(с изменениями на 11 июня 2014 года)
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 08.09.2011 N 2640 (ред. 25.12.2012), от 09.11.2011 N 3466 (ред. 12.08.2013), от 17.10.2012 N 2926 (ред. 12.08.2013), от 12.08.2013 N 1375, от 26.03.2014 N 338, от 11.06.2014 N 687)
С целью реализации политики органов местного самоуправления Волгограда в области развития предпринимательства в Волгограде, в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлениями главы Волгограда от 3 марта 2009 г. N 419 "Об утверждении Положения о долгосрочных муниципальных целевых программах", от 24 февраля 2009 г. N 374 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных целевых программ и проектов долгосрочных муниципальных целевых программ", руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить долгосрочную муниципальную целевую программу "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Департаменту финансов администрации Волгограда осуществлять бюджетное финансирование мероприятий по реализации Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Волгограда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
3. Комитету по предпринимательству администрации Волгограда представлять отчеты об исполнении Программы в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда.
4. Департаменту информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Волгограда Штукарева А.И.
Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 12.08.2013 N 1375, от 26.03.2014 N 338, от 11.06.2014 N 687)
Наименование Программы | - долгосрочная муниципальная целевая программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Решение коллегии администрации Волгограда о разработке Программы | - от 11 ноября 2009 г. N 3/7 "Об утверждении концепции муниципальной целевой программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2010 - 2012 годы" |
Разработчик Программы | - департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда |
Исполнитель-координатор Программы | - департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда |
Исполнители Программы | - департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда; департамент муниципального имущества администрации Волгограда; департамент экономики администрации Волгограда; департамент зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей администрации Волгограда; комитет земельных ресурсов администрации Волгограда; комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда; комитет муниципального заказа администрации Волгограда; департамент финансов администрации Волгограда; муниципальное учреждение "Городской информационный центр"; организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); Волгоградская торгово-промышленная палата; Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области; выставочные центры; образовательные учреждения; кредитные организации |
Цели Программы | - обеспечить рост численности занятых в МСП; обеспечить увеличение поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП |
Задачи Программы | - развивать систему информационной поддержки МСП Волгограда, осуществляющих хозяйственную деятельность в отраслях материального производства и услуг населению; оказывать поддержку субъектам МСП в сферах инновационной и наукоемкой деятельности и продвигать их на рынок инноваций и наукоемкой продукции; поддерживать и оказывать помощь молодым предпринимателям, впервые начинающим собственное дело и занимающимся народными художественными промыслами; обеспечивать эффективную деятельность организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП; создавать и реализовывать эффективные правовые, финансово-экономические, имущественные и иные механизмы (инструменты) развития МСП в Волгограде; способствовать созданию благоприятных условий для эффективного доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, в том числе к микрокредитам |
Наименование индикаторов Программы | - доля населения, занятого в МСП, в общей численности населения; количество субъектов МСП, получивших информационную поддержку; рост доли численности предпринимателей в общем показателе по отрасли "производство"; количество субъектов МСП, реализовавших (реализующих) инновационные проекты при поддержке администрации Волгограда; рост количества индивидуальных предпринимателей (далее - ИП); количество субъектов МСП, получивших поддержку от организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП; доля поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП; количество субъектов МСП, воспользовавшихся поддержкой (в том числе льготами), предоставленной им муниципальными правовыми актами Волгограда; количество субъектов МСП, воспользовавшихся кредитными ресурсами при поддержке администрации Волгограда |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - доля населения, занятого в МСП, в общей численности населения - 17,6%; доля поступлений в бюджет Волгограда от субъектов МСП - 20,0% |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 26.03.2014 N 338) | |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования из бюджета Волгограда составляет 5 млн. 853 тыс. 200 рублей, в том числе по годам: 2011 год - 2 млн. 353 тыс. 200 рублей, из них: I квартал - 514 тыс. 590 рублей, II квартал - 664 тыс. 100 рублей, III квартал - 695 тыс. 910 рублей, IV квартал - 478 тыс. 600 рублей; 2012 год - 500 тыс. рублей, из них: I квартал - 100 тыс. рублей, II квартал - 400 тыс. рублей, III, IV кварталы - без финансирования; 2013 год - 3 млн. рублей, из них: I квартал - 477 тыс. 192 рубля, II квартал - 1 млн. 121 тыс. 808 рублей, III квартал - 240 тыс. рублей, IV квартал - 1 млн. 161 тыс. рублей. Объем финансирования из областного бюджета составляет 3 млн. 500 тыс. 700 рублей, в том числе: IV квартал 2011 года - 612 тыс. 600 рублей, II квартал 2012 года - 600 тыс. рублей, III квартал 2012 года - 800 тыс. рублей, IV квартал 2012 года - 953 тыс. 100 рублей, IV квартал 2013 года - 535 тыс. рублей. Действующая система мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП (раздел 1 Программы): 2011 год - 86 млн. 300 тыс. рублей, 2012 год - 86 млн. 300 тыс. рублей, 2013 год - 86 млн. 300 тыс. рублей |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 11.06.2014 N 687) |
В условиях современной экономики уровень развития МСП является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности любого общества.
МСП - это основная среда для формирования среднего класса, который является главной стабилизирующей политической силой гражданского общества. Уровень развития МСП в Российской Федерации в несколько раз ниже уровня, необходимого для обеспечения достойной и стабильной жизни всех граждан Российской Федерации. Российская Федерация в 3 - 5 раз отстает по удельным показателям численности занятых в малом и среднем бизнесе и объемам реализации товаров (работ, услуг) от ведущих стран мира. Поэтому развитие МСП Президентом и Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.
МСП в Российской Федерации имеет громадный потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Если на сегодняшний день доля занятых в малом предпринимательстве в Российской Федерации оценивается в 18% от общей численности населения, то для обеспечения стабильного поступательного развития страны с высоким уровнем доходов подавляющего большинства ее граждан этот показатель должен увеличиться как минимум в 2,5 - 3 раза (уровень ведущих стран мира - 45 - 80%).
Не является исключением из общих тенденций и Волгоград. Несмотря на то, что до 2008 года ежегодный рост численности предпринимателей в Волгограде составлял 8 - 10%, это не привело Волгоград в число лидеров по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Достигнутые показатели уступают как среднероссийским показателям, так и показателям наиболее продвинутых крупных городов.
Для сравнительного анализа были выбраны удельные показатели численности ИП и занятости на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий по близлежащим областным центрам Южного федерального округа и в целом по Российской Федерации.
Наименование показателя | Единица измерения | Источник данных | Значение по годам | Выводы (по результатам сравнения показателей) | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность ИП в расчете на 100 тыс. человек населения | Ед. | Волгоград отстает от Российской Федерации, г. Краснодара и г. Астрахани на 23 - 27% | ||||
Волгоград | Статистический обзор <1> | 2975 | 3076 | 3092 | ||
Волгоградская область | Статистический обзор <2> | 2815 | 2928 | 2961 | ||
г. Краснодар | Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru | 3817 | 3893 | 3912 | ||
г. Астрахань | Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru | 3738 | 3812 | 3831 | ||
Российская Федерация | Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства | 3718 | 3792 | 3811 | ||
Оборот малых предприятий на душу населения <3> | Тыс. руб. | Волгоград отстает от г. Краснодара и г. Астрахани на 15 - 25%, отставание от российских показателей - вдвое | ||||
Волгоград | Статистический обзор <4> | 42,2 | 43,5 | 45,5 | ||
Волгоградская область | Статистический обзор <5> | 35,0 | 34,0 | 35,5 | ||
г. Краснодар | Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru | 68,2 | 68,9 | 56,5 | ||
г. Астрахань | Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru | 53,3 | 53,9 | 52,3 | ||
Российская Федерация | Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства | 63,6 | 67,5 | 72,2 | ||
Доля занятых на малых предприятиях (без ИП) в общей численности занятых | % | Показатель Волгограда лучше среднероссийского и областного на 5 - 11%, хуже г. Краснодара и г. Астрахани - на 5 - 6% | ||||
Волгоград | Статистический обзор <6> | 13,5 | 13,2 | 12,6 | ||
Волгоградская область | Статистический обзор <7> | 12,2 | 11,9 | 11,3 | ||
г. Краснодар | Сайт в сети Интернет Krsdstat.ru | 14,2 | 14,0 | 13,3 | ||
г. Астрахань | Сайт в сети Интернет Astrastat.gks.ru | 13,8 | 13,7 | 13,2 | ||
Российская Федерация | Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства | 12,4 | 12,3 | 12,0 |
________________
<1> Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр.
<2> Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр.
<3> Без учета микропредприятий.
<4> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.
<5> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.
<6> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.
<7> Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Волгоградской области.
Из таблицы нетрудно сделать вывод об отставании Волгограда от указанных городов в развитии МСП. Еще больше Волгоград отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, мегаполисов Поволжья, Урала и Западной Сибири. Основными причинами сложившейся ситуации видятся низкая привлекательность региона для инвестиций как основного фактора оживления деловой активности, а также недостаточное внимание властей к проблемам малого бизнеса (исключая 2010 - 2011 годы).
Поддержка МСП в Волгограде должна рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов политики органов местного самоуправления Волгограда. Такая постановка вопроса соответствует долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 марта 2009 г. N 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2012 годы", прогнозу социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, одобренному постановлением администрации Волгограда от 11 ноября 2011 г. N 3494 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов).
Формулировка проблемы | Описание и причины возникновения | Обоснование необходимости решения | Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации |
1 | 2 | 3 | 4 |
Динамика развития предпринимательства Волгограда явно недостаточна для мегаполиса | Информация изложена в разделе 1 Программы | Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде | Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов |
Крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности | Наибольшее количество ИП Волгограда занято в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и т.д. - 56,1%, в сфере транспорта и связи - 10,3%, в строительстве - 2,7%, в обрабатывающих производствах - 5,6%. Причина - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства | Сфера торговли не обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей. Развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей | Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов |
Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу | Статистические данные указывают на сокращение численности вновь регистрируемых предпринимателей. Одной из основных причин является отсутствие соответствующего обучения и недостаточность информационного сопровождения сферы | Отсутствие принятых мер в данном направлении приведет к излишней напряженности на рынке труда Волгограда | Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально- экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов |
Нехватка собственных финансовых средств для организации и развития собственного дела, недоступность кредитных ресурсов (особенно микрокредитов) | Ежеквартальный мониторинг кризисных явлений в 2009 - 2010 годах указал на отсутствие микрокредитования в Российской Федерации (до 300 тыс. рублей) и невозможность получения банковского кредита для развития бизнеса без гарантий высокой степени надежности начинающему предпринимателю. Основной причиной является несовместимость сложившихся менталитетов: банковского (излишне бюрократизированного) и предпринимательского (излишне рискового) | Данная проблема сильно сдерживает развитие малого бизнеса. К решению необходимо подключение кредитных структур небанковского сектора (опыт взаимного кредитования Канады) | Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов |
Отсутствие в Волгограде структур практической поддержки начинающих предпринимателей и предпринимателей, ориентированных на производство и инновации | В Волгограде нет бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и т.п., то есть тех структур, необходимость которых доказана и российским, и мировым опытом. Причина - данная проблема не рассматривалась как приоритетная | Нарушена связь между крупным, средним и малым бизнесом. Техническая оснащенность и нацеленность малого бизнеса все больше отстает от потребностей времени | Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов |