Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 24 июня 2011 года N 350

     

Об утверждении краевой программы "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2017 N 80, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.03.2017).
____________________________________________________________________



В целях реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года

постановляю:

1. Утвердить краевую программу "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Денисова Ю.Н.

Губернатор
 Алтайского края
 А.Б.Карлин

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации Алтайского края
 от 24 июня 2011 года N 350

     
КРАЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы

     

ПАСПОРТ
краевой программы "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы

Наименование программы

краевая программа "Социальная адаптация выпускников  детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы (далее - "программа")

Государственный заказчик программы

управление Алтайского края образованию и по делам  молодежи

Основные разработчики программы

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

управление Алтайского края по печати и информации;

органы местного самоуправления (по согласованию);

некоммерческие общественные организации, осуществляющие деятельность по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию)

Цель программы

обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи программы

подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения;

организация социально-педагогического сопровождения
выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;

совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

доля выпускников детских домов и специальных  (коррекционных) школ-интернатов из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных
(коррекционных) школ-интернатов;

доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;

количество детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания;

доля трудоустроенных выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование;

доля закрепившихся на рабочем месте выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование;

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, обеспеченных постинтернатным сопровождением в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Срок реализации программы

2011-2013 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Главное управление Алтайского края по социальной  защите населения и преодолению последствий ядерных  испытаний на Семипалатинском полигоне;

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

управление Алтайского края по печати и информации;

работодатели (по согласованию)

Ожидаемые конечные  результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности

увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях  профессионального образования, в общем числе  выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;

 увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;

увеличение до 42 количества детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания;

увеличение до 75% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование;

увеличение до 25% доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепившихся на рабочем месте, в общем числе получивших профессиональное образование;

постинтернатный патронат до 44% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, для 100% воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Алтайском крае с целью реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов (далее - "интернатные учреждения") из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняты и выполняются социально значимые программы, действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.

С целью содействия социализации детей после выпуска их из интернатных учреждений приняты законы Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗC "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае", постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 N 387 "Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", реализуется ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551.

Принят ряд мер по созданию системы патронатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, до достижения ими 23 лет. Постинтернатный патронат как форма патронатного сопровождения выпускников в период их обучения по очной форме в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования позволяет обеспечить более эффективную постинтернатную адаптацию и социализацию выпускников, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На период с 2011 по 2013 годы на реализацию мероприятий по осуществлению постинтернатного патроната предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 22800,0 тыс.рублей.

При помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется краевая целевая программа "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 N 313.

Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, медицинском обслуживании, получении образования.

В целях оказания информационно-просветительской и консультативной помощи выпускникам интернатных учреждений края работает телефон "горячей линии" (36-63-97), открыта страница "Вместе в будущее" на сайте КГОУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс".

Кроме того, осуществляется работа по изданию справочной, информационной и иной литературы для выпускников детских интернатных образовательных учреждений по вопросам социальной адаптации. Создана информационная краевая база данных выпускников интернатных учреждений, краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Во всех интернатных учреждениях края с целью содействия социализации воспитанников и выпускников созданы попечительские советы.

Оборудованы и действуют три отделения временного пребывания для женщин с малолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 32 места.

Также в крае разработана система подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с выпускниками.

В связи с реализацией мер по демографическому развитию начиная с 2008 года уменьшился количественный состав воспитанников детских домов с 1623 детей в 2008 году до 1396 в 2010 (на 20%). В результате снизилось количество выпускников учреждений с 227 в 2008 году до 199 в 2010.

Анализ показывает, что практически все выпускники детских домов поступают в учреждения профессионального образования. В 2010 году доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования, составила 93,9% от общего числа выпускников.

Однако в целом ситуация в части социальной адаптации выпускников интернатных учреждений продолжает оставаться напряженной. Недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками. Требует дальнейшего развития работа интернатных учреждений по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и созданию системы постинтернатной адаптации. Программы социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде требуют доработки.

Другая актуальная проблема - трудоустройство выпускников. Как показывает практика, основными трудностями, возникающими у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются:

отсутствие специализированных программ поддержки выпускников в процессе обучения и первичного трудоустройства;

отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и наличие трудности при самоопределении;

отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.

Реализация мероприятий программы позволит решить проблемы постинтернатной адаптации и социализации выпускников интернатных учреждений.

2. Основная цель и задачи программы


Целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение поставленной цели зависит от решения ряда задач: подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения;

организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;

совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждая из задач программы носит комплексный характер и отвечает приоритетным направлениям развития образовательной системы Алтайского края, определенным законами Алтайского края от 12.12.2006 N 136-3C "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае", постановлениями Администрации Алтайского края от 02.09.2010 N 387 "Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 14.12.2010 N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы".

3. Система программных мероприятий


Перечень мероприятий программы приведен в приложении 1. Программные мероприятия представлены по четырем направлениям, определенным в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2011 N 06-369 по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников детских интернатных учреждений.

Задача I "Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения" реализуется при помощи программных мероприятий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Мероприятия указанного направления обеспечивают создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах, распространение опыта по социализации воспитанников, материальное оснащение детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов с целью осуществления трудового воспитания, проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья, разработку и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилитации для детей с отклонениями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), конкурс на лучшего наставника, предполагающий наличие у каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние, конкурс проектов и программ среди детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.

Задача II "Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализуется при помощи программных мероприятий, направленных на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период. Основными мероприятиями программы предусмотрено патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до достижения ими возраста 23 лет, создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период, создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников, организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, координация деятельности краевого общественного Совета по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, информационное сопровождение реализации программных мероприятий.

Задача III "Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству" реализуется при помощи программных мероприятий, предусматривающих обеспечение индивидуального сопровождения выпускников интернатных учреждений; развитие материально-технической базы интернатных учреждений; организацию эффективной системы профессионального образования выпускников; создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных выпускников интернатных учреждений; введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессионального обучения и формированию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях профессионального образования, где обучаются выпускники интернатных учреждений; предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации будущим выпускникам интернатных учреждений; предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы; предоставление государственных услуг по социальной адаптации, психологической поддержке выпускникам, признанным в установленном порядке безработными; заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профессиональное образование; создание в учреждениях профессионального образования служб психолого-педагогического сопровождения; создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы.

Задача IV "Совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализуется при помощи программных мероприятий, позволяющих обеспечить защиту имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сохранность жилья; предоставить возможность обеспечения временного жилья для выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальные гостиницы при интернатных учреждениях.

Мероприятия программы (приложение 1) будут реализовываться в рамках следующих нормативных правовых актов:

позиции 1.1-1.3, 2.4, 4.1 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

позиции 1.4-1.5 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений здравоохранения); постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1234 "О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";

позиция 2.1 - ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551;

позиции 2.5-2.6 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждений системы социальной защиты населения);

позиции 3.1, 3.2, 3.9 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений профессионального образования);

позиции 3.5-3.6 - краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200.

Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы приведена в приложении 2.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»