ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 19 мая 2004 года N 24

О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, в целях достижения результатов образования, соответствующих потребностям рынка труда, Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить прилагаемую Концепцию компетентностно-ориентированного  образования в Самарской области.

2. Рекомендовать руководителям учреждений общего и профессионального образования, совету ректоров высших учебных заведений области использовать положения Концепции в деятельности образовательных учреждений, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра образования и науки Самарской области Когана Е.Я.

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

    

 Председатель
     Правительства Самарской области
 С.А. Сычев

Одобрена постановлением
Правительства Самарской области
N 24 от 19.05.2004 г.


КОНЦЕПЦИЯ
компетентностно-ориентированного образования в Самарской области

Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности, следует существенно скорректировать цели общего образования.

Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться в различных ситуациях. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей.

Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Необходимо обозначить в качестве приоритета региональной системы общего образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:

готовность к разрешению проблем,

технологическая компетентность,

готовность к самообразованию,

готовность к использованию информационных ресурсов,

готовность к социальному взаимодействию,

коммуникативная компетентность.

Содержание названных ключевых компетентностей заключается в следующем:

готовность к разрешению проблем означает готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности и позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

технологическая компетентность означает готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;

готовность к самообразованию означает способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;

готовность к использованию информационных ресурсов означает способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности и позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

готовность к социальному взаимодействию означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;

коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

Достижение региональной системой образования нового результата - формирования ключевых компетентностей - является ее приоритетной задачей.

Решение этой задачи потребует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку.

Должна претерпеть изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

Органам управления системой образования, руководителям образовательных учреждений следует обеспечить использование положений настоящей Концепции в ориентации региональной системы образования и деятельности образовательных учреждений на формирование ключевых компетентностей учащихся. В том числе должна быть разработана система организационных, информационных и финансовых мер, способствующих переходу на компетентностно-ориентированное образование в Самарской области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»