(с изменениями на 29 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.03.2018 N 566, от 25.03.2019 N 421, от 12.02.2020 N 236, от 17.03.2021 N 340, от 28.02.2022 N 264, от 02.03.2023 N 291, от 29.03.2024 N 537)
В соответствии с постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", в целях повышения эффективности и улучшения качества управления муниципальными финансами постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018 - 2028 годы" (приложение).
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.02.2022 N 264)
2. Признать утратившими силу постановления администрации города:
от 16.05.2014 N 1001 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2015 - 2018 годы";
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2018.
4. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по экономической политике.
(п. 5 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.03.2024 N 537)
Первый заместитель
главы администрации города,
руководитель аппарата
В.Г.ФРАНК
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.03.2018 N 566, от 25.03.2019 N 421, от 12.02.2020 N 236, от 17.03.2021 N 340, от 28.02.2022 N 264, от 02.03.2023 N 291, от 29.03.2024 N 537)
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.03.2024 N 537)
Ответственный исполнитель Программы | Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула |
Соисполнители Программы | МКУ "Управление централизованного учета и финансового анализа" |
Участники Программы | |
Подпрограммы Программы | |
Программно-целевые инструменты Программы | |
Цель Программы | Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Барнаула |
Задачи Программы | Повышение качества управления бюджетным процессом в городе Барнауле; повышение открытости и прозрачности бюджета города и бюджетного процесса для общества |
Индикаторы Программы | Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города к уровню 2017 года (без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов, от компенсации затрат бюджетов городских округов); доля расходов, сформированных в рамках муниципальных программ, в общем объеме бюджета города; доля просроченной кредиторской задолженности по приоритетным направлениям расходования средств бюджета города, утверждаемым правовыми актами администрации города, в общем объеме расходов бюджета города; соотношение количества фактически проведенных контрольных мероприятий (ревизий и проверок) к количеству запланированных в сфере внутреннего муниципального финансового контроля; соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган; количество публикаций о бюджете и бюджетном процессе в средствах массовой информации и сети Интернет |
Сроки и этапы реализации Программы | 2018 - 2028 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 940204,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 46574,2 тыс. рублей; 2019 год - 53805,9 тыс. рублей; 2020 год - 54859,5 тыс. рублей; 2021 год - 63720,2 тыс. рублей; 2022 год - 71870,9 тыс. рублей; 2023 год - 79405,2 тыс. рублей; 2024 год - 123404,1 тыс. рублей; 2025 год - 122583,5 тыс. рублей; 2026 год - 107993,6 тыс. рублей; 2027 год - 107993,6 тыс. рублей; 2028 год - 107993,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 4677,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 4677,3 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; 2028 год - 0,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств городского бюджета - 935527,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 46574,2 тыс. рублей; 2019 год - 49128,6 тыс. рублей; 2020 год - 54859,5 тыс. рублей; 2021 год - 63720,2 тыс. рублей; 2022 год - 71870,9 тыс. рублей; 2023 год - 79405,2 тыс. рублей; 2024 год - 123404,1 тыс. рублей; 2025 год - 122583,5 тыс. рублей; 2026 год - 107993,6 тыс. рублей; 2027 год - 107993,6 тыс. рублей; 2028 год - 107993,6 тыс. рублей. Реализация мероприятий в рамках Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить к 2028 году: динамику поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города к уровню 2017 года (без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов, от компенсации затрат бюджетов городских округов) в размере 212,6%; долю расходов, сформированных в рамках муниципальных программ, в общем объеме бюджета города не менее 85,0%; отсутствие просроченной кредиторской задолженности по приоритетным направлениям расходования средств бюджета города, утверждаемым правовыми актами администрации города, в общем объеме расходов бюджета города; соотношение количества фактически проведенных контрольных мероприятий (ревизий и проверок) к количеству запланированных в сфере внутреннего муниципального финансового контроля не менее 95,0%; соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган; количество публикаций о бюджете и бюджетном процессе в средствах массовой информации и сети Интернет не менее 176 в год |
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в городе Барнауле характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств, эффективное функционирование бюджетной сферы и повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики города Барнаула, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата.
Основные показатели исполнения бюджета города характеризуются следующими данными:
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Доходы, млн рублей в том числе: | 9298,1 | 10277,1 | 10801,1 | 9712,9 | 10246,7 |
налоговые и неналоговые доходы, млн рублей | 5707,2 | 6447,9 | 6535,5 | 5843,1 | 6123,2 |
безвозмездные поступления, млн рублей | 3590,9 | 3829,2 | 4265,6 | 3869,8 | 4123,5 |
Расходы, млн рублей | 9009,9 | 10343,5 | 10668,1 | 10045,5 | 10385,5 |
Профицит (+), дефицит (-), млн рублей | +288,2 | -66,5 | +133,1 | -332,6 | -138,8 |
Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов (без учета субвенций), % | 61,4 | 62,7 | 60,5 | 60,2 | 59,8 |
По итогам 2015 года общий объем доходов составил 9712,9 млн рублей или 100,7% от плановых назначений, снижение к уровню 2014 года - 10,1%. Безвозмездные поступления составили 3869,8 млн рублей, уменьшились к уровню 2014 года на 9,3%.
Кризисные явления в экономике повлияли на снижение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2015 году к уровню предыдущего года на 10,6% (на 692,4 млн рублей).
За 2015 год исполнение расходов составило 10045,5 млн рублей, или 98,3% от плановых назначений. Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 332,6 млн рублей.
За 2016 год общий объем доходов бюджета города составил 10246,7 млн рублей, или 102,9% от плановых назначений, рост к уровню 2015 года - 5,5%.
В результате реализации мероприятий по увеличению доходного потенциала бюджета города объем налоговых и неналоговых поступлений составил 6123,2 млн рублей или 105% от годовых назначений, рост к уровню 2015 года - 4,8%. Положительная динамика поступлений в основном обеспечена за счет увеличения собираемости налога на доходы физических лиц, увеличения ставок и изменения порядка предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц.
В 2016 году объем межбюджетных трансфертов из федерального и краевого бюджетов составил 4123,5 млн рублей, прирост к уровню 2015 года - 6,6%.
Объем расходов бюджета в 2016 году составил 10385,5 млн рублей, или 98,9% от годового плана, рост к уровню 2015 года - 3,4%.
Бюджет 2016 года исполнен с дефицитом в сумме 138,8 млн рублей. В общем объеме налоговых и неналоговых доходов дефицит бюджета составляет 2,3%, что в пределах нормы, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации. Перевыполнение плана по доходам позволило сократить дефицит бюджета города в 3 раза по отношению к первоначально утвержденным параметрам. Объем дефицита бюджета города в 2016 году сократился по отношению к уровню 2015 года на 193,8 млн рублей.
С 2015 года работа по повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности бюджетных расходов осуществлялась в соответствии с муниципальной программой "Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2015 - 2019 годы", утвержденной постановлением администрации города от 16.05.2014 N 1001, и Программой "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2015 - 2018 годы", утвержденной постановлением администрации города от 24.12.2014 N 2702.
В целях минимизации размера недополученных доходов в результате ухудшения экономической ситуации, снижения основных социально-экономических показателей развития города, а также изменения налогового законодательства, дополнительно совместно с главными администраторами доходов, разработаны и реализованы мероприятия по увеличению налогового и неналогового потенциала.
В 2015 - 2016 годах за счет проведения совещаний по рассмотрению предприятий, несвоевременно перечисляющих налоговые и неналоговые платежи в бюджет города, мероприятий по снижению неформальной занятости и повышению оплаты труда, легализации объектов налогообложения, от продажи права аренды земли, сдачи в аренду и продажи муниципального имущества, земельных участков дополнительно поступило 315,3 млн рублей.
Системная работа по обеспечению полного, своевременного поступления доходов, развитию доходного потенциала позволила обеспечить сбалансированность бюджета без привлечения кредитных ресурсов.
Использование при формировании и исполнении городского бюджета программно-целевого подхода позволяет концентрировать ресурсы в целях достижения конкретных измеримых результатов. Доля расходов, сформированных в рамках муниципальных программ, в общем объеме бюджета города составила в 2015 году 81,4%, в 2016 году - 86,4%, что повышает эффективность использования средств.
Приоритетные статьи расходов исполнены в полном объеме, просроченная кредиторская задолженность по финансированию расходов бюджета города отсутствует.
Повышению эффективности расходов и качества управления средствами бюджета города способствует проведение ежеквартально оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города.
Кроме того, неотъемлемой частью работы комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула является контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств и муниципального имущества, соблюдением органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями, а также иными организациями, получающими средства из бюджета города, требований действующего законодательства.
Своевременное выявление правонарушений и принятие соответствующих мер к их устранению является залогом укрепления финансовой дисциплины и повышения ответственности объектов контроля, способствует повышению эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами.
В рамках осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за 2015 - 2016 годы комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула проведено 109 контрольных мероприятий.