ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 декабря 2012 года N 303-рп

О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года


В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р:


1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года при разработке и утверждении муниципальных программ развития культуры.


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.


4. Организацию выполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Челябинской области - руководителя Администрации Губернатора Челябинской области Евдокимова В.М.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Председатель
Правительства
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ




Одобрена
распоряжением
Правительства
Челябинской области
от 10 декабря 2012 года N 303-рп

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года


 I. Общие положения


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года (далее именуется - Концепция) разработана во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 года (N ВВ-П-44-8657, пункт 1).

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Челябинской области, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с:

перечнем поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с деятелями российского театрального искусства 25 сентября 2010 года;

перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с деятелями театра города Москвы от 6 декабря 2011 года;

Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р (далее именуется - Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года);

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее именуется - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).


 II. Организация доступности театрального искусства для населения Челябинской области


 Анализ состояния сети театров


Существующая практика показывает, что наличие достаточного количества театров в городах региона является одним из значимых факторов его инвестиционной привлекательности и дополнительным аргументом для привлечения высокопрофессиональных театральных кадров, переезжающих из других мест.

Театральное искусство Челябинской области представляют 14 профессиональных театров (6 областных и 8 муниципальных):

областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки";

областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова";

областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр";

областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского";

государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Златоустовский государственный драматический театр "Омнибус";

областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический "Камерный театр";

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр искусств "Театр + кино" (город Челябинск);

муниципальное автономное учреждение культуры "Кино-театральный центр для детей и молодежи "Спартак" (город Челябинск);

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Челябинский театр современного танца";

муниципальное автономное учреждение культуры "Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина";

муниципальное бюджетное учреждение "Магнитогорский театр куклы и актера "Буратино";

муниципальное бюджетное учреждение "Магнитогорский театр оперы и балета";

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Театр драмы и комедии "Наш дом" (город Озерск);

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Озерский театр кукол "Золотой петушок".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров:

минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга);

количество зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.

В Челябинской области данный социальный норматив выполняется в полном объеме (таблица 1).


Таблица 1

 N

п/п

 Вид театра  

Количество

 всего   

 Из общего

количества

 театров

(гр. 2)

Из общего

количества

 театров

(гр. 2)

 Из общего

 количества

 театров

(гр. 2)

Из общего

количества

 театров

(гр. 2)

Минимальный

социальный

 норматив  

Отклонение

 (гр. 2 -

гр. 7)  

Федеральных

 субъекта

федерации

муниципальных

 частных  

 1      

 2     

 3     

 4     

 5      

 6     

 7     

 8     

1.

Театры оперы

и балета

(музыкально-

драматические

театры)      

 2     

 -     

 1     

 1      

 -     

 1     

 +1    

2.

Театры драмы

 7     

 -     

 4     

 3      

 -     

 1     

 +6    

3.

Театры

юного зрителя

 1     

 -     

 -     

 1      

 -     

 1     

 +/-0   

4.

Театры кукол

 3     

 -     

 1     

 2      

 -     

 1     

 +2    

5.

Прочие театры

 1     

 -     

 -     

 1      

 -     

 1     

 +/-0   


Ежегодно государственные и муниципальные театры Челябинской области показывают для жителей Челябинской области около 3 - 3,5 тысячи спектаклей, обслуживают 700 тысяч зрителей. В репертуаре театров представлено около 390 - 400 наименований спектаклей различных жанров и рассчитанных на различные возрастные группы. Из них 1900 спектаклей в год демонстрируются для детской и подростковой аудитории. Количество посещений детьми в год в среднем составляет 280 - 300 тысяч. Таким образом, театральное предложение в Челябинской области отличается наличием всех жанров и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения, проживающих в Челябинской области.

Согласно нормативу в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек, должно быть 4 - 5 зрительских мест на каждые 5 тыс. человек (таблица 2).


Таблица 2

 N

п/п

 Наименование

 территории   

 Численность

 населения

по состоянию

 на 1 января

 2011 г.,

тысяч человек

 Норматив

зрительских

 мест на 5

тыс. жителей

(4 - 5 мест)

Фактическое

 наличие

зрительских

 мест,

 единиц   

 Отклонение

от норматива,

 единиц    

1.

Челябинск       

 1130,1    

 904 - 1130

 3014    

 +1884    

2.

Златоуст        

 177,2    

 142 - 177  

 435    

 +258     

3.

Копейск         

 139,8    

 112 - 140  

 0     

 -140     

4.

Магнитогорск    

 407,8    

 324 - 408  

 1304    

 +896     

5.

Миасс           

 166,4    

 133 - 166  

 0     

 -166     


Таким образом, 2 города - Копейск и Миасс, численность населения которых превышает 100 тыс. человек, - не имеют собственных муниципальных театров. Однако город Копейск находится в пригороде Челябинска, и его жители имеют возможность посещать театры, находящиеся в Челябинске, жители города Миасса - крупного промышленного города с населением 166,4 тыс. человек - располагают возможностью посещать Златоустовский театр "Омнибус" (расстояние между городами - 20 километров). На территории Миасского городского округа потребности населения в услугах театрально-концертных учреждений удовлетворены посредством разветвленной системы культурно-досуговых учреждений. В городе работают 6 дворцов культуры (общее количество посадочных мест - 2335), осуществляющих организацию и прокат гастрольных спектаклей. В течение года на площадках города проходит в среднем от 30 до 60 гастрольных спектаклей.

Помимо этого, с 2011 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации по развитию гастрольной деятельности на территории Челябинской области реализуется крупномасштабный проект "Театрально-концертный зал", предполагающий создание в Челябинской области нескольких сценических площадок (на базе существующих домов культуры) для репертуарного проката спектаклей и концертов ведущих театрально-концертных коллективов Челябинской области. По итогам реализации данного проекта в отдаленных населенных пунктах Челябинской области проходит дополнительно около 90 показов спектаклей.

Проанализировав доступность театрального искусства для населения Челябинской области, можно сказать, что социальный норматив в части услуг профессиональных театров в регионе соблюдается. Вместе с тем существует потребность в активизации и расширении гастрольной деятельности на территориях, не имеющих стационарных театров.

Государственная поддержка областных и муниципальных театров осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством и в объемах, определяемых ведомственными целевыми программами, субсидиями на выполнение государственных (муниципальных) заданий и субсидиями на иные цели, а также посредством выделения дополнительных финансовых средств из областного (муниципального) бюджета на проведение мероприятий, таких как фестивали, смотры-конкурсы и других.


 Развитие театра как вида искусства


Из двух видов театральной деятельности - создание и прокат спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Снижение по тем или иным причинам количества и качества новых постановок в театре ведет к творческому кризису.

В 2010 и 2011 годах театрами Челябинской области было осуществлено 115 новых постановок.

Количество постановок напрямую зависит от их финансирования. Театрам Челябинской области в 2010 - 2011 годах на новые постановки выделено 49075,5 тыс. рублей, при этом из средств областного и местного бюджетов доля финансирования новых постановок составляет 75 процентов. За счет собственных средств были профинансированы новые постановки в объеме 25 процентов от общих затрат.

В Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что ситуация недостаточного финансирования новых постановок характерна для театров многих регионов России, за исключением театров федерального значения. В последние годы в Челябинской области складывается ситуация, когда муниципальные театры не получают средства на новые постановки. Недостаточность выделенных финансовых средств (или их отсутствие) на новые постановки из местных бюджетов приводит к тому, что некоторые муниципальные театры вынуждены сокращать количество новых спектаклей, другие же концентрируются на выпуске спектаклей камерного характера, не требующих значительных вложений.

В ближайшие годы органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области необходимо особое внимание уделить обеспечению достаточного уровня финансирования театральных учреждений в части подготовки и выпуска новых постановок. Одним из возможных дополнительных вариантов решения вопроса является создание попечительских советов при театрах, задачей которых является привлечение дополнительного внимания к учреждению, в том числе и привлечение дополнительных спонсорских средств на реализацию театральных проектов.

Современной тенденцией развития театрального искусства является создание экспериментальных спектаклей. Как правило, такие постановки не всегда имеют массовый спрос у зрителя, но их наличие в репертуаре театра является необходимым условием его развития. В последние годы в ряде театров Челябинской области ведется системная работа по созданию подобных площадок. Так, в областном государственном бюджетном учреждении культуры "Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова" малая сцена отдана под прокат спектаклей экспериментального характера как собственных, так и сторонних организаций (театр-студия "Бабы").

Одним из импульсов развития театрального искусства является привлечение в репертуар театра современной драматургии. Несмотря на безусловную ценность классического наследия мирового театра, гармоничное творческое развитие театра невозможно без произведений современной остроактуальной проблематики. Формирование репертуарной политики театров Челябинской области должно основываться не только на сохранении и распространении классического искусства, но и на создании спектаклей современных авторов - писателей и драматургов. При финансовой поддержке из областного бюджета на базе Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" в 2011 году были проведены 3 семинара по современной драматургии с привлечением авторов из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Москвы и других городов.

Важной формой анализа состояния дел в современном театре является организация творческих лабораторий, которые на сегодняшний день уже не являются единичными акциями, что будет способствовать расширению представлений театральных работников - режиссеров, художников, актеров и других специалистов - о состоянии современной драматургии, о ее жанровом диапазоне, о новых тенденциях в области театрального искусства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»