(с изменениями на 2 октября 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 06.06.2014 N 192-п, от 04.09.2014 N 340-п, от 22.10.2014 N 398-п, от 30.12.2014 N 521-п, от 16.03.2015 N 60-п, от 20.03.2015 N 72-п, от 14.05.2015 N 152-п, от 26.08.2015 N 279-п, от 14.10.2015 N 328-п, от 08.12.2015 N 407-п, от 30.03.2016 N 94-п, от 01.06.2016 N 170-п, от 08.09.2016 N 289-п, от 28.12.2016 N 415-п, от 04.04.2017 N 104-п, от 22.08.2017 N 263-п, от 06.10.2017 N 312-п, от 05.03.2018 N 43-п, от 02.07.2018 N 157-п, от 20.12.2018 N 320-п, от 12.03.2019 N 68-п, от 01.08.2019 N 216-п, от 28.08.2019 N 237-п, от 06.12.2019 N 318-п, от 24.12.2019 N 336-п, от 22.05.2020 N 132-п, от 05.04.2021 N 99-п, от 12.07.2021 N 179-п, от 29.07.2021 N 206-п, от 28.02.2022 N 43-п, от 08.06.2022 N 166-п, от 28.10.2022 N 298-п, от 30.03.2023 N 92-п, от 20.09.2023 N 262-п, от 29.12.2023 N 379-п, от 28.02.2024 N 34-п, от 02.10.2024 N 226-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 закона Ненецкого автономного округа от 06.01.2005 N 542-ОЗ "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа" и Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 16.03.2015 N 60-п, от 28.02.2024 N 34-п)
1. Утвердить государственную программу Ненецкого автономного округа "Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа" согласно Приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.Г.ФЕДОРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 28.02.2024 N 34-п, от 02.10.2024 N 226-п)
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Срок реализации Программы с 2014 по 2030 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
Глава 1. Оценка текущего состояния в сфере транспорта и дорожного хозяйства Ненецкого автономного округа
4. Транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность и социально-экономическое развитие региона.
Развитие транспортной системы является необходимым условием экономического роста и улучшения качества жизни населения Ненецкого автономного округа.
Транспортная система Ненецкого автономного округа включает в себя: автомобильные дороги регионального (межмуниципального) и местного значения, водные пути, аэропорты, посадочные площадки, морские порты.
5. Ненецкий автономный округ является единственным субъектом европейской части Российской Федерации, не имеющим постоянного наземного транспортного сообщения с другими субъектами Российской Федерации.
Связь с соседними субъектами Российской Федерации возможна только по зимникам и зависит от погодных условий, за исключением города Усинск республики Коми. При достаточно устойчивых морозах период функционирования зимников составляет четыре месяца (с декабря по апрель).
Сеть автомобильных дорог Ненецкого автономного округа включает в себя дороги общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 431,7 км, из которых протяженность дорог регионального (межмуниципального) значения - 317,5 км и местного значения - 114,2 км.
В 2023 году в рамках развития региональных и межмуниципальных автомобильных дорог завершено строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Нарьян-Мар - Усинск протяженностью 210,6 км.
По состоянию на 1 января 2024 года доля автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, отвечающих нормативным требованиям, к их общей протяженности составляет 58,8% (186,8 км), доля автомобильных дорог общего пользования местного значения - 9,9% (11,3 км). Протяженность региональных искусственных дорожных сооружений (зимников) составляет 5,86 км.
Большая территория и малое число жителей (плотность населения на начало 2023 года - 0,23 чел./км2), распределенных по большому числу сельских населенных пунктов, - это те факторы, которые влияют на слабое развитие наземной транспортной инфраструктуры. Автомобильный транспорт сосредоточен в нескольких населенных пунктах округа, главным образом в г. Нарьян-Маре, п. Искателей и п. Красное.
Недостаточная развитость сети автомобильных дорог ограничивает круглогодичную транспортную доступность значительной части сельских населенных пунктов.
Маршрутная сеть общественного автомобильного транспорта включает в себя 9 муниципальных и 3 межмуниципальных маршрута. Перевозки по всем маршрутам осуществляются по регулируемым тарифам на основании государственных и муниципальных контрактов. В 2023 году перевозки выполняли 3 перевозчика, крупнейший из которых муниципальное унитарное предприятие "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие".
Под совместным действием нагрузок и климатических условий автомобильные дороги и дорожные сооружения накапливают усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения транспортного потока и особенно увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока.
Проблема реконструкции автомобильных дорог становится все более и более актуальной.
Ресурсное обеспечение дорожной деятельности, предусмотренное на реализацию Программы, осуществляемое за счет средств дорожного фонда Ненецкого автономного округа, приведено в Приложении 1 к Программе.
В рамках Программы предусмотрен Порядок предоставления и распределения субсидии из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на софинансирование расходных обязательств по осуществлению дорожной деятельности согласно Приложению 2 к Программе.
6. Воздушный транспорт является единственным видом транспортной инфраструктуры региона, обеспечивающим круглогодичное региональное пассажирское сообщение, а также значительную часть местных перевозок в весенний и осенний периоды.
В Ненецком автономном округе функционирует 1 аэропорт: "Нарьян-Мар" (оператор АО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд"), а также посадочные площадки в сельских населенных пунктах. Регулярные пассажирские авиарейсы выполняются из г. Нарьян-Мара по региональным маршрутам в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и другие города Российской Федерации.
Услуги по авиационным перевозкам на местных воздушных линиях и аэропортовому обслуживанию в аэропорту "Нарьян-Мар" оказывает АО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" (далее также - авиаотряд, АО "Нарьян-Марский ОАО"). Собственником 100% акций АО "Нарьян-Марский ОАО" является Ненецкий автономный округ.
Авиаотряд обеспечивает перевозку пассажиров и грузов как на регулярных, так и на чартерных рейсах, выполняет санитарные задания, рейсы на морские суда и плавучие буровые платформы, участвует в аэрофотосъемке и поисково-спасательных работах. Парк воздушных судов авиаотряда состоит из вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-2.
В рамках аэропортового обслуживания АО "Нарьян-Марский ОАО" оказывает все виды работ от обеспечения воздушных судов авиатопливом до их оперативного обслуживания.
7. Морской и речной транспорт тесно взаимодействуют между собой и выполняют задачу по обеспечению завоза грузов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования предприятий Ненецкого автономного округа. В период навигации водным транспортом в округ доставляется до 85% всех грузов.
Общая протяженность внутренних водных путей составляет 387 км, плотность - 2,2 км на 1 000 км. Водный транспорт, несмотря на сезонность работы, в отсутствие сети автомобильных дорог играет важнейшую роль в перевозках грузов для округа. Внутреннее судоходство осуществляется по р. Печора, связывающей г. Нарьян-Мар и прочие населенные пункты округа с Республикой Коми, в частности с железнодорожной станцией Печора, куда производятся перевозки грузов. Навигационный период продолжается, как правило, 140 - 160 дней в году.
Перевозки пассажиров водным транспортом по р. Печоре выполняются по 8 местным маршрутам общей протяженностью 504 км, связывающим г. Нарьян-Мар с 15 сельскими населенными пунктами. Перевозки по всем маршрутам осуществляются по регулируемым и специальным тарифам.
Услуги водного транспорта оказывает муниципальное предприятие Заполярного района "Северная транспортная компания" с использованием в период речной навигации двух моторных лодок "Баренц 620Т" пассажировместимостью по 11 человек, двух водометных катеров проекта КС-110-32а пассажировместимостью по 30 человек. Круглый год выполняются перевозки пассажиров двумя судами на воздушной подушке проекта "Нептун-23" пассажировместимостью по 18 человек. В период ледостава перевозки выполняются на аэроглиссере "Фантом 850А" пассажировместимостью 10 человек.
8. Железнодорожный транспорт в регионе отсутствует, что ограничивает возможности доставки и отправления грузов в промышленных масштабах, сужает транзитный потенциал территории.
9. Основными проблемами транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа, требующими приоритетного решения, являются:
отсутствие круглогодичной транспортной связи округа по сети автомобильных дорог общего пользования с соседними субъектами Российской Федерации;
неразвитость сети автомобильных дорог региона, что не позволяет обеспечить связь между всеми населенными пунктами округа;
ограниченные сроки и значительное удорожание доставки грузов в Ненецкий автономный округ;
существенное отставание развития транспортной инфраструктуры округа от возрастающих потребностей в перевозках;
физический износ сооружений аэропорта "Нарьян-Мар", зависимость его работы от погодных условий;
физический и моральный износ сооружений морских портов, нехватка современных речных судов, обмеление реки Печора и несвоевременное проведение дноуглубительных работ на ней.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
10. Приоритеты государственной политики Ненецкого автономного округа в сфере транспорта и дорожного хозяйства определены в соответствии со следующими документами: