ПРИКАЗ
от 21 июля 2017 года N 165/2-пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:
1. Утвердить Стратегию развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан на период 2016 - 2021 годов с перспективой до 2030 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Пресс-секретарю Г.Р.Хабибуллиной разместить Стратегию на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Н.Л.Титова.
Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
М.Г.АХМЕТОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2016 - 2021 ГОДОВ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ДО 2030 ГОДА
2016 г.
Наименование Стратегии | Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан на период 2016 - 2021 годов с перспективой до 2030 года (далее - Стратегия АПК) |
Основание разработки Стратегии АПК | Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ |
Разработчик Стратегии АПК | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) |
Цели и задачи Стратегии АПК | Цель: эффективное функционирование конкурентоспособного агропромышленного кластера, ориентированного на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости. Задачи: увеличение выпуска конкурентной продукции сельского хозяйства; увеличение доли переработки сельскохозяйственного сырья; расширение ассортимента продукции и обеспечение высокого качества на всех этапах цепочки создания стоимости |
Сроки реализации Стратегии АПК | Срок реализации: 2016 - 2030 годы |
Ресурсное обеспечение | Средства, предусмотренные Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 г. N 235, текущее финансирование деятельности Министерства и иные средства, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии АПК | По итогам реализации Стратегии АПК ожидается достижение результатов, обозначенных в разделе 6 "Оценка социально-экономической эффективности реализации Стратегии АПК и ожидаемые конечные результаты" |
Организация контроля за реализацией Стратегии АПК | Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
Стратегия АПК разработана в целях эффективного функционирования конкурентоспособного агропромышленного кластера, ориентированного на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан", Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", и учитывает основные направления Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 года N 235. При разработке Стратегии АПК также использовались стратегии социально-экономического развития городов и муниципальных районов Республики Татарстан.
Целью Стратегии АПК является эффективное функционирование конкурентоспособного агропромышленного кластера, ориентированного на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости.
Для решения сформулированных целей необходимо решить следующие задачи:
Увеличение выпуска конкурентной продукции сельского хозяйства;
Увеличение доли переработки сельскохозяйственного сырья;
Расширение ассортимента продукции и обеспечение высокого качества на всех этапах цепочки создания стоимости.
Рынки сбыта - возможности:
рост спроса на продукцию растениеводства и животноводства в мире в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться ростом численности населения;
пропаганда здорового образа жизни способствует увеличению спроса на продукцию растениеводства, в частности овощеводства;
городской образ жизни способствует изменению рациона питания в сторону увеличения энергетической ценности продуктов, что приводит к увеличению потребления продукции животноводства;
продовольственное эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из ряда стран ЕС, действующее на территории России, открывает для местных производителей возможности выхода на новые рынки;
волатильность рубля и рост курса свободно конвертируемых валют делает продукцию отечественных производителей более привлекательной, чем импортных производителей.
Рынки сбыта - угрозы:
рост доли развивающихся стран на мировом рынке продукции растениеводства и животноводства в связи с активным внедрением ими современных технологий производства в агропромышленном секторе;
увеличение себестоимости сельскохозяйственной продукции вследствие высоких цен на ГСМ, удобрения, гербициды и технику в России;
высокий уровень конкуренции на региональных рынках.
Рынки сбыта - сильные стороны:
Республика Татарстан способна обеспечить внутренние потребности в основной сельскохозяйственной продукции - зерновых, овощах, картофеле, сахарной свекле, молоке, свинине, мясе птицы (в 2015 г. уровень самообеспеченности республики мясом составлял 111%, молоком - 120%, сахаром - 253%, картофелем - 261%);
продукция сельского хозяйства является востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках. Ряд предприятий отрасли экспортирует продукцию;
Республика Татарстан имеет развитый внутренний рынок сбыта продукции сельского хозяйства.
Рынки сбыта - слабые стороны:
низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции и, следовательно, низкая доля продукции с высокой добавленной стоимостью;
потребление сгущенного молока, мясных изделий, частично муки и макаронных изделий обеспечивается за счет ввоза продукции при относительной обеспеченности сырьем и наличии перерабатывающих мощностей;
неконкурентные закупочные цены республиканских перерабатывающих предприятий на сельскохозяйственное сырье (в первую очередь на молоко, мясо), как следствие - реализация сельскохозяйственными производителями своей продукции в соседние регионы по более выгодным ценам и потеря АПК Татарстана значительной части добавленной стоимости (при этом значительная доля вывезенного сырья затем ввозится на территорию республики в виде конечной продукции).
Институты - возможности:
быстрыми темпами развивается межотраслевая кооперация, возрастает роль крупных объединений в сельском хозяйстве;
происходит увеличение числа крупных розничных продавцов и вертикальная координация продовольственных цепочек, влияющая на степень конкурентоспособности производителей;
одними из важнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей выступают малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, семейные фермы, личные подсобные хозяйства населения.
Институты - угрозы:
неэффективная система страхования в области сельского хозяйства. Нормативная база в данной сфере соответствует в большей степени интересам страховых компаний.
Институты - сильные стороны:
действующая система государственных интервенций на закупку зерновых;
создана система образовательного кластера АПК, в который входят Казанский государственный аграрный университет, Казанская государственная академия ветеринарной медицины, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, семь сельскохозяйственных техникумов, 40 профессиональных училищ, шесть аграрных колледжей, общеобразовательные школы;
между крупнейшими инвесторами и государственными организациями налаживается кооперационное взаимодействие в области решения стратегически важной задачи - обеспечения продовольственной безопасности Республики Татарстан;
тесное взаимодействие и эффективная совместная работа "Ассоциации фермеров Республики Татарстан" и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
ведется работа по организации сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных кооперативов в целях улучшения инфраструктуры малых форм хозяйствования;
наличие крупных агрохолдингов, в которых имеются все уровни производственной цепочки.
Институты - слабые стороны:
слабые темпы институциональных преобразований, слабое развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства и первичной переработки;
недостаточный уровень развития кооперации, интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
недостаточная степень государственного регулирования развития рынка сельскохозяйственной продукции, особенно в области системности и комплексности процесса создания конечного продукта.
Человеческий капитал - возможности:
государственно-корпоративное партнерство в области подготовки кадров в рамках образовательного кластера АПК.
Человеческий капитал - угрозы:
сохраняющаяся тенденция непрестижности профессий сельского хозяйства;
отток сельского населения;
высокая ценовая конкуренция требует технологического изменения производственного процесса в сельском хозяйстве, что приведет к снижению занятости и изменению уклада жизни на селе;
сокращение численности населения в сельских поселениях.
Человеческий капитал - сильные стороны:
высокая доля сельского населения;
наличие научной базы в Казанском государственном аграрном университете и Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана;
в республике в целях улучшения качества подготовки специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве сформирован образовательный кластер агропромышленного комплекса, который представляет собой пример взаимовыгодного сотрудничества аграрных учебных учреждений и работодателей - крупных инвесторов и агрофирм;
в Республике Татарстан реализуется Программа формирования и развития управленческого потенциала кадрового резерва агропромышленного комплекса республики;
ведущие предприятия отрасли проводят активный поиск специалистов. Предпринимаются попытки привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов (строительство жилья, улучшение социального пакета).
Человеческий капитал - слабые стороны:
нехватка квалифицированных кадров;
низкий уровень заработной платы на большинстве предприятий АПК;
отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства;
низкая производительность труда;
недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, препятствующее привлечению высококвалифицированных кадров в АПК.
Инновации, технологии, информация - возможности:
повышение экономической эффективности производства (снижение себестоимости) за счет внедрения инновационных технологий;
автоматизация бизнес-процессов, введение систем бюджетирования, расширение использования программных методов управления и информационно-коммуникационных технологий;