ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 года N 196
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 13 НОЯБРЯ 2015 ГОДА N 546
В целях уточнения отдельных положений нормативного правового акта Чукотского автономного округа Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 13 ноября 2015 года N 546 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Чукотском автономном округе на 2016 - 2030 годы" следующие изменения:
1) пункты 2 - 5 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что реализация мероприятий "дорожной карты" осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в законе о бюджете Чукотского автономного округа на соответствующий финансовый год и на плановый период.
3. Департаменту образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее - исполнители "дорожной карты"), Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа обеспечить реализацию "дорожной карты".
4. Исполнителям "дорожной карты" представлять в Департамент социальной политики Чукотского автономного округа:
1) один раз в полгода (за первое полугодие - до 15 июля текущего года, за год - до 20 января года, следующего за отчетным) отчет о достижении значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, результатах выполнения мероприятий, реализуемых для достижения указанных значений;
2) ежегодно, в срок до 1 декабря текущего года, информацию о мероприятиях, запланированных к реализации в рамках исполнения мероприятий "дорожной карты", а также объектах социальной инфраструктуры, на которых планируется создать условия безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в следующем году.
5. Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа (Подлесный Е.В.) обеспечить:
1) текущее управление, координацию и контроль реализации мероприятий "дорожной карты";
2) осуществление мониторинга выполнения мероприятий "дорожной карты" с последующим обобщением материалов о ходе реализации "дорожной карты" в срок до 1 марта";
2) дополнить пунктами 6, 7 следующего содержания:
"6. Рекомендовать органам местного самоуправления, заинтересованным общественным организациям принять участие в реализации "дорожной карты".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Подлесный Е.В.)";
3) приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Подлесный Е.В.).
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 23 мая 2017 года N 196
"Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 13 ноября 2015 года N 546
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2016 - 2030 ГОДЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Чукотском автономном округе на 2016 - 2030 годы (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
"Дорожной картой" определяются:
цели обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг;
поэтапное повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов (зданий, сооружений, помещений), в которых им предоставляются услуги, а также сроки их достижения на 2016 - 2030 годы;
перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их выполнения.
Поэтапное повышение значений показателей доступности объектов и услуг, сроки их достижения определены в "дорожной карте" с учетом положений:
Конвенции о правах инвалидов;
Конституции Российской Федерации;
Свода Правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 12 декабря 2014 года N ДМ-П12-9175 по реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Чукотский автономный округ - самый удаленный регион Российской Федерации, целиком входит в Арктическую зону России и отличается экстремальными условиями проживания.
Общая численность населения по состоянию на 1 января 2017 года составляет 49,8 тыс. человек. Треть населения проживает в сельской местности на территории в 721,5 тысяч квадратных километров (4,2 процента территории Российской Федерации и 11,7 процентов - Дальневосточного федерального округа), отличающейся низкой плотностью населения (менее 0,07 чел. на 1 км(2)).
Около 30 процентов населения составляют представители коренных малочисленных народов, которые заняты в сфере традиционного промысла народов Севера.
Сложная транспортная схема характеризуется большими расстояниями между населенными пунктами. Основным элементом транспортного комплекса Чукотки является круглогодично работающий воздушный транспорт, обеспечивающий перевозку пассажиров и грузов как внутри округа, так и за его пределами. Частота рейсов составляет от одного раза в неделю до одного раза в месяц при условии благоприятных метеоусловий. Морской и речной транспорт функционирует в короткий навигационный период, ограниченный несколькими летними месяцами. В округе крайне низкое покрытие сетью автомобильных дорог, которая в основном ограничена дорогами внутри населенных пунктов.
Населенные пункты имеют немногочисленное население (самый крупный населенный пункт - г. Анадырь насчитывает менее 14,9 тыс. человек). Сельские и городские поселения расположены на большом расстоянии друг от друга и их население немногочисленно.
Вышеперечисленные особенности региона значительно усложняют процесс адаптации объектов.
В Чукотском автономном округе не имеется предприятий, производящих адаптирующие устройства для обеспечения физической доступности объектов и услуг, в связи с чем их закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Зачастую объявленные аукционы признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок от поставщиков из других субъектов Российской Федерации (в связи с территориальной особенностью транспортной схемы в округе и малыми объемами поставки). Этими же факторами объясняются задержки с поставкой товаров на территорию Чукотки, особенно в отдаленные села.
Кроме того, Чукотский автономный округ отличается структурой и малочисленностью граждан из числа инвалидов (в сравнении с другими субъектами Российской Федерации). Так, по состоянию на 1 января 2017 года на учете в органах социальной защиты Чукотского автономного округа состоит 1642 инвалида (в том числе 201 ребенок-инвалид), что составляет 3,3 процента от общей численности населения.
Из них:
использующие кресла-коляски - 133 чел.;
с нарушением слуха (глухие и глухонемые) - 58 чел.;
с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) - 75 чел.
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Чукотского автономного округа.
В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возникла необходимость усилить меры по обеспечению инвалидов доступом к объектам сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, торговли, социальной защиты, здравоохранения, труда и занятости, к многофункциональным центрам оказания услуг.
"Дорожной картой" предусматривается создание основ доступности, необходимых условий для решения ряда проблем, связанных с обеспечением для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам и услугам, и требующих комплексного решения.
С целью объективной оценки состояния доступности социальной инфраструктуры в 2014 году была проведена паспортизация приоритетных объектов, по результатам которой сформирован реестр таких объектов.
Проведенный мониторинг показал, что большинство зданий социальной инфраструктуры не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов. Из 133 социально значимых паспортизированных объектов - 10 (7,5 процентов) доступны полностью всем категориям инвалидов, 20 объектов (15 процентов) недоступны, 103 объекта (77 процентов) доступны частично.
По результатам паспортизации в 2016 году из заявленных 209 объектов 121 объект (58,7 процентов) доступен условно, на 73 объектах (35,4 процента) доступны специально выделенные участки и помещения, 7 объектов временно недоступны, 5 объектов (2,4 процента) доступны полностью всем. 86 процентов паспортов подготовлены в соответствии с Методическим пособием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 года "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность".
Актуализация реестра и сведений, содержащихся в нем, проводится один раз в год.
Создание условий для социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, стимулирующих процесс социализации и самореализации личности.
В настоящее время большинство организаций культуры Чукотского автономного округа недоступны для отдельных категорий инвалидов, поскольку требуется комплексное оснащение или дооснащение их техническими средствами адаптации, специальной литературой.
В целях обеспечения доступности для инвалидов государственных организаций здравоохранения существует потребность в их обустройстве и приспособлении.
Требуется провести необходимую работу по созданию универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных организациях путем оснащения, в первую очередь, базовых общеобразовательных организаций соответствующим оборудованием, созданию необходимых условий для получения инвалидами инклюзивного общего образования, а также дополнительного и профессионального образования.
Отсутствует включение инвалидов в процесс систематических занятий физической культурой и спортом из-за неприспособленности материальной спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов ввиду недостаточного количества специалистов по адаптивной физической культуре, которые могут разработать специализированный комплекс спортивных мероприятий.
Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 15 ноября 2016 года N 440-рп утвержден План мероприятий, способствующий повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Чукотского автономного округа, в который входят следующие мероприятия:
совершенствование методов профессиональной ориентации инвалидов и создание системы психологического сопровождения инвалидов, имеющих способность к трудовой деятельности;
организация сопровождения инвалидов при получении профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
трудоустройство инвалидов, создание условий к использованию труда инвалидов работодателями;
создание системы информирования о содействии трудоустройству инвалидов, о состоянии рынка труда Чукотского автономного округа.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 декабря 2016 года N 603 "Об организации проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Чукотского автономного округа" утверждены специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда:
Порядок установления работодателям Чукотского автономного округа квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
Порядок резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
Порядок создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;
Порядок создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
Порядок организации обучения инвалидов новым профессиям.
С целью улучшения профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов совместным приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа (15 декабря 2016 года N 2517), Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чукотскому автономному округу" утвержден региональный межведомственный регламент.
Мероприятия, способствующие трудовой занятости лиц с ограниченными способностями, реализуются в рамках подпрограммы "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014 - 2019 годы", утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года N 410.
Вместе с тем необходимо уделить большее внимание мероприятиям по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.