Базисный учебный план образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования (далее - региональный базисный учебный план), - нормативный правовой акт, устанавливающий объемы учебного времени, отводимого на освоение основных общеобразовательных программ по ступеням общего образования и учебным годам.
Региональный базисный учебный план разработан с учетом приказов Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" и от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", постановления Правительства Самарской области от 19.05.2004 N 24 "О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области", приказа Главного управления образования Администрации Самарской области от 20.04.1999 N 103-од "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области", приказа министерства образования и науки Самарской области от 03.03.2004 N 50-од "О реализации в 2004 - 2005 учебном году регионального компонента содержания общего образования", а также введенных в действие с 01.09.2003 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02".
На основе регионального базисного учебного плана образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают учебный план образовательного учреждения.
Региональный базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение.
Вариативная часть обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения. Часы вариативной части могут быть использованы для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального и регионального компонентов, для введения новых учебных предметов и дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и факультативов, для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" в образовательных учреждениях (классах, группах) с русским (неродным) языком обучения, для проведения индивидуальных и групповых занятий (консультаций), для организации практической (в том числе проектной и исследовательской) деятельности учащихся, для организации иных видов дополнительного образования школьников.
Региональный базисный учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования - 4 года, основного общего образования - 5 лет, среднего (полного) общего образования - 2 года. Продолжительность учебного года в I классе - 33 учебные недели, во II - XI классах - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I - IV классов - 35 минут, для V - XI классов - 40 - 45 минут.
В региональном базисном учебном плане сохранено традиционное (недельное) распределение учебных часов, образовательные учреждения имеют возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Региональным базисным учебным планом предусматривается возможность работы образовательного учреждения в различных режимах: по пятидневной и шестидневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года в порядке, предусмотренном уставом учреждения, с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Аудиторная учебная нагрузка обучающихся не должна быть меньше минимальной обязательной (вне зависимости от продолжительности учебной недели) и не должна превышать предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся (в зависимости от продолжительности учебной недели). В указанных пределах объемы учебной нагрузки обучающихся устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Часы индивидуальных и групповых занятий и консультаций (в том числе проектной и исследовательской деятельности учащихся, дополнительного образования учащихся), организуемых во второй половине дня, а также часы дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности и ежедневной динамической паузы в I класс, не относятся к обязательной аудиторной учебной нагрузке и не учитываются - при определении соответствия нагрузки санитарным нормам.
В региональном учебном плане определены учебные предметы, курсы, дисциплины, при проведении учебных занятий по которым допускается деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Образовательное учреждение при наличии необходимых условий и в пределах имеющихся у него средств может делить на группы классы с меньшей наполняемостью, делить на группы классы при проведении занятий по другим учебным предметам, а также формировать необходимое количество дополнительных групп для проведения индивидуально-групповых занятий (консультаций).
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в целях дополнительного финансирования учебного плана органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений различных видов за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджета Самарской области).