АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2010 года N 2877


О долгосрочной муниципальной целевой программе "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы

(с изменениями на 11 июня 2014 года)




(в ред. постановлений администрации Волгограда от 08.09.2011 N 2640 (ред. 25.12.2012), от 09.11.2011 N 3466 (ред. 12.08.2013), от 17.10.2012 N 2926 (ред. 12.08.2013), от 12.08.2013 N 1375, от 26.03.2014 N 338, от 11.06.2014 N 687)



С целью реализации политики органов местного самоуправления Волгограда в области развития предпринимательства в Волгограде, в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлениями главы Волгограда от 3 марта 2009 г. N 419 "Об утверждении Положения о долгосрочных муниципальных целевых программах", от 24 февраля 2009 г. N 374 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных целевых программ и проектов долгосрочных муниципальных целевых программ", руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, постановляю:


1. Утвердить долгосрочную муниципальную целевую программу "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) (прилагается).


2. Департаменту финансов администрации Волгограда осуществлять бюджетное финансирование мероприятий по реализации Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Волгограда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.


3. Комитету по предпринимательству администрации Волгограда представлять отчеты об исполнении Программы в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда.


4. Департаменту информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Волгограда Штукарева А.И.



Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ



Утверждена
постановлением
администрации Волгограда
от 2 ноября 2010 г. N 2877



ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 12.08.2013 N 1375, от 26.03.2014 N 338, от 11.06.2014 N 687)




Паспорт долгосрочной муниципальной целевой программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы

Наименование Программы

- долгосрочная муниципальная целевая программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа)

Решение коллегии администрации Волгограда о разработке Программы

- от 11 ноября 2009 г. N 3/7 "Об утверждении концепции муниципальной целевой программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2010 - 2012 годы"

Разработчик Программы

- департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда

Исполнитель-координатор Программы

- департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда

Исполнители Программы

- департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда;

департамент муниципального имущества администрации Волгограда;

департамент экономики администрации Волгограда;

департамент зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей администрации Волгограда;

комитет земельных ресурсов администрации Волгограда;

комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда;

комитет муниципального заказа администрации Волгограда;

департамент финансов администрации Волгограда;

муниципальное учреждение "Городской информационный центр";

организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);

Волгоградская торгово-промышленная палата;

Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области;

выставочные центры;

образовательные учреждения;

кредитные организации

Цели Программы

- обеспечить рост численности занятых в МСП;

обеспечить увеличение поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП

Задачи Программы

- развивать систему информационной поддержки МСП Волгограда, осуществляющих хозяйственную деятельность в отраслях материального производства и услуг населению;

оказывать поддержку субъектам МСП в сферах инновационной и наукоемкой деятельности и продвигать их на рынок инноваций и наукоемкой продукции;

поддерживать и оказывать помощь молодым предпринимателям, впервые начинающим собственное дело и занимающимся народными художественными промыслами;

обеспечивать эффективную деятельность организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

создавать и реализовывать эффективные правовые, финансово-экономические, имущественные и иные механизмы (инструменты) развития МСП в Волгограде;

способствовать созданию благоприятных условий для эффективного доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, в том числе к микрокредитам

Наименование

индикаторов Программы

- доля населения, занятого в МСП, в общей численности населения;

количество субъектов МСП, получивших информационную поддержку;

рост доли численности предпринимателей в общем показателе по отрасли "производство";

количество субъектов МСП, реализовавших (реализующих) инновационные проекты при поддержке администрации Волгограда;

рост количества индивидуальных предпринимателей (далее - ИП);

количество субъектов МСП, получивших поддержку от организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

доля поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП;

количество субъектов МСП, воспользовавшихся поддержкой (в том числе льготами), предоставленной им муниципальными правовыми актами Волгограда;

количество субъектов МСП, воспользовавшихся кредитными ресурсами при поддержке администрации Волгограда

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- доля населения, занятого в МСП, в общей численности населения - 17,6%;

доля поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП - 20,0%

(в ред. постановления администрации Волгограда от 26.03.2014 N 338)

Сроки и этапы реализации Программы

- 2011 - 2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования из бюджета Волгограда составляет 5 млн. 853 тыс. 200 рублей, в том числе по годам:

2011 год - 2 млн. 353 тыс. 200 рублей, из них:

I квартал - 514 тыс. 590 рублей,

II квартал - 664 тыс. 100 рублей,

III квартал - 695 тыс. 910 рублей,

IV квартал - 478 тыс. 600 рублей;

2012 год - 500 тыс. рублей, из них:

I квартал - 100 тыс. рублей,

II квартал - 400 тыс. рублей,

III, IV кварталы - без финансирования;

2013 год - 3 млн. рублей, из них:

I квартал - 477 тыс. 192 рубля,

II квартал - 1 млн. 121 тыс. 808 рублей,

III квартал - 240 тыс. рублей,

IV квартал - 1 млн. 161 тыс. рублей.

Объем финансирования из областного бюджета составляет 3 млн. 500 тыс. 700 рублей,

в том числе:

IV квартал 2011 года - 612 тыс. 600 рублей,

II квартал 2012 года - 600 тыс. рублей,

III квартал 2012 года - 800 тыс. рублей,

IV квартал 2012 года - 953 тыс. 100 рублей,

IV квартал 2013 года - 535 тыс. рублей.

Действующая система мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП (раздел 1 Программы):

2011 год - 86 млн. 300 тыс. рублей,

2012 год - 86 млн. 300 тыс. рублей,

2013 год - 86 млн. 300 тыс. рублей

(в ред. постановления администрации Волгограда от 11.06.2014 N 687)



1. Характеристика проблемной сферы


В условиях современной экономики уровень развития МСП является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности любого общества.


МСП - это основная среда для формирования среднего класса, который является главной стабилизирующей политической силой гражданского общества. Уровень развития МСП в Российской Федерации в несколько раз ниже уровня, необходимого для обеспечения достойной и стабильной жизни всех граждан Российской Федерации. Российская Федерация в 3 - 5 раз отстает по удельным показателям численности занятых в малом и среднем бизнесе и объемам реализации товаров (работ, услуг) от ведущих стран мира. Поэтому развитие МСП Президентом и Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.


МСП в Российской Федерации имеет громадный потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Если на сегодняшний день доля занятых в малом предпринимательстве в Российской Федерации оценивается в 18% от общей численности населения, то для обеспечения стабильного поступательного развития страны с высоким уровнем доходов подавляющего большинства ее граждан этот показатель должен увеличиться как минимум в 2,5 - 3 раза (уровень ведущих стран мира - 45 - 80%).


Не является исключением из общих тенденций и Волгоград. Несмотря на то, что до 2008 года ежегодный рост численности предпринимателей в Волгограде составлял 8 - 10%, это не привело Волгоград в число лидеров по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Достигнутые показатели уступают как среднероссийским показателям, так и показателям наиболее продвинутых крупных городов.


Для сравнительного анализа были выбраны удельные показатели численности ИП и занятости на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий по близлежащим областным центрам Южного федерального округа и в целом по Российской Федерации.



Показатели, характеризующие проблемную сферу

Наименование показателя

Единица измерения

Источник данных

Значение по годам

Выводы (по результатам сравнения показателей)

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Численность ИП в расчете на 100 тыс. человек населения

Ед.

Волгоград отстает от Российской Федерации, г. Краснодара и г. Астрахани на 23 - 27%

Волгоград

Статистический обзор <1>

2975

3076

3092

Волгоградская область

Статистический обзор <2>

2815

2928

2961

г. Краснодар

Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru

3817

3893

3912

г. Астрахань

Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru

3738

3812

3831

Российская Федерация

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

3718

3792

3811

Оборот малых предприятий на душу населения <3>

Тыс. руб.

Волгоград отстает от г. Краснодара и г. Астрахани на 15 - 25%, отставание от российских показателей - вдвое

Волгоград

Статистический обзор <4>

42,2

43,5

45,5

Волгоградская область

Статистический обзор <5>

35,0

34,0

35,5

г. Краснодар

Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru

68,2

68,9

56,5

г. Астрахань

Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru

53,3

53,9

52,3

Российская Федерация

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

63,6

67,5

72,2

Доля занятых на малых предприятиях (без ИП) в общей численности занятых

%

Показатель Волгограда лучше среднероссийского и областного на 5 - 11%, хуже г. Краснодара и г. Астрахани - на 5 - 6%

Волгоград

Статистический обзор <6>

13,5

13,2

12,6

Волгоградская область

Статистический обзор <7>

12,2

11,9

11,3

г. Краснодар

Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru

14,2

14,0

13,3

г. Астрахань

Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru

13,8

13,7

13,2

Российская Федерация

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

12,4

12,3

12,0


________________


<1> Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр.


<2> Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр.


<3> Без учета микропредприятий.


<4> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.


<5> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.


<6> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.


<7> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.


Из таблицы нетрудно сделать вывод об отставании Волгограда от указанных городов в развитии МСП. Еще больше Волгоград отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, мегаполисов Поволжья, Урала и Западной Сибири. Основными причинами сложившейся ситуации видятся низкая привлекательность региона для инвестиций как основного фактора оживления деловой активности, а также недостаточное внимание властей к проблемам малого бизнеса (исключая 2010 - 2011 годы).


Поддержка МСП в Волгограде должна рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов политики органов местного самоуправления Волгограда. Такая постановка вопроса соответствует долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 марта 2009 г. N 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2012 годы", прогнозу социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, одобренному постановлением администрации Волгограда от 11 ноября 2011 г. N 3494 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов).



Характеристика выявленных проблем

Формулировка проблемы

Описание и причины возникновения

Обоснование необходимости решения

Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации

1

2

3

4

Динамика развития предпринимательства Волгограда явно недостаточна для мегаполиса

Информация изложена в разделе 1 Программы

Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности

Наибольшее количество ИП Волгограда занято в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и т.д. - 56,1%, в сфере транспорта и связи - 10,3%, в строительстве - 2,7%, в обрабатывающих производствах - 5,6%. Причина - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства

Сфера торговли не обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей. Развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу

Статистические данные указывают на сокращение численности вновь регистрируемых предпринимателей. Одной из основных причин является отсутствие соответствующего обучения и недостаточность информационного сопровождения сферы

Отсутствие принятых мер в данном направлении приведет к излишней напряженности на рынке труда Волгограда

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально- экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Нехватка собственных финансовых средств для организации и развития собственного дела, недоступность кредитных ресурсов (особенно микрокредитов)

Ежеквартальный мониторинг кризисных явлений в 2009 - 2010 годах указал на отсутствие микрокредитования в Российской Федерации (до 300 тыс. рублей) и невозможность получения банковского кредита для развития бизнеса без гарантий высокой степени надежности начинающему предпринимателю. Основной причиной является несовместимость сложившихся менталитетов: банковского (излишне бюрократизированного) и предпринимательского (излишне рискового)

Данная проблема сильно сдерживает развитие малого бизнеса. К решению необходимо подключение кредитных структур небанковского сектора (опыт взаимного кредитования Канады)

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Отсутствие в Волгограде структур практической поддержки начинающих предпринимателей и предпринимателей, ориентированных на производство и инновации

В Волгограде нет бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и т.п., то есть тех структур, необходимость которых доказана и российским, и мировым опытом. Причина - данная проблема не рассматривалась как приоритетная

Нарушена связь между крупным, средним и малым бизнесом. Техническая оснащенность и нацеленность малого бизнеса все больше отстает от потребностей времени

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»