АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2017 года N 719
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (2014 - 2020 ГОДЫ)"
В целях приведения нормативных правовых актов области в соответствие с действующим законодательством администрация области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Информационное общество (2014 - 2020 годы)" (далее - государственная программа), утвержденную постановлением администрации области от 21.10.2013 N 1181 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Информационное общество (2014 - 2020 годы)" (в редакции от 28.02.2017), (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление информационных технологий, связи и документооборота администрации области |
Соисполнители государственной программы | Комитет по управлению имуществом области; |
Подпрограммы государственной программы | "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества" (приложение N 5); |
Цель государственной программы | Получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий |
Задачи государственной программы | Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - 70%; |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014-2020 годы, реализуется в 1 этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем финансирования мероприятий государственной программы составит 8664376,18 тыс. рублей, в том числе: |
________________
<*> Объемы софинансирования из федерального бюджета выделяются в случае проведения Министерством экономического развития Российской Федерации, и/или Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и/или Министерством транспорта Российской Федерации, и/или Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующих конкурсов и признания области их победителем.
1.2. раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития. Применение ИКТ имеет большое значение для повышения качества жизни человека в современном обществе, эффективного функционирования органов исполнительной власти области (далее - ОИВ) и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), повышения конкурентоспособности экономики, развития образования, здравоохранения и культуры.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212, которая констатирует необходимость формирования в России информационного общества, характеризуемого высоким уровнем развития ИКТ, определяет основные направления государственной политики в сфере развития информационного общества в Российской Федерации.
Одним из важных направлений внедрения ИКТ является формирование электронного правительства - новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов власти и ОМСУ.
Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.
Основополагающим документом применения ИКТ в сфере государственного и муниципального управления является Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее - Концепция), одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р. В Концепции определены цели и комплекс задач, которые необходимо решить (достичь) федеральным и региональным исполнительным органам государственной власти и ОМСУ для формирования электронного правительства.
Особое значение для Российской Федерации как для социального государства имеет оказание государственных и муниципальных услуг. В настоящее время это направление стало приоритетным, а принятые Федеральный закон от 21.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р и от 28.12.2011 N 2415-р установили основные принципы организации предоставления государственных и муниципальных услуг (предоставление услуг в электронной форме, электронное межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг), а также сроки реализации новых принципов.
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области, принятая Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года", предполагает переход региона к инновационному типу развития, непременным условием которого является создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ОИВ и ОМСУ.
Формирование электронного правительства Тамбовской области проходило поэтапно. На первом этапе в 2006-2008 годах на территории области создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура ОИВ и ОМСУ (областная целевая программа "Информатизация органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области на 2006-2010 годы").
Наиболее значимые успехи достигнуты на первом этапе:
создана и развивается единая телекоммуникационная инфраструктура ОИВ и ОМСУ:
мультисервисная сеть передачи данных (далее - МСПД), включающая в себя администрацию области и 27 ОИВ (100%), созданная на основе волоконно-оптических линий связи (21 ОИВ) и каналов операторов связи (6 ОИВ):
сеть передачи данных Тамбовского филиала публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ТФ ПАО "Ростелеком"), включающая в себя администрацию области, администрации городов и районов (100%), администрации сельсоветов и поссоветов (100%), также подключено 33 администратора сельсоветов;
создана внутриведомственная ip-телефонная сеть администрации области и администраций городов и районов, администраций сельсоветов и поссоветов - всего 307 точек подключения;
создана и развивается информационная инфраструктура ОМСУ, включающая в себя информационную систему (далее - ИС) похозяйственного и бухгалтерского учета, ИС поддержки принятия управленческих решений и другие;
внедрена система организационно-технических мероприятий, обеспечивающая регулярное проведение видео- и аудиоконференций по вопросам государственного и муниципального управления с участием ОМСУ и ОИВ;
организовано обеспечение доступа администраций сельсоветов и поссоветов к социально значимым ИС администрации области;
создана ИС подготовки нормативных правовых актов (далее - НПА) администрации области и ОИВ, а также система их учета;
внедрена ИС "Портал государственных и муниципальных услуг" (далее - Портал государственных и муниципальных услуг), сформирована база данных "Реестр государственных и муниципальных услуг" (далее - Реестр государственных и муниципальных услуг), включающая в себя сведения о 676 - федеральных, 249 - региональных и 1057 - муниципальных услугах;
создана информационно-технологическая инфраструктура единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций на основе межведомственной ИС ОИВ - ИС "Интернет-портал органов государственной власти Тамбовской области". На Интернет-портале размещены сайты более 130 ведомств, включая сайты ОИВ и их подведомственных учреждений, ОМСУ (информация о сельсоветах и поссоветах размещена на сайтах администраций районов), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
созданы условия для внедрения защищенного электронного документооборота с использованием системы электронной цифровой подписи в администрации области, ОИВ и ОМСУ, иных бюджетных организациях и учреждениях;
созданы условия для качественного и эффективного информационного обслуживания населения на базе Интернет-порталов и формирования органами государственной власти области, государственными и муниципальными учреждениями, ОМСУ общедоступных информационных ресурсов;
внедрена информационно-техническая система, обеспечивающая высокий уровень информационной безопасности ИС администрации области.
На втором этапе - 2009 - 2012 годы (долгосрочная целевая программа "Формирование электронного правительства Тамбовской области на 2009-2012 годы") осуществлялась реализация новых принципов взаимодействия (далее - электронное правительство региона) между обществом и органами власти: федеральными, региональными и муниципальными органами власти - предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг, а также внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Основные задачи, решение которых осуществлялось на втором этапе:
развитие телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства региона;
обеспечение информационной безопасности инфраструктуры электронного правительства региона;
переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг;
создание Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и подключение к ней ведомственных информационных систем.
Решение этих задач носит комплексный и межведомственных характер и невозможно без интеграции всех уровней власти области - федерального, регионального и муниципального. Поэтому первоначально проводилась работа по тестовому внедрению предоставления двух услуг в электронном виде: "прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" и "прием заявок (запись) на прием к врачу".
Полученный опыт позволил перейти к решению задачи по переходу на предоставление в электронном виде социально значимых государственных и муниципальных услуг:
осуществлен переход на предоставление в электронном виде 19 социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе для 4 услуг, использующих межведомственное взаимодействие, осуществлен перевод такого взаимодействия;
внедрено межведомственное электронное взаимодействие для 61 государственной и муниципальной услуги.
Одним из сдерживающих факторов, не позволивших завершить формирование электронного правительства региона, является высокая стоимость работ по переводу предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг и организация межведомственного электронного взаимодействия (более 300 млн. рублей).
В 2012 году постановлением администрации области от 23.11.2012 N 1454 утверждена долгосрочная целевая программа "Формирование электронного правительства Тамбовской области" на 2013 - 2016. В период реализации программы в 2013 году достигнуты следующие результаты:
значение показателя - доля ОМСУ, подключенных к мультисервисной сети передачи данных, достигла 100% значения, увеличена скорость доступа для администраций городов и районов до 1 мб/сек.;
создана информационная и технологическая инфраструктура Уполномоченной организации области в рамках внедрения системы универсальной электронной карты на территории области.
Одним из основных факторов, сдерживающих использование населением области сервисов электронного правительства региона, а также получение преимуществ от использования ИКТ, является недостаточный уровень проникновения современных телекоммуникационных услуг на территории области:
в 24,6% населенных пунктов население не обеспечено устойчивой сотовой связью;
в 75,38% населенных пунктов население обеспечено возможностью подключения к сети Интернет с использованием мобильной связи;
в 34,61% населенных пунктов население имеет доступ в сеть Интернет с использованием проводных каналов связи;
в 17,92% населенных пунктов потребность населения в услуге связи "доступ в сеть Интернет" удовлетворена полностью.
Основными проблемами, решение которых предусматривается государственной программой, являются:
существенное цифровое неравенство на территории области;
незавершенность задачи по переводу предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием универсальной электронной карты;
развитие технологической инфраструктуры, обеспечивающей использование универсальной электронной карты на территории области;
низкий уровень внедрения информационных систем в деятельность ОИВ и ОМСУ, в том числе используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
низкий уровень использования спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности на территории области;
низкий уровень эффективности расходования бюджетных средств ОИВ в сфере внедрения и использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе на приобретение средств вычислительной техники и внедрение ведомственных ИС ОИВ.
Завершение работы по формированию сервисов электронного правительства региона позволит создать принципиально новые возможности для взаимодействия ОИВ и ОМСУ между собой и населением.
Реализацию государственной программы могут усложнить следующие риски:
невыполнение инновационного сценария социально-экономического развития Российской Федерации, определенного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий государственной программы относительно развития технологий;
недостаточная гибкость и слабая адаптируемость государственной программы к изменению общих тенденций развития информационных технологий и внешним факторам;
дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках государственной программы и других государственных программ и мероприятий, предусматривающих внедрение информационных технологий в деятельность ОИВ и ОМСУ;
пассивное сопротивление использованию инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий со стороны ОИВ и ОМСУ;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий государственной программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина.
Важными направлениями при обеспечении безопасности и стабильного социально-экономического развития области являются задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению сохранности имущества, личной и общественной безопасности. Для решения этих задач необходимы скорость и эффективная координация сил реагирования (оперативных служб).
Наиболее эффективным решением, обеспечивающим максимальные значения перечисленных факторов безопасности, является создание на территории области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), включающего систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112), общая координация работ по которым с 2017 года вошла в государственную программу в соответствии с распоряжением администрации области от 13.09.2016 N 403-р "О назначении ответственных за создание на территории Тамбовской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".