ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2017 года N 644
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА 2016 - 2025 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.12.2015 N 548
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 24.08.2023 N 448.
____________________________________________________________________
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.12.2015 N 548, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 N 372, от 16.09.2016 N 464, от 29.12.2016 N 682, от 03.03.2017 N 89, от 20.03.2017 N 121, от 04.05.2017 N 195, от 07.08.2017 N 364 (далее - Государственная программа), изложив ее в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Внести изменения в приложения N 1 - 7 к Государственной программе, изложив их в новой редакции согласно приложениям N 2 - 8 к настоящему постановлению.
3. Дополнить Государственную программу приложением N 8 "Условия предоставления и методика расчета субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности", изложив его в редакции согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
4. Изменения в Государственную программу, затрагивающие реализацию мероприятий в 2018 - 2020 годах, вступают в силу с 1 января 2018 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства
Сахалинской области
В.Г.Щербина
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Сахалинской области
от 27.12.2017 N 644
"Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 28.12.2015 N 548
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экономического развития Сахалинской области |
Соисполнители государственной программы | Нет |
Участники государственной программы | Министерство здравоохранения Сахалинской области; министерство сельского хозяйства Сахалинской области; министерство культуры и архивного дела Сахалинской области; министерство образования Сахалинской области; министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области; министерство строительства Сахалинской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области; агентство по труду и занятости населения Сахалинской области; агентство по рыболовству Сахалинской области; агентство по туризму Сахалинской области; агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области |
Подпрограммы государственной программы | Не выделяются |
Цели государственной программы | Комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов |
Задачи государственной программы | - реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы; - строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности на Курильских островах; - обеспечение деятельности ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области"; - объекты и мероприятия, реализуемые за счет бюджета Сахалинской области, включая объекты капитального характера государственной собственности |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем средств на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой, составляет 83656160,6 тыс. рублей, из них: 2016 год - 10623039,9 тыс. рублей; 2017 год - 6348609,3 тыс. рублей; 2018 год - 7913671,1 тыс. рублей; 2019 год - 6474317,4 тыс. рублей; 2020 год - 4984217,1 тыс. рублей; 2021 год - 7184007,9 тыс. рублей; 2022 год - 12007819,9 тыс. рублей; 2023 год - 13750634,7 тыс. рублей; 2024 год - 10324385,6 тыс. рублей; 2025 год - 4027457,7 млн. рублей; В том числе: - из средств областного бюджета, всего - 44160293,2 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 9066920,4 тыс. рублей; 2017 год - 5239230,2 тыс. рублей; 2018 год - 3065966,2 тыс. рублей; 2019 год - 2808097,4 тыс. рублей; 2020 год - 2489472,8 тыс. рублей; 2021 год - 6203620,5 тыс. рублей; 2022 год - 4843099,8 тыс. рублей; 2023 год - 6193566,0 тыс. рублей; 2024 год - 2988447,2 тыс. рублей; 2025 год - 1261872,7 млн. рублей; - из средств местных бюджетов, всего - 37716,8 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 7113,2 тыс. рублей; 2017 год - 6902,4 тыс. рублей; 2018 год - 9179,4 тыс. рублей; 2019 год - 5220,0 тыс. рублей; 2020 год - 4268,4 тыс. рублей; 2021 год - 2687,9 тыс. рублей; 2022 год - 1200,0 тыс. рублей; 2023 год - 1150,0 тыс. рублей; - из средств федерального бюджета, всего - 20985061,7 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 554949,5 тыс. рублей; 2022 год - 6557770,1 тыс. рублей; 2023 год - 6778568,7 тыс. рублей; 2024 год - 5862238,4 тыс. рублей; 2025 год - 1231535 тыс. рублей; - из внебюджетных источников, всего - 18473088,9 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1549006,3 тыс. рублей; 2017 год - 1102476,7 тыс. рублей; 2018 год - 4856530,0 тыс. рублей; 2019 год - 3661000,0 тыс. рублей; 2020 год - 2490475,9 тыс. рублей; 2021 год - 422750,0 тыс. рублей; 2022 год - 605750,0 тыс. рублей; 2023 год - 777350,0 тыс. рублей; 2024 год - 1473700,0 тыс. рублей; 2025 год - 1534050,0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения | На начало 2026 года значения показателей составят: - численность постоянного населения Курильских островов - 24390 человек; - объем инвестиций в основной капитал - 5928,4 млн. рублей в год; - объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 243,1 тыс. руб. в год; - объем налоговых доходов местных бюджетов на территории Курильских островов - 2000,0 млн. руб. в год; - покупательная способность населения Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 568,5 процента; - покупательная способность населения Северо-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 560,5 процента; - покупательная способность населения Южно-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 373,7 процента |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы и прогноз развития
Государственная программа Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р (в редакции распоряжения Правительства Сахалинской области от 16.11.2015 N 551-р) "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области" и направлена на дальнейшее комплексное развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы и создание привлекательных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов - стратегически значимой для реализации геостратегических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе территории Российской Федерации.
Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает в себя около 30 островов. Наиболее крупные из них - Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Юго-восточнее острова Кунашир отделенная Южно-Курильским проливом лежит Малая Курильская гряда, протяженностью около 100 км, включающая остров Шикотан и группу малых островов. Общая площадь Курильских островов составляет 10,5 тыс. кв. км. Курильские острова имеют вулканическое происхождение.
Курильские острова заселены крайне неравномерно. Население проживает постоянно только на островах Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. На других островах постоянное население отсутствует.
Административно Курильские острова входят в состав Сахалинской области и делятся на три городских округа: Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2014 года население Курильских островов составляло 19,6 тыс. человек (из них 57,2% - городские жители). Из них экономически активное население составляет 8,2 тыс. чел.
Для Курильских островов характерна высокая концентрация производства и уровень производительности труда: по показателю "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности на одного занятого" муниципальные образования, расположенные на Курильских островах, уступают только тем муниципальным образованиям Сахалинской области, на территории которых добываются или перерабатываются нефтегазовые ресурсы.
Все населенные острова имеют организованное воздушное и морское сообщение: имеются портпункты Северо-Курильск, Китовый, Рейдово, Южно-Курильск, Крабозаводское, Малокурильское, аэропорты Буревестник (о. Итуруп), Менделеево (о. Кунашир), вертодромы на Шикотане и Парамушире. Тем не менее возможности по приему и отправке морских и воздушных судов очень часто зависят от текущих погодных условий.
На территории островов реализованы проекты по использованию нетрадиционных энергетических ресурсов: малые ГЭС на о. Парамушире, ГеоТЭС Менделеевская на о. Кунашире и ГеоТЭС "Океанская" на о. Итурупе.
На территории Курильских островов отмечены месторождения и проявления черных, цветных, благородных (включая разрабатываемые в настоящий момент на о. Уруп месторождения золота) и редких металлов (включая единственное в мире месторождение рения и связанных с ним элементов), самородной серы, поделочных камней, парогидротерм, многочисленные источники термальных и минеральных вод.
Наличие в регионе уникальных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.
Учитывая наличие нереализованного природно-ресурсного потенциала, Курильские острова имеют важнейшее значение для решения геополитических задач Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Тихом океане.
Стремительное развитие макрорегиона АТР и связанное с этим формирование одного из глобальных центров экономической активности привело к реализации руководством России системы мер в области полноценной экономической интеграции России в региональные экономические связи и систему товарных потоков.
В первую очередь такие меры включают ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов восточных территорий для развития Российской Федерации и регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, исходя из необходимости формирования "быстрого ответа" и невозможности экстренной мобилизации производительных сил в условиях недостаточной плотности населения и внутренних финансовых ресурсов на Дальнем Востоке.
Реализация политики государства в сфере развития Курильских островов базируется на понимании современных вызовов и угроз в отношении интересов России в АТР, транслируемых глобальными центрами силы (включая США и их союзников), и оценке серьезного ресурсного потенциала островов. Этот потенциал до недавнего времени не мог быть освоен из-за инфраструктурной изоляции экономики островов и крайне низкой плотности населения.
Курильские острова обладают высочайшей глобальной ценностью по причине наличия основных ресурсов, на потреблении которых строятся мировые экономические связи в 21 веке - энергоресурсов, запасов животного (морского) пищевого белка, минеральных ресурсов (редкие и тяжелые металлы). Кроме того, Курильские острова образуют естественный стратегический барьер для вооруженных сил потенциальных противников. Особое значение имеют также Курильские проливы.
К числу ресурсов, имеющих региональную ценность, можно отнести наличие серьезного потенциала для развития альтернативной энергетики (геотермальная, ветряная, приливная), элементов уже сформированного инфраструктурного каркаса и близость крупных потенциальных рынков сбыта для производимой продукции.
Основные проблемы развития Курильских островов связаны с низкой плотностью населения, высокими инфраструктурными издержками и обусловленной этими факторами стоимостью осуществления экономической деятельности.
Серьезные риски для поступательного развития островов также создают природно-климатические условия - подверженность территории землетрясениям, вулканической активности, опасности цунами, высокие снеговые и ветровые нагрузки.
Основные внутренние проблемы территории, требующие системного подхода и программных методов решения, сгруппированы в несколько направлений:
1. В настоящее время все еще не удается полностью решить проблему изолированности территорий островов и создать условия функционирования для круглогодичной, всесезонной и регулярной системы транспортного сообщения с Курильскими островами по морю и воздуху. Наличие этой проблемы создает критические сложности для постоянного населения Курил и повышает издержки предприятий на доставку и содержание временного персонала. Кроме того, в условиях мононаправленности экономики и зависимости от осуществления завоза продуктов и иных объектов снабжения, создаются риски дефицита товаров и сильных колебаний розничных цен, что создает дополнительные неудобства для жителей.
Реализация мероприятий действующей программы позволила создать опорную сеть инфраструктуры морских и воздушных перевозок. Для окончательного решения вопроса по организации бесперебойной схемы снабжения и перевозки пассажиров необходимо обеспечить приобретение и функционирование транспортных средств доставки - морских и воздушных судов разного типа и грузоподъемности.
2. Повышение привлекательности Курильских островов как места постоянного проживания невозможно без обеспечения строительства жилья, оснащенного всеми современными видами инфраструктуры: отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, обеспечения благоустройства территории и доступа к коммуникационным услугам. Наряду со строительством нового жилья для вновь прибывающих на острова специалистов должны быть осуществлены масштабные мероприятия по сносу и расселению ветхого и аварийного жилого фонда, доля которого на Курилах достигает 45 - 50%.
С учетом сложности задач по обеспечению заданных объемов жилищного строительства, необходимо массовое опережающее строительство коммунальной и коммуникационной инфраструктуры на территории всех обитаемых островов.
В логике повышения привлекательности островов как места проживания находится и практика прямого материального стимулирования переселения специалистов дефицитных специальностей бюджетной сферы и экономики. Реализуемые Правительством области мероприятия по выплате подъемных для специалистов и членов их семей являются значимым мотивирующим фактором при принятии решения о переезде.
Еще одним направлением повышения комфортности проживания населения на островах является развитие сети муниципальных межпоселенческих дорог и обеспечение их соответствия стандартам безопасности передвижения.
3. Наряду с обеспечением транспортного сообщения и жилищных условий для специалистов, занятых в организациях экономики, необходима поддержка этих экономических агентов при освоении ими технологических и организационных инноваций и выходе на новые рынки сбыта за пределами региона.
При этом допустимо осуществление как прямого субсидирования затрат производителей, связанных с формированием издержек производства, так и реализация инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства или иных схем организации государственной поддержки.
Одним из ключевых направлений поддержки бизнес-субъектов является устранение административных барьеров, сокращение времени, требуемого на получение госуслуг и оформление разрешений надзорных органов.
4. Дальнейшее увеличение объемов добычи и переработки водных биоресурсов невозможно без развития энерговооруженности, роста мощностей и увеличения надежности энергоснабжения. Все технологические процессы береговой переработки продукции, ее фасовки, накопления и транспортировки являются энергоемкими.
В этих условиях направление бюджетных инвестиций в проекты, предусматривающие использование возобновляемых источников энергии - геотермальных, приливных, гидроэлектростанций, являются наиболее инновационным механизмом поддержки развития производственной деятельности.
5. Вопросы освоения сырьевой базы рыбопромышленного комплекса, увеличения ассортимента продукции, глубины ее переработки являются важными для обеспечения устойчивого развития островных территорий. Тем не менее на островах имеются и иные, востребованные в масштабах экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, ресурсы.
На территории островов отмечено большое количество проявления руд черных, цветных, редких и благородных металлов, имеются привлекательные для организации предоставления бальнеологических услуг минеральные источники и месторождения грязей.
Наконец, сама природа, памятники культуры, археологии и биоценозы островов, во многом не затронутые деятельностью человека, а на отдельных территориях охраняемые законом, являются важным притягательным фактором и основой для развития туристической деятельности.
Указанное направление нуждается в реализации посредством размещения заказов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, служащих методической базой, и реализации "якорных" проектов, позволяющих продемонстрировать бизнес-сообществу реальную заинтересованность Правительства области и органов местного самоуправления в привлечении внебюджетных инвестиций.
6. Развитие экономики островов невозможно без сопутствующего развития сети и расширения перечня услуг социальных учреждений. Структура половозрастного состава населения и демографические тенденции обуславливают потребность в соответствующих видах услуг учреждений бюджетной сферы: услуги дошкольного, общего и дополнительного образования, услуги в области осуществления высокотехнологичной медицинской помощи, услуги учреждений культурно-досуговой сферы и физкультурно-оздоровительных учреждений.
Организация сети предоставления этих видов услуг, создание предпосылок к их совершенствованию и повышению качества их оказания - предмет совместного ведения федеральных и областных органов исполнительной власти.
7. Систематическая хозяйственная деятельность, проживание на территории, приуроченной к "Тихоокеанскому огненному кольцу", влекут риски безопасности экономических субъектов и жизнеобеспечения населения.
При этом усилия органов власти должны быть направлены не только на ликвидацию последствий возможных ЧС техногенного или природного характера, но на их предупреждение и формирование эффективной и своевременно действующей системы оповещения об опасных природных явлениях, обеспечение выработки рекомендаций по минимизации негативных последствий природных катастроф.
Реализация мероприятий по ликвидации техногенных загрязнений, предупреждению и прогнозированию опасных природных явлений (цунами, землетрясения, вулканизм), обеспечению деятельности аварийно-спасательных формирований является важнейшей составляющей системного, программного подхода к развитию территорий.
Таким образом, при участии государственных органов возможно осуществление мер по реальной диверсификации экономики островов, развития на территориях новых видов экономической деятельности, основанной на принципах устойчивого и неистощительного развития.
Для осуществления этих мер необходимо обеспечение технологической и методологической эффективности и безопасности работ, достигаемое внедрением современных, научно апробированных подходов и технологий.
Возможности для развития Курильских островов в настоящих условиях лежат, прежде всего, в двух плоскостях: реализация активной политики России в сфере региональной и глобальной безопасности и участие местных экономических агентов в интеграционных экономических процессах в макрорегионе АТР.
Учитывая стратегическую важность региона начиная с 1994 года социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области осуществляется в рамках федеральных целевых программ:
- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", одобренная постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1297 "О федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 1995 годы и до 2000 года";
- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2006 N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".