская область - один из самых урбанизированных и густонаселенных регионов страны. Территория Московской области составляет почти 46 тысяч квадратных километров. Высокая концентрация населения, промышленных, транспортных, научных и других организаций, транспортных узлов и магистралей, а также уровень технологий систем жизнеобеспечения - главная причина складывающейся экологической ситуации, требующей постоянного внимания и решения вопросов по сохранению природных водных объектов, особо охраняемых природных территорий.

На состояние природных объектов и безопасность населения влияет состояние гидротехнических сооружений.

Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области) в рамках своих полномочий координирует деятельность центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по решению вопросов безопасности ГТС на территории Московской области. Из 1851 ГТС, расположенных на территории Московской области, наиболее крупные потенциально опасные объекты (речные гидроузлы и водохранилища) относятся к федеральной собственности и находятся в относительно удовлетворительном состоянии. Остальные ГТС в Московской области, относящиеся к различным формам собственности, по своему назначению являются, в основном, гидромелиоративными, транспортными, энергетическими и рекреационными. Одной из основных задач Минэкологии Московской области в рамках своих полномочий по обеспечению безопасности ГТС, находящихся на территории Московской области, является определение собственника ГТС. В настоящее время на территории Московской области находятся 640 ГТС, собственник которых не определен. В рамках Программы будет проведен детальный мониторинг 240 ГТС, что позволит определить их техническое состояние, а также начать процесс по постановке их на учет муниципальными образованиями как бесхозяйные ГТС и дальнейшего принятия в муниципальную собственность с целью обеспечения их безопасности. В рамках Программы будет осуществлен капитальный ремонт на 2 ГТС, находящихся в собственности Московской области, выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт 1 ГТС, предоставлены субсидии Озерскому муниципальному району на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт 2 ГТС.

В целях сохранения природных водных объектов будут проводиться мероприятия, направленные на осуществление государственного мониторинга водных объектов, включающие в себя обследование малых рек, количество которых на территории Московской области составляет 450 единиц, и мероприятия по эколого-геохимической оценке состояния донных отложений основных водотоков на территории Московской области, протяженность которых составляет 18766 километров. Реализация комплекса мероприятий по обследованию малых рек позволит определить данные о состоянии дна, берегов и водоохранных зон водных объектов, расположенных на территории Московской области, выявить основные загрязнители на малых реках, выработать предложения по ликвидации причин загрязнения, составить предложения по разработке проектов по восстановлению русел рек и их очистке. Проведение эколого-геохимической оценки позволит получить данные о загрязнении донных отложений, выявить степень и характер загрязнения донных отложений основных водотоков, обусловленного поступлением химических элементов и соединений со сточными водами предприятий и бытовыми стоками городов и поселков, в составе талого и дождевого стока с водосброса, при плоскостном эрозионном смыве почв. Эколого-геохимические исследования позволят получить данные о состоянии водных объектов, оценить их химический состав, выявить очаги загрязнения.

Для сохранения и выявления ценных природных систем, редких и уязвимых видов растений и животных и их мест обитания необходимо развивать систему особо охраняемых природных территорий в Московской области. В связи с этим в рамках Программы будут проведены мероприятия по проектированию трех природных парков и продолжено комплексное обследование государственных природных заказников и памятников природы, продолжены работы по восстановлению и сохранению памятника природы областного значения "Нагорная дубрава Улитинская". В соответствии со статьей 7 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" будут проводиться работы по инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения. Инвентаризация проводится не реже чем раз в пять лет. Последние работы по инвентаризации проводились в рамках областной целевой программы "Экология Подмосковья на 2005-2006 годы". В условиях динамичности процессов преобразования природы Московской области, затягивание проведения плановой инвентаризации особо охраняемых природных территорий недопустимо.

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относится охрана объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В рамках Подпрограммы I будут проведены мероприятия, направленные на охрану и использование объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов), и будут осуществлены мероприятия, направленные на проведение биотехнических мероприятий по оптимизации мест размножения птиц, нуждающихся в искусственных гнездовьях. В целях организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов будут проводиться работы по восстановлению условий для устойчивого существования и воспроизводства рыбных запасов Московской области. Для организации и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства ежегодно будут осуществляться работы по приобретению, доставке и выпуску в водоемы Московской области живого карася в количестве не менее 500 килограммов.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" в Подпрограмме I предусмотрены мероприятия по разработке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон в Московской области. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон осуществляется в связи с необходимостью размещения объектов государственного или муниципального значения, установления или изменения границ населенных пунктов, организации особо охраняемых природных территорий и в иных случаях, установленных законодательством.

Один из разделов Подпрограммы I направлен на повышение экологического просвещения, организацию и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры и информирование населения Московской области.

Приоритетность экологического образования официально закреплена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Президент Российской Федерации Д.А.Медведев во вступительном слове на совещании по ликвидации последствий пожаров в регионах России 13 октября 2010 обратил особое внимание на вопросы экологического воспитания населения.

Образование в области охраны окружающей среды - это непрерывный процесс, позволяющий формировать бережное отношение к природе, обеспечивать население экологическими знаниями с целью рационального использования природных ресурсов.

Для формирования экологической культуры и грамотности населения будут проводиться Дни защиты от экологической опасности на территории Московской области. По итогам проведения Всероссийского конкурса по работе региональных организационных комитетов Дней защиты от экологической опасности в 2001-2010 годах Московская область занимает первое место среди субъектов Российской Федерации.

В результате мероприятий, выполненных в рамках Дней защиты от экологической опасности, будут ликвидированы тысячи несанкционированных свалок, выставлены новые контейнеры для сбора мусора, высажены тысячи деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы. Будут проведены операции "Чистая земля", "Чистая вода", "Чистый воздух", Московский областной слет юных экологов, конференция "Проблемы экологической безопасности Московской области", Московская областная конференция, посвященная Дню Земли, конкурс на лучшую работу по проблемам экологии Московской области среди студентов, аспирантов и молодых ученых, школьный экологический фестиваль "Вернем Земле цветы". Будет продолжено проведение мероприятий по развитию детского молодежного движения "Молодежные экологические дружины". В ходе этого мероприятия молодежные дружины проведут изготовление и установку аншлагов, искусственных гнезд, устройство противопожарных полос, сбор мусора на особо охраняемых природных территориях областного значения с его последующим вывозом.

Экологическому образованию и просвещению активно способствует Красная книга Московской области, которая является эффективным инструментом для дальнейшей работы по изучению родного края, а главное - сохранению и восстановлению флоры и фауны Подмосковья. По данным Российской академии наук Красная книга Московской области (издание 2008 года) по полноте, информативности, глубине и тщательности проработки материала может считаться одной из лучших в Российской Федерации.

В целях своевременного информирования населения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории Московской области и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности ежегодно издается информационный выпуск о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области.

В Подпрограмме I предусмотрены средства на обеспечение исполнительных органов государственной власти Московской области специализированной гидрометеорологической информацией в целях оперативного информационного сопровождения принятия решений в области реализации государственной политики в соответствующих сферах. Объем услуг по обеспечению исполнительных органов государственной власти Московской области специализированной гидрометеорологической информацией определяется на основе заявок, поступивших от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства транспорта Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, а также Дежурной службы Губернатора Московской области.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Данные полномочия относятся к сфере деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Расчистка русел рек приведет к улучшению экологического состояния водных объектов, расположенных на территории Московской области.

В последние годы крупные торфяные и лесоторфяные пожары оказали негативное влияние на жизнь и здоровье населения Московской области. На территории Московской области учтено 1090 месторождений торфа, занимающих площадь 151,6 тыс.га. Большая часть торфяных болот Московской области была изменена хозяйственной деятельностью человека. Прекращение использования осушенных болот без соответствующих мер по их рекультивации для другого использования или для обводнения и восстановления резко увеличивает вероятность торфяных пожаров. В связи с тем, что большая часть гидротехнической системы вышла из строя, резко возросла опасность возникновения торфяных пожаров, что остро проявилось в 2010 году. Наибольший ущерб в 2010 году пожары нанесли территориям Луховицкого, Шатурского, Орехово-Зуевского, Егорьевского, Ногинского, Павловово-Посадского муниципальных районов и городского округа Электрогорск.

Для решения вопроса по предупреждению торфяных пожаров в рамках Подпрограммы II предусматривается подготовка 38 комплектов проектной и рабочей документации и строительство 38 комплексов ГТС для обводнения торфоместорождений, в том числе межевание застраиваемых земельных участков и техническая инвентаризация завершенных строительством ГТС на территории 9 муниципальных образований Московской области.

2. Сведения о государственном заказчике-координаторе, государственных заказчиках, разработчиках и исполнителях Программы, государственных заказчиках и разработчиках Подпрограмм


Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство экологии и природопользования Московской области.

Разработчики Программы - Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком Подпрограммы I является Министерство экологии и природопользования Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком Подпрограммы II является Министерство строительного комплекса Московской области.

Исполнители Программы - юридические и физические лица, определенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых находятся торфоместорождения, организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Цель и задачи Программы (Подпрограмм)


Цель Программы:

обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области и ее улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.

Цель Подпрограммы I

Сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий.

Цель Подпрограммы II

Повышение пожарной безопасности нарушенных добычей торфа и другими видами хозяйственного использования торфяников Московской области.

Задачи Программы:

Подпрограмма I:

обеспечение безопасности ГТС;

государственный мониторинг водных объектов;

сохранение особо охраняемых природных территорий;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

разработка документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон на территории Московской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»