(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 N 372, от 16.09.2016 N 464, от 29.12.2016 N 682, от 03.03.2017 N 89, от 20.03.2017 N 121, от 04.05.2017 N 195, от 07.08.2017 N 364, от 27.12.2017 N 644, от 09.07.2018 N 327, от 01.08.2018 N 368, от 28.09.2018 N 470, от 27.12.2018 N 653, от 03.04.2019 N 146, от 21.06.2019 N 268, от 20.09.2019 N 429, от 03.12.2019 N 543, от 25.12.2019 N 640, от 30.12.2019 N 666, от 04.03.2020 N 91, от 10.06.2020 N 265, от 17.07.2020 N 322, от 06.08.2020 N 368, от 03.12.2020 N 556, от 25.12.2020 N 630, от 29.03.2021 N 108, от 22.06.2021 N 244, от 11.11.2021 N 481, от 28.12.2021 N 581, от 29.03.2022 N 135, от 26.01.2023 N 25, от 27.06.2023 N 318, от 19.12.2023 N 628, от 27.12.2023 N 694)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 24.08.2023 N 448.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 8 апреля 2011 года N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области", распоряжением Правительства Сахалинской области от 21 октября 2011 года N 728-р "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области.
3. Контроль за реализацией мероприятий государственной программы Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" возложить на заместителей председателя Правительства Сахалинской области в соответствии с распределением обязанностей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области Д.В.Нестерова.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2016 N 682)
Губернатор
Сахалинской области
О.Н.Кожемяко
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 N 644, от 09.07.2018 N 327, от 01.08.2018 N 368, от 28.09.2018 N 470, от 27.12.2018 N 653, от 03.04.2019 N 146, от 21.06.2019 N 268, от 20.09.2019 N 429, от 03.12.2019 N 543, от 25.12.2019 N 640, от 30.12.2019 N 666, от 04.03.2020 N 91, от 10.06.2020 N 265, от 17.07.2020 N 322, от 06.08.2020 N 368, от 03.12.2020 N 556, от 25.12.2020 N 630, от 29.03.2021 N 108, от 22.06.2021 N 244, от 11.11.2021 N 481, от 28.12.2021 N 581, от 29.03.2022 N 135, от 26.01.2023 N 25, от 27.06.2023 N 318, от 19.12.2023 N 628, от 27.12.2023 N 694)
Наименование государственной программы | Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство строительства Сахалинской области |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 26.01.2023 N 25) | |
Соисполнители государственной программы | Нет |
Участники государственной программы | Министерство образования Сахалинской области (2016 - 2024 годы); министерство здравоохранения Сахалинской области (2016 - 2025 годы); министерство строительства Сахалинской области (2016 - 2025 годы); агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области (2016 - 2019 годы); министерство энергетики Сахалинской области (2020 - 2024 годы); министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (2016 - 2023 годы); агентство по туризму Сахалинской области (2017 год); министерство туризма Сахалинской области (2023 - 2025 годы); агентство по труду и занятости населения Сахалинской области (2016 - 2025 годы); министерство сельского хозяйства Сахалинской области (2016 - 2018 годы); агентство по рыболовству Сахалинской области (2016 - 2022 годы); министерство по рыболовству Сахалинской области (2022 - 2025); министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (2016 - 2025 годы); министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области (2016 - 2018 годы); министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (2019 год); министерство спорта Сахалинской области (2019 - 2021 годы); министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (2016 - 2018 годы); министерство архитектуры и градостроительства Сахалинской области (2019 год); министерство культуры и архивного дела Сахалинской области (2016 - 2025 годы); министерство экономического развития Сахалинской области (2016 - 2018 годы) |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 27.06.2023 N 318) | |
Подпрограммы государственной программы | Не выделяются |
Цели государственной программы | Комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов |
Задачи государственной программы | - развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка; - создание конкурентоспособных "точек роста", обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства; - обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности; - формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.03.2021 N 108) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем средств на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой, составляет 52956066,6 тыс. рублей, из них: 2016 год - 10623039,9 тыс. рублей; 2017 год - 5990609,3 тыс. рублей; 2018 год - 3432986,0 тыс. рублей; 2019 год - 6438276,4 тыс. рублей; 2020 год - 6960433,9 тыс. рублей; 2021 год - 4595450,6 тыс. рублей; 2022 год - 4363967,7 тыс. рублей; 2023 год - 3458139,1 тыс. рублей; 2024 год - 5011612,4 тыс. рублей; 2025 год - 2081551,3 тыс. рублей. В том числе: - из средств областного бюджета, всего - 36896029,4 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 9066920,4 тыс. рублей; 2017 год - 5239230,2 тыс. рублей; 2018 год - 846151,9 тыс. рублей; 2019 год - 1702131,2 тыс. рублей; 2020 год - 4569063,2 тыс. рублей; 2021 год - 3858408,9 тыс. рублей; 2022 год - 3774856,8 тыс. рублей; 2023 год - 2115922,7 тыс. рублей; 2024 год - 4232080,9 тыс. рублей; 2025 год - 1491263,2 тыс. рублей; - из средств местных бюджетов, всего - 80141,7 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 7113,2 тыс. рублей; 2017 год - 6902,4 тыс. рублей; 2018 год - 6214,3 тыс. рублей; 2019 год - 9214,0 тыс. рублей; 2020 год - 5714,8 тыс. рублей; 2021 год - 3395,5 тыс. рублей; 2022 год - 2066,2 тыс. рублей; 2023 год - 27451,7 тыс. рублей; 2024 год - 5831,5 тыс. рублей; 2025 год - 6238,1 тыс. рублей; - из средств федерального бюджета, всего - 7458808,9 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 1573000,0 тыс. рублей; 2019 год - 2810736,4 тыс. рублей; 2020 год - 1508326,3 тыс. рублей; 2021 год - 295000,0 тыс. рублей; 2022 год - 159294,7 тыс. рублей; 2023 год - 862451,5 тыс. рублей; 2024 год - 250000,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; - из внебюджетных источников, всего - 8521086,6 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1549006,3 тыс. рублей; 2017 год - 744476,7 тыс. рублей; 2018 год - 1007619,8 тыс. рублей; 2019 год - 1916194,8 тыс. рублей; 2020 год - 877329,6 тыс. рублей; 2021 год - 438646,2 тыс. рублей; 2022 год - 427750,0 тыс. рублей; 2023 год - 452313,2 тыс. рублей; 2024 год - 523700,0 тыс. рублей; 2025 год - 584050,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 27.12.2023 N 694) | |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения | На начало 2026 года значения показателей составят: - численность постоянного населения Курильских островов - 24390 человек; - объем инвестиций в основной капитал - 5928,4 млн. рублей в год; - объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 243,1 тыс. руб. в год; - объем налоговых доходов местных бюджетов на территории Курильских островов - 1453,3 млн. руб. в год; - покупательная способность жителей Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 568,5 процента; - покупательная способность жителей Северо-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 560,5 процента; - покупательная способность жителей Южно-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 535,5 процента; - прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений) по отношению к базовому году - 147 погонных метров; - объем пассажирских перевозок - 80867 человек; - объемы ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения - 44,119 км; - отгрузка продукции рыбоперерабатывающей промышленности - 23050,0 млн. рублей; - доля продукции, произведенной с использованием инновационных технологических решений, в общем объеме произведенной продукции - 2 процента; - производство электроэнергии на душу населения - 14,6 тыс. кВт. ч/год; - обеспеченность инженерными сетями вводимого жилья - 100 процентов; - обеспеченность населения койко-местами в стационарах (мест на 10000 населения) - 56,6 единиц; - охват профилактическими медицинскими осмотрами детей - 95,2 процента; - охват диспансеризацией взрослого населения - 53,5 процентов; - доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) - 100 процентов; - удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе соответствующих организаций - 100 процентов; - рост посещаемости организаций культуры (по отношению к уровню 2017 года) - 142 процента; - рост посещаемости музейных учреждений (по отношению к уровню 2017 года) - 125 процентов; - доля населения, посещающего клубные формирования, в общей численности населения - 6,3 процента; - рост численности лиц, проживавших в коллективных средствах размещения (по отношению к базовому периоду) - 354,2 процента; - объем внутреннего туристского потока -61,0 тыс. человек; - доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения - 62 процента; - создание теплиц для производства овощей защищенного грунта - 1,1 гектара; - создание объектов агропромышленного комплекса - 2 единицы; - ввод в действие (приобретение) жилых домов - 38,2 тыс. кв. м; - количество принятых в установленном порядке отчетов о результатах НИР - 2 единицы |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 27.06.2023 N 318) |
Государственная программа Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р (в редакции распоряжения Правительства Сахалинской области от 16.11.2015 N 551-р) "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области" и направлена на дальнейшее комплексное развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы и создание привлекательных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов - стратегически значимой для реализации геостратегических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе территории Российской Федерации.
Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает в себя около 30 островов. Наиболее крупные из них - Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Юго-восточнее острова Кунашир отделенная Южно-Курильским проливом лежит Малая Курильская гряда, протяженностью около 100 км, включающая остров Шикотан и группу малых островов. Общая площадь Курильских островов составляет 10,5 тыс. кв. км. Курильские острова имеют вулканическое происхождение.
Курильские острова заселены крайне неравномерно. Население проживает постоянно только на островах Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. На других островах постоянное население отсутствует.
Административно Курильские острова входят в состав Сахалинской области и делятся на три городских округа: Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2014 года население Курильских островов составляло 19,6 тыс. человек (из них 57,2% - городские жители). Из них экономически активное население составляет 8,2 тыс. чел.
Для Курильских островов характерна высокая концентрация производства и уровень производительности труда: по показателю "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности на одного занятого" муниципальные образования, расположенные на Курильских островах, уступают только тем муниципальным образованиям Сахалинской области, на территории которых добываются или перерабатываются нефтегазовые ресурсы.
Все населенные острова имеют организованное воздушное и морское сообщение: имеются портпункты Северо-Курильск, Китовый, Рейдово, Южно-Курильск, Крабозаводское, Малокурильское, аэропорты Буревестник (о. Итуруп), Менделеево (о. Кунашир), вертодромы на Шикотане и Парамушире. Тем не менее возможности по приему и отправке морских и воздушных судов очень часто зависят от текущих погодных условий.
На территории островов реализованы проекты по использованию нетрадиционных энергетических ресурсов: малые ГЭС на о. Парамушире, ГеоТЭС Менделеевская на о. Кунашире и ГеоТЭС "Океанская" на о. Итурупе.
На территории Курильских островов отмечены месторождения и проявления черных, цветных, благородных (включая разрабатываемые в настоящий момент на о. Уруп месторождения золота) и редких металлов (включая единственное в мире месторождение рения и связанных с ним элементов), самородной серы, поделочных камней, парогидротерм, многочисленные источники термальных и минеральных вод.
Наличие в регионе уникальных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.
Учитывая наличие нереализованного природно-ресурсного потенциала, Курильские острова имеют важнейшее значение для решения геополитических задач Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Тихом океане.
Стремительное развитие макрорегиона АТР и связанное с этим формирование одного из глобальных центров экономической активности привело к реализации руководством России системы мер в области полноценной экономической интеграции России в региональные экономические связи и систему товарных потоков.
В первую очередь такие меры включают ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов восточных территорий для развития Российской Федерации и регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, исходя из необходимости формирования "быстрого ответа" и невозможности экстренной мобилизации производительных сил в условиях недостаточной плотности населения и внутренних финансовых ресурсов на Дальнем Востоке.
Реализация политики государства в сфере развития Курильских островов базируется на понимании современных вызовов и угроз в отношении интересов России в АТР, транслируемых глобальными центрами силы (включая США и их союзников), и оценке серьезного ресурсного потенциала островов. Этот потенциал до недавнего времени не мог быть освоен из-за инфраструктурной изоляции экономики островов и крайне низкой плотности населения.
Курильские острова обладают высочайшей глобальной ценностью по причине наличия основных ресурсов, на потреблении которых строятся мировые экономические связи в 21 веке - энергоресурсов, запасов животного (морского) пищевого белка, минеральных ресурсов (редкие и тяжелые металлы). Кроме того, Курильские острова образуют естественный стратегический барьер для вооруженных сил потенциальных противников. Особое значение имеют также Курильские проливы.
К числу ресурсов, имеющих региональную ценность, можно отнести наличие серьезного потенциала для развития альтернативной энергетики (геотермальная, ветряная, приливная), элементов уже сформированного инфраструктурного каркаса и близость крупных потенциальных рынков сбыта для производимой продукции.
Основные проблемы развития Курильских островов связаны с низкой плотностью населения, высокими инфраструктурными издержками и обусловленной этими факторами стоимостью осуществления экономической деятельности.
Серьезные риски для поступательного развития островов также создают природно-климатические условия - подверженность территории землетрясениям, вулканической активности, опасности цунами, высокие снеговые и ветровые нагрузки.
Основные внутренние проблемы территории, требующие системного подхода и программных методов решения, сгруппированы в несколько направлений:
1. В настоящее время все еще не удается полностью решить проблему изолированности территорий островов и создать условия функционирования для круглогодичной, всесезонной и регулярной системы транспортного сообщения с Курильскими островами по морю и воздуху. Наличие этой проблемы создает критические сложности для постоянного населения Курил и повышает издержки предприятий на доставку и содержание временного персонала. Кроме того, в условиях мононаправленности экономики и зависимости от осуществления завоза продуктов и иных объектов снабжения, создаются риски дефицита товаров и сильных колебаний розничных цен, что создает дополнительные неудобства для жителей.
Реализация мероприятий действующей программы позволила создать опорную сеть инфраструктуры морских и воздушных перевозок. Для окончательного решения вопроса по организации бесперебойной схемы снабжения и перевозки пассажиров необходимо обеспечить приобретение и функционирование транспортных средств доставки - морских и воздушных судов разного типа и грузоподъемности.
2. Повышение привлекательности Курильских островов как места постоянного проживания невозможно без обеспечения строительства жилья, оснащенного всеми современными видами инфраструктуры: отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, обеспечения благоустройства территории и доступа к коммуникационным услугам. Наряду со строительством нового жилья для вновь прибывающих на острова специалистов должны быть осуществлены масштабные мероприятия по сносу и расселению ветхого и аварийного жилого фонда, доля которого на Курилах достигает 45 - 50%.
С учетом сложности задач по обеспечению заданных объемов жилищного строительства, необходимо массовое опережающее строительство коммунальной и коммуникационной инфраструктуры на территории всех обитаемых островов.