ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 года N 733-П
О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 27.11.2014 г. N 638-П
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 27.11.2014 года N 638-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015 - 2017 годы" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2014, выпуск N 4 (часть IX), октябрь - декабрь; 2015, выпуск N 2 (часть I), апрель - июнь; Южноуральская панорама, 5 ноября 2015 г., N 158, спецвыпуск N 36; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2015, выпуск N 4 (часть IV), октябрь - декабрь; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 12 февраля 2016 г.; 6 апреля 2016 г.; 2 июня 2016 г.; 15 июля 2016 г.; 4 октября 2016 г.; 1 ноября 2016 г.) следующие изменения:
1) в наименовании постановления цифры "2017" заменить цифрами "2019";
2) в пункте 1 постановления цифры "2017" заменить цифрами "2019";
3) государственную программу Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015 - 2017 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ
Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 27 ноября 2014 года N 638-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 26 декабря 2016 года N 733-П)
Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015 - 2019 годы"
Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015 - 2019 годы"
Ответственный исполнитель государственной программы Челябинской области | - | Министерство культуры Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области; Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области; областные государственные учреждения культуры (по согласованию); социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства на территории Челябинской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы на 2015 - 2019 годы"; подпрограмма "Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015 - 2019 годы"; подпрограмма "Развитие художественного образования на 2015 - 2019 годы"; подпрограмма "Сохранение объектов культурного наследия на 2015 - 2016 годы"; подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015 - 2019 годы"; подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры на 2015 - 2019 годы"; подпрограмма "Финансовое обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской области на 2017 - 2019 годы" |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинообслуживания населения, художественного образования |
Основные задачи государственной программы | - | создание условий для обеспечения прав граждан на доступ к информации, культурным ценностям, занятиям любительским творчеством и народными художественными промыслами; обеспечение доступности профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства жителям Челябинской области; сохранение и развитие системы профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства в Челябинской области; сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в Челябинской области; укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области; обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | охват населения библиотечным обслуживанием (процентов); количество посетителей областных музеев (тыс. человек); количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и других), проведенных театрально-концертными учреждениями (тыс. человек); численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. человек); уровень удовлетворенности граждан Челябинской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (процентов) |
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2015 - 2019 годах в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 6736731,177 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 47615,987 тыс. рублей; средства областного бюджета - 6680377,88 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 8737,31 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 1320205,66 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1314703,76 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 5501,9 тыс. рублей; в 2016 году - 1354708,017 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5345,787 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1346126,82 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 3235,41 тыс. рублей; в 2017 году - 1484270,2 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 42270,2 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1442000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 1284722,2 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1284722,2 тыс. рублей; в 2019 году - 1292825,1 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1292825,1 тыс. рублей; в том числе в разрезе подпрограмм: |
подпрограмма "Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы на 2015 - 2019 годы" - 1573555,037 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 9260,487 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1564294,55 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 293753,11 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 293753,11 тыс. рублей; в 2016 году - 315647,427 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5345,787 тыс. рублей; средства областного бюджета - 310301,64 тыс. рублей; в 2017 году - 359779,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 3914,7 тыс. рублей; средства областного бюджета - 355864,7 тыс. рублей; в 2018 году - 300826,1 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 300826,1 тыс. рублей; в 2019 году - 303549,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 303549,0 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015 - 2019 годы" - 2745582,3 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 2745582,3 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 536349,58 тыс. рублей; в 2016 году - 558305,12 тыс. рублей; в 2017 году - 551479,2 тыс. рублей; в 2018 году - 548264,0 тыс. рублей; в 2019 году - 551184,4 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Развитие художественного образования на 2015 - 2019 годы" - 1949606,36 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1949606,36 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 386876,36 тыс. рублей; в 2016 году - 382904,6 тыс. рублей; в 2017 году - 398420,2 тыс. рублей; в 2018 году - 389511,0 тыс. рублей; в 2019 году - 391894,2 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Сохранение объектов культурного наследия на 2015 - 2016 годы" - 75839,1 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 75839,1 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 41121,72 тыс. рублей; в 2016 году - 34717,38 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015 - 2019 годы" - 82678,01 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 82678,01 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 20497,01 тыс. рублей; в 2016 году - 26087,9 тыс. рублей; в 2017 году - 25160,3 тыс. рублей; в 2018 году - 5428,2 тыс. рублей; в 2019 году - 5504,6 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры на 2015 - 2019 годы" - 187271,67 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 38355,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 140178,86 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 8737,31 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2015 году - 41607,88 тыс. рублей; средства областного бюджета - 36105,98 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 5501,9 тыс. рублей; в 2016 году - 37045,59 тыс. рублей; средства областного бюджета - 33810,18 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 3235,41 тыс. рублей; в 2017 году - 108618,2 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 38355,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 70262,7 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Финансовое обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской области на 2017 - 2019 годы" - 122198,7 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 122198,7 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2017 году - 40812,9 тыс. рублей; в 2018 году - 40692,9 тыс. рублей; в 2019 году - 40692,9 тыс. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | основными ожидаемыми результатами реализации государственной программы является достижение следующих показателей: охват населения библиотечным обслуживанием - 42,57 процента в 2019 году; увеличение количества посетителей областных музеев до 254,0 тыс. человек в 2019 году; количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными учреждениями, в 2019 году - 687,7 тыс. человек; увеличение численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, до 953 тыс. человек в 2019 году; увеличение уровня удовлетворенности граждан Челябинской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 80 процентов в 2019 году |
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015 - 2019 годы" определяет цели, задачи и направления развития культуры и туризма в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинообслуживания населения, художественного образования.
2. Характеристика текущего состояния отрасли культуры и туризма в Челябинской области:
Челябинская область расположена на Южном Урале и на западной окраине Западно-Сибирской равнины, граничит с Казахстаном, Республикой Башкортостан, Свердловской, Оренбургской и Курганской областями, относится к Уральскому федеральному округу.
3. Сфера культуры и туризма Челябинской области представлена различными учреждениями, в том числе:
библиотечное дело - 861 библиотека, в том числе 1 Комплекс информационно-библиотечного обслуживания;
культурно-досуговая деятельность - 822 культурно-досуговых учреждения;
парки культуры и отдыха - 14;
образование в сфере культуры: 1 федеральное высшее учебное заведение; 5 областных образовательных организаций (2 высшего, 2 среднего и 1 дополнительного профессионального образования); 130 детских школ искусств;
музейное дело - 46 музеев;
профессиональное искусство: 6 областных и 8 муниципальных театров; 4 концертные организации;
кинематография - 54 киноустановки;
охрана объектов культурного наследия - 1 государственное областное учреждение и 1 муниципальное;
историко-культурный заповедник - 1 (областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим");
зоопарк - 1;
цирк - 2;
областные методические центры - 6;
национально-культурные центры - 123;
творческие союзы - 6;
туризм: 1 областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр развития туризма Челябинской области", 3 муниципальных центра развития туризма, 400 туристических фирм, 153 гостиницы и иных коллективных средств размещения.
4. В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.
Во исполнение постановления Губернатора Челябинской области государственными премиями Челябинской области в сфере культуры и искусства награждается с 2012 года 10 человек, размер государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства составляет 100 тыс. рублей каждому.
Также работники культуры и искусства награждаются премией Законодательного Собрания Челябинской области в социальной сфере в области культуры и искусства.
5. Согласно перечням поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" в 2012 году Министерством культуры Челябинской области разработана Концепция долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Челябинской области от 10.12.2012 года N 303-рп "О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года", целью которой является определение путей и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2013 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных подходов посредством адаптации имеющегося мирового опыта в этой сфере.
6. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития государства является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
7. Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры и туризма, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
8. В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в отрасли культуры и туризма, в их числе:
1) слабая материально-техническая база учреждений культуры и туризма;
2) дефицит квалифицированных кадров;
3) низкий престиж профессий культуры и искусства;
4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства;
5) неразвитая инфраструктура культурного туризма и его информационная составляющая;
6) высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания;
7) невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
8) большое количество ветхих объектов культурного наследия;
9) низкий уровень межрегиональных культурных коммуникаций и недостаточное финансирование межрегиональных мероприятий.
Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и туризма позволяет ежегодно определить самые болевые точки отрасли, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
9. Культура и туризм могут действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с принятием в 2010 году Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличению внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
10. Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов в целях обеспечения непрерывности развития культуры и туризма посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.
11. Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения Челябинской области, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
12. Основная задача развития музейного дела - стать мощным фактором имиджевой привлекательности Челябинской области. В современных реалиях необходимо шире переходить к динамичным, современным, "бросающимся в глаза" формам музейной работы. Музейные технологии Челябинской области отстают от накопленного мирового опыта, музей не должен быть скучным, он должен быть открытием при первом же посещении.
13. Для дальнейшего развития культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуются модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимостью оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность, низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования невозможны расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений, организация полноценной гастрольной деятельности за пределами Челябинской области.
14. Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи Челябинской области, создания условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, оказания поддержки талантливым студентам и учащимся образовательных организаций культуры и искусства Челябинской области.
15. Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия Челябинской области, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере, приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры.