ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2017 года N 536


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.12.2013 N 777 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕД. ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2014 N 402, ОТ 21.01.2015 N 38, ОТ 18.03.2016 N 177, ОТ 03.03.2017 N 98)


В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 777 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие лесного хозяйства в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 09.07.2014 N 402, от 21.01.2015 N 38, от 18.03.2016 N 177, от 03.03.2017 N 98) (далее - постановление) изменение, изложив приложение "Государственная программа Калужской области "Развитие лесного хозяйства в Калужской области" к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 20 сентября 2017 года N 536

Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 30 декабря 2013 года N 777

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного хозяйства Калужской области

2. Соисполнитель государственной программы

Министерство лесного хозяйства Калужской области

3. Цели государственной программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов

4. Задачи государственной программы

- Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

- сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов

5. Подпрограммы государственной программы

- "Обеспечение использования лесов";
- "Воспроизводство лесов";
- "Охрана и защита лесов"

6. Индикаторы государственной программы

- Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины;

- объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;

- доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

- доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

- лесистость Калужской области

7. Этапы и сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы, в один этап

8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований

Наименование показателя

Всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

2381700,5

126397,6 <***>

292899,2

281641,3

297009,2

294538,4

297942,8

608280,0

В том числе по источникам финансирования:

- средства областного бюджета <*>

827091,2

126397,6

104892,2

108486,1

110465,8

105305,8

105305,8

166237,9

- средства федерального бюджета <**>

1554609,3

182992,0

188007,0

173155,2

186543,4

189232,6

192637,0

442042,1

<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
<**> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из федерального бюджета, уточняются после принятия и (или) внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
<***> Не отражены средства федерального бюджета, учитываемые в 2014 году справочно, но включены в общий объем финансирования

9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В результате реализации государственной программы предполагается:

в количественном выражении:

- сохранение лесистости территории Калужской области на уровне 45,2 процента;

- сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 28,6 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

- повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до 198,3 руб./га;

- достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 32,0 процента.

В качественном выражении:

- повышение эффективности использования древесных ресурсов; - сокращение площади перестойных насаждений;

- сохранение и повышение продуктивности, качества, устойчивости и средообразующих функций лесных насаждений;

- создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения пожаров;

- оперативное выявление и качественная диагностика лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах, а также своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

- осуществление комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий



  1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 Вводная


Лесное хозяйство - отрасль экономики, задачами которой являются обеспечение потребностей в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия лесных ресурсов, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций леса. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись важными задачами.

Леса Калужской области, расположенные на площади 1408,3 тыс. га, в том числе леса на землях лесного фонда и находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства Калужской области, составляют 1253,8 тыс. га (89 процентов лесов), леса на землях обороны - 6,2 тыс. га, леса на землях особо охраняемых природных территорий - 96,4 тыс. га, леса на землях населенных пунктов - 5,7 тыс. га, леса на землях иных категорий - 46,2 тыс. га.

Лесистость Калужской области составляет 45 процентов при средней по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) - 35 процентов.

В структуре лесов эксплуатационные леса занимают 62 процента и леса, выполняющие защитные функции, - 38 процентов.

Освоение расчетной лесосеки в последние годы осуществляется на уровне 31 - 33 процентов. По хвойному хозяйству расчетная лесосека используется на 45 - 65 процентов, по мягколиственному хозяйству - на 15 - 30 процентов.

Из общей площади земель лесного фонда, находящихся в ведении министерства лесного хозяйства Калужской области, площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 1195,9 тыс. га (95,4 процента), из них ценными хвойными породами (ель, сосна) - 311,2 тыс. га (26,0 процентов), твердолиственными породами (дуб, клен, ясень) - 29,9 тыс. га (2,5 процента), мягколиственными породами - 854,8 тыс. га (71,5 процента). По запасу древесины на землях лесного фонда Калужская область занимает 6-е место среди областей ЦФО.

Не покрытые лесом лесные земли занимают 24,9 тыс. га, из них фонд лесовосстановления (по состоянию на 1 января 2017 года) составляет 12,4 тыс. га.

Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое с применением различных способов содействия естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.

В связи со значительной рекреационной нагрузкой - высокой посещаемостью лесов Калужской области местным населением и жителями сопредельных областей - 100 процентов лесных пожаров возникает по вине населения (человеческий фактор).

Возникающие лесные пожары представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья граждан, объектов экономики и инфраструктуры региона.

На фоне высокой природной лесопожарной опасности (средний класс пожарной опасности составляет 3,2) на значительной части лесов Калужской области существует высокая вероятность возникновения крупных лесных пожаров (пожары 2002 года, 2010 года).

Значительные объемы повреждения лесов в последнее время были связаны с массовым размножением короеда-типографа в ельниках Калужской области, очаги которого в настоящее время ликвидированы. Оказывают влияние на повреждаемость лесов также промышленные выбросы, добыча полезных ископаемых и использование лесов в рекреационных целях.


1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы


Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

- истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

- недостаточная точность учета лесных ресурсов;

- невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

- плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах.

Основной проблемой при использовании лесов является низкое использование расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству. Недоиспользование расчетной лесосеки связано с недостатком производственных мощностей, способных переработать в конкурентоспособную продукцию лиственную, низкокачественную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

Заготовкой и переработкой древесины в Калужской области занимаются около 100 предприятий, основную массу которых составляют малые и средние предприятия, ориентирующиеся в основном на заготовку и переработку хвойной древесины, составляющей в структуре лесосечного фонда 33,3 процента. Основная часть производственных мощностей по переработке древесины у данных арендаторов состоит из малопроизводительных пилорам.

Основной проблемой при организации воспроизводства лесов является снижение качества лесовосстановления на лесных участках, переданных в аренду, вследствие недостаточных объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства, а также сокращения объемов ухода за лесными культурами и за молодняками.

Снижение качества лесовосстановления снижает возможность повышения устойчивости лесных насаждений.

Многофакторность повреждения лесов Калужской области требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами, а также по обеспечению безопасности населения и работников лесного хозяйства в условиях радиационного загрязнения.


1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы


В ближайшем прогнозируемом периоде до 2020 года повышение эффективности использования лесных ресурсов будет осуществляться за счет:

- увеличения уровня освоения расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству;

- укрепления арендных отношений и многоцелевого использования лесов, увеличения площади лесов, предоставленных в пользование;

- повышения доходности лесов путем увеличения платы за их использование до 198,3 рубля за 1 га земель лесного фонда.

Реализация программы позволит укрепить материально-техническую базу и оснащенность лесопожарной техникой и оборудованием специализированного государственного автономного учреждения Калужской области "Лесопожарная служба Калужской области", снизить площадь лесных пожаров, уменьшить удельную площадь земель лесного фонда, погибшего от пожаров, снизить ущерб от лесных пожаров, уменьшить удельную площадь земель лесного фонда, погибшего от вредителей, увеличить долю площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.


2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы


 2.1. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы


Органы государственной власти Калужской области осуществляют переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации определен статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Программа основана на принципах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1121-р, постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 172) (далее - Концепция), Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2008 N 248/482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия), государственной программой "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 N 1000, от 31.03.2017 N 399).

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

- улучшение породного состава лесных насаждений, а также развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия, что позволит существенно увеличить объемы использования лесов.

Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов.

К основным стратегическим целям развития лесного комплекса относятся:

- обеспечение устойчивого управления лесами;

- сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала лесов;

- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Калужской области, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Оценка эффективности государственного управления в области лесных отношений будет проводиться с учетом критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 194 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 N 49).


2.2. Цель, задачи и индикаторы достижения цели и решения задач государственной программы


Целью программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации программы предусматривается решение следующих задач:

- создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

- сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»