(с изменениями на 27 августа 2024 года)
(в ред. распоряжений Департамента социального развития Тюменской области от 24.01.2019 N 1-р, от 08.04.2019 N 4-р, от 11.04.2019 N 5-р, от 31.05.2019 N 9-р, от 27.07.2022 N 32-р, от 27.08.2024 N 45-р)
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 30.01.2012 N 31-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг":
(преамбула в ред. распоряжения Департамента социального развития Тюменской области от 27.08.2024 N 45-р)
1. Утвердить административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах и выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), или приемным родителем, или патронатным воспитателем, в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
(в ред. распоряжения Департамента социального развития Тюменской области от 08.04.2019 N 4-р)
2. Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем его официального опубликования.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Губернатора
Тюменской области,
директор Департамента
О.А.КУЗНЕЧЕВСКИХ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ, И ВЫДАЧЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАНИНА БЫТЬ УСЫНОВИТЕЛЕМ, ИЛИ ОПЕКУНОМ (ПОПЕЧИТЕЛЕМ), ИЛИ ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЕМ, ИЛИ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ
(в ред. распоряжения Департамента социального развития Тюменской области от 27.08.2024 N 45-р)
1. Административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), или приемным родителем, или патронатным воспитателем (далее - Регламент), определяет стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, осуществляемых Департаментом социального развития Тюменской области при предоставлении государственной услуги по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), или приемным родителем, или патронатным воспитателем (далее - государственная услуга).
2. Заявителями на получение государственной услуги в части подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, являются совершеннолетние граждане, выразившие желание стать усыновителями или опекунами (попечителями), или приемными родителями, или патронатными воспитателями, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации.
Заявителями на получение государственной услуги в части выдачи заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), или патронатным воспитателем, являются совершеннолетние граждане Российской Федерации, проживающие в Тюменской области, а также граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в случае обращения заявителя с заявлением о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем либо абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации в случае обращения заявителя с заявлением о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).
3. Государственная услуга предоставляется заявителю в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги (далее - вариант).
Вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения N 3 к Регламенту, исходя из установленных в таблице 1 приложения N 3 к Регламенту признаков заявителя, а также из результата предоставления государственной услуги, за предоставлением которого обратился указанный заявитель.
Признаки заявителя определяются путем профилирования, осуществляемого в соответствии с настоящим Регламентом.
4. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - подготовка граждан) и выдача заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), или приемным родителем, или патронатным воспитателем (далее - выдача заключения).
5. Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом социального развития Тюменской области (далее - Департамент), территориальными управлениями социальной защиты населения, в том числе отделами социальной защиты населения (далее - управление).
Организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, являются организации, оказывающие социальные услуги, которым переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - организации).
Организацией, уполномоченной на организацию предоставления государственной услуги, является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
6. Результатом предоставления государственной услуги в части подготовки граждан является принятие решения организацией о зачислении гражданина на курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, назначении гражданину даты проведения подготовки и проведение занятий по подготовке гражданина.
Результатом отказа в предоставлении государственной услуги в части подготовки граждан является принятие решения организацией об отказе в зачислении гражданина на курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах с указанием причин отказа.
Результатом предоставления государственной услуги в части выдачи заключения является принятие управлением решения о выдаче заключения возможности (невозможности) гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем), в форме заключения органа опеки и попечительства о возможности (невозможности) гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем) (далее - заключение).
Результатом отказа в предоставлении государственной услуги в части выдачи заключения является принятие решения управлением об отказе в выдаче заключения о возможности (невозможности) гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем) в форме заключения органа опеки и попечительства о возможности (невозможности) гражданина быть усыновителем, или опекуном (попечителем) с указанием причин отказа.
7. Срок предоставления государственной услуги в части подготовки граждан или об отказе в ее предоставлении составляет 2 рабочих дня со дня регистрации заявления, предусмотренного пунктом 9 Регламента.
Период проведения подготовки не должен быть менее 5 календарных дней и более 180 календарных дней. Период ожидания гражданами начала проведения подготовки не должен превышать 30 календарных дней с момента принятия решения о проведении гражданину подготовки.
Срок предоставления государственной услуги либо об отказе в ее предоставлении в части выдачи заключения составляет 20 рабочих дней (направление межведомственных запросов, получение ответов на запросы, проведение обследования условий жизни заявителя, проведение проверки документов, подписание решения) со дня регистрации заявления и документов (содержащихся в них сведений), предусмотренных пунктами 11, 13 Регламента, и 3 календарных дня со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (оформление акта обследования условий жизни заявителя).
8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги размещен на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru/ на странице Департамента в разделе "Услуги и функции" и в электронном региональном реестре государственных услуг в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2011 N 173-п "О порядке формирования и ведения электронного регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Тюменской области".
9. Заявление о предоставлении государственной услуги в части подготовки граждан по форме согласно приложению N 1 к Регламенту подается заявителем через МФЦ либо направляется в управление, организацию лично или посредством почтовой связи либо в электронной форме через "Личный кабинет" на "Портале услуг Тюменской области" (https://uslugi.admtyumen.ru/), на "Едином портале государственных и муниципальных услуг" (https://gosuslugi.ru/) (далее - федеральный и региональный порталы), с подписанием его электронной подписью в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" и иных нормативных правовых актов.
При личном приеме для установления личности заявителя предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя. После установления личности заявителя документы подлежат возврату заявителю.
10. Заявление о предоставлении государственной услуги в части выдачи заключения по форме, утвержденного приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" согласно приложению N 2 к Регламенту, и необходимые документы подаются через организацию, МФЦ либо направляются в управление по месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя лично или посредством почтовой связи либо в электронной форме через "Личный кабинет" на федеральном и региональном порталах, с подписанием его электронной подписью в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" и иных нормативных правовых актов.
В заявлении, предусмотренном в настоящем пункте Регламента, указывается:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном (попечителем);
б) сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном (попечителем);
в) сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном (попечителем);
г) сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае обращения заявителя с заявлением о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем либо абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае обращения заявителя с заявлением о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).
Гражданин, выразивший желание стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявителям обеспечивается возможность копирования форм заявлений о предоставлении государственной услуги или подуслуги на федеральном и региональном порталах.