ПРИКАЗ
от 4 апреля 2005 года N 55-од
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 23.03.2004 N 73, решением коллегии министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2005 N 2/1 "О проекте базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования" приказываю:
1. Утвердить базисный учебный план образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования (прилагается).
2. Государственным и муниципальным органам управления образованием обеспечить организацию и проведение мероприятий по введению с 2006 - 2007 учебного года в подведомственных образовательных учреждениях учебных планов, разработанных на основе базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования.
3. Разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности по решению учредителя ввести учебные планы, разработанные на основе базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования, с 2005 - 2006 учебного года.
4. Отделу реализации программ общего образования (Ларионову), Самарскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Носкову) обеспечить необходимую организационно-методическую поддержку при разработке и введении учебных планов образовательных учреждений Самарской области на основе базисного учебного плана.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра образования и науки Самарской области В.А. Прудникову.
6. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
Министр
образования и науки Самарской области
Е.Я.КОГАН
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный план образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования (далее - региональный базисный учебный план), - нормативный правовой акт, устанавливающий объемы учебного времени, отводимого на освоение основных общеобразовательных программ по ступеням общего образования и учебным годам.
Региональный базисный учебный план разработан с учетом приказов Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" и от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", постановления Правительства Самарской области от 19.05.2004 N 24 "О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области", приказа Главного управления образования Администрации Самарской области от 20.04.1999 N 103-од "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области", приказа министерства образования и науки Самарской области от 03.03.2004 N 50-од "О реализации в 2004 - 2005 учебном году регионального компонента содержания общего образования", а также введенных в действие с 01.09.2003 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02".
На основе регионального базисного учебного плана образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают учебный план образовательного учреждения.
Региональный базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение.
Вариативная часть обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения. Часы вариативной части могут быть использованы для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального и регионального компонентов, для введения новых учебных предметов и дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и факультативов, для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" в образовательных учреждениях (классах, группах) с русским (неродным) языком обучения, для проведения индивидуальных и групповых занятий (консультаций), для организации практической (в том числе проектной и исследовательской) деятельности учащихся, для организации иных видов дополнительного образования школьников.
Региональный базисный учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования - 4 года, основного общего образования - 5 лет, среднего (полного) общего образования - 2 года. Продолжительность учебного года в I классе - 33 учебные недели, во II - XI классах - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I - IV классов - 35 минут, для V - XI классов - 40 - 45 минут.
В региональном базисном учебном плане сохранено традиционное (недельное) распределение учебных часов, образовательные учреждения имеют возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Региональным базисным учебным планом предусматривается возможность работы образовательного учреждения в различных режимах: по пятидневной и шестидневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года в порядке, предусмотренном уставом учреждения, с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Аудиторная учебная нагрузка обучающихся не должна быть меньше минимальной обязательной (вне зависимости от продолжительности учебной недели) и не должна превышать предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся (в зависимости от продолжительности учебной недели). В указанных пределах объемы учебной нагрузки обучающихся устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Часы индивидуальных и групповых занятий и консультаций (в том числе проектной и исследовательской деятельности учащихся, дополнительного образования учащихся), организуемых во второй половине дня, а также часы дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности и ежедневной динамической паузы в I класс, не относятся к обязательной аудиторной учебной нагрузке и не учитываются - при определении соответствия нагрузки санитарным нормам.
В региональном учебном плане определены учебные предметы, курсы, дисциплины, при проведении учебных занятий по которым допускается деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Образовательное учреждение при наличии необходимых условий и в пределах имеющихся у него средств может делить на группы классы с меньшей наполняемостью, делить на группы классы при проведении занятий по другим учебным предметам, а также формировать необходимое количество дополнительных групп для проведения индивидуально-групповых занятий (консультаций).
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в целях дополнительного финансирования учебного плана органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений различных видов за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджета Самарской области).
Региональный базисный учебный план содержит механизмы, позволяющие создать возможности для:
обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования;
дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использования перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения;
усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся путем выделения специального времени на организацию проектной деятельности;
обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации образовательного процесса;
усиления языковой подготовки учащихся и подготовки в области социальных дисциплин;
формирования информационной культуры учащихся;
повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
организации предпрофильной подготовки учащихся и введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.
1. Введен учебный предмет "Иностранный язык" во II - IV классах (по 2 часа в неделю), предмет включается в учебный план образовательного учреждения по мере подготовки необходимых условий; на переходный период часы, отведенные на преподавание данного предмета, перенесены в компонент образовательного учреждения.
2. Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучают с I по IV классы по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
3. "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология" (по 1 часу в неделю).
4. Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Изобразительное искусство" (по 1 часу в неделю) и "Технология" (по 1 часу в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (по 2 часа в неделю).
5. В рамках регионального компонента во II - IV классах изучаются "Основы жизненного самоопределения" и один из предметов двигательно-активного характера по выбору образовательного учреждения.
1. "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)" изучаются в VIII - IX классах в качестве учебного модуля (в рамках учебного предмета "Технология") или как самостоятельный учебный предмет (по 1 часу в неделю).
2. "Основы безопасности жизнедеятельности" вводятся для изучения в VIII классе как самостоятельный учебный предмет (1 час в неделю). Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".
3. Преподавание образовательного компонента "Искусство" становится непрерывным (с V по IX классы), предлагается его изучение и в IX классе.
4. "Природоведение" (2 часа в неделю в V классе) - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и включает три основных содержательных раздела: "Как человек изучает природу", "Многообразие тел, веществ и явлений природы" и "Здоровье человека и безопасность жизни".
По решению образовательного учреждения "Природоведение" может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
5. Часы учебного предмета "Технология" в IX классе (2 часа в неделю) передаются для организации и проведения предпрофильных курсов.
6. Сокращено количество часов на обязательное изучение ряда учебных предметов:
в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю - учебного предмета "Биология";
в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю - учебного предмета "Технология";
в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История".
7. Региональный компонент в V - IX классах представлен "Основами жизненного самоопределения" (изучаются в рамках интегрированного учебного предмета "Обществознание") и различными модулями (по выбору образовательного учреждения) курса "Основы проектной деятельности".
В VI - IX классах выделяется специальное время на организацию проектной деятельности учащихся (по 1 часу в неделю).
8. Компонент образовательного учреждения (с V по IX классы) включает в себя дополнительный час, используемый образовательным учреждением на различные предметы и занятия физкультурно-спортивной направленности.
1. Инвариантная часть регионального базисного учебного плана включает в себя:
обязательные учебные предметы федерального компонента (на базовом уровне), направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание";
обязательные учебные предметы регионального компонента:
"Основы жизненного самоопределения" и различные модули (по выбору образовательного учреждения) курса "Основы проектирования";
обязательные учебные предметы (курсы, дисциплины) по выбору образовательного учреждения и обучающихся.
Образовательным учреждением может быть предложено изучение:
общеобразовательных предметов, реализующих федеральный компонент на профильном (повышенном) уровне;
профильных и элективных курсов, реализующих содержание федерального компонента на профильном уровне, но при этом нацеленных на введение учащихся в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации;
общеобразовательных предметов, реализующих содержание федерального компонента на базовом уровне и не являющихся обязательными ("География", "Информатика и ИКТ", "Искусство", "Технология", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др.).
2. Учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательность экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз, вводится учебный предмет "Русский язык" (2 часа в неделю за два года обучения).
3. Усилено внимание к изучению иностранных языков: увеличено время на изучение учебного предмета "Иностранный язык" (6 часов в неделю за два года обучения).
4. Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях если: