Указ Президента Республики Татарстан
от 26 июля 2013 г. N УП-695
"О Концепции государственной национальной
 политики в Республике Татарстан"


В целях повышения эффективности координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан в сфере этнического развития и межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан постановляю:

1. Внести в Указ Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан" следующие изменения:

в наименовании и пунктах 1-4 Указа слова "политики Республики" заменить словами "политики в Республике";

Концепцию государственной национальной политики Республики Татарстан изложить в новой прилагаемой редакции;

пункт 5 признать утратившим силу.

2. Кабинету Министров Республики Татарстан утвердить программу по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, при необходимости принять иные меры, обеспечивающие ее выполнение.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     
Казань, Кремль
26 июля 2013 г.
N УП-695



Приложение
к Указу Президента Республики Татарстан
от 26 июля 2013 г. N УП-695

     
Концепция
государственной национальной политики
 в Республике Татарстан

     
I. Общие положения


1. Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, служит основой для координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Татарстан (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан.

2. Согласно Концепции объектом государственной национальной политики в Республике Татарстан является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.

3. Концепция разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

4. Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федерального законодательства, договоров (соглашений) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, нормативных правовых актов Республики Татарстан, а также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Концепция опирается на осознание исторических традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, природно-климатических и естественно-экономических условий, социально-культурных особенностей их жизни, геополитического и национального окружения, опыта взаимоотношений с соседями, отражает современную этносоциальную ситуацию в Республике Татарстан.

6. Концепция разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики в Республике Татарстан, а также основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666.

7. Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, обеспечение конституционных прав человека и гражданина, выработку и реализацию целевых проектов и программ, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

8. Вопросами государственной национальной политики в Республике Татарстан, требующими особого внимания, являются:

а) сохранение и развитие культур и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепление их духовной общности;

б) обеспечение позитивного межнационального (межэтнического) и межконфессионального взаимодействия представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфессиональной почве, создание условий для адаптации мигрантов;

в) укрепление статуса Республики Татарстан как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации татар;

г) дальнейшее укрепление общероссийской гражданской идентичности, стимулирующей консолидацию российского общества и его поступательного экономического, социального и этнокультурного развития.

9. Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению региональной и общероссийской идентичности.


II. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития
 межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан


10. Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, проживающих в Республике Татарстан.

11. Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам переписи 2010 года в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2% составляют татары, 39,7% - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6% населения Татарстана.

12. Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика в Республике Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.

13. Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценностные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики в Республике Татарстан.

14. Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных и образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.

15. Заметное влияние на формирование и реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан оказывают мигранты.

16. В сфере межнациональных (межэтнических) отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями в процессе формирования в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики. Все эти обстоятельства оказывают влияние на состояние межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.

17. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.

Исторически на территории современного Татарстана сложился позитивный характер межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального (межэтнического) согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

В современных условиях в Татарстане выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия для удовлетворения этнических и религиозных потребностей народов. Однако в последние годы усилилось распространение нетрадиционных религиозных идей, которые негативно отражаются на этнической идентичности. В Татарстане возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики сохранения этнической идентичности и поликультурности, как важного условия социально-политической консолидации и развития представителей проживающих в республике народов.

18. К современным проблемам, связанным с трансформацией этнической структуры населения республики, относятся:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства;

б) размывание традиционных нравственных ценностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, углубляющийся разрыв поколений;

в) правовой нигилизм и высокий уровень правонарушений;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;

ж) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем незаконной миграции, угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.


III. Цель, принципы, приоритетные направления и задачи
 государственной национальной политики
 в Республике Татарстан


19. Целью государственной национальной политики в Республике Татарстан является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-бытовых и иных условий для:

- цивилизованного развития и жизнедеятельности представителей всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ Республики Татарстан;

- сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального мира и согласия, развития традиций добрососедства среди всех представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;

- упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

20. Основными принципами государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:

а) признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;

б) соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение (определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национальности);

в) удовлетворение духовно-нравственных, религиозных и культурно-бытовых потребностей граждан без предъявления каких-либо условий;

г) недопущение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) равноправное участие представителей всех народов в решении вопросов государственного устройства и регулирования общественной жизни;

е) защита национальных культур и языков, сохранение традиционного жизненного уклада, обычаев и обрядов;

ж) бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов;

з) своевременное и мирное разрешение на правовой основе межнациональных (межэтнических) и конфессиональных противоречий и конфликтов;

и) открытость и гласность государственной национальной политики в Республике Татарстан;

к) сотрудничество и взаимодействие с федеральным центром и субъектами Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики на принципах разделения полномочий;

л) обеспечение планомерной интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

21. Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:

а) повышение эффективности государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан;

б) обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике и формирование на основе всестороннего и гармоничного этнокультурного развития у представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, ценностей региональной и общероссийской идентичности;

в) совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан;

г) содействие национально-культурному развитию представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан: поддержка их языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни;

д) позиционирование Татарстана как исторического, духовного и этнокультурного центра татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации татар, проживающих в Российской Федерации и за рубежом;

е) создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их оптимальной интеграции в общество.

22. Задачи в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:

а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:

- координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан и гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;

- организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по сохранению и поддержке этнических культур, совершенствованию межнациональных (межэтнических) отношений, развитию государственных языков Республики Татарстан и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;

- совершенствование законодательства Республики Татарстан в части, касающейся гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межконфессионального диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения самобытности, культуры, языка и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;

- совершенствование организации местного самоуправления в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех этноконфессиональных групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;

развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе национально-культурных центров;

б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:

- обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и в судебной системе, при формировании кадрового резерва на региональном и муниципальном уровнях;

- принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами власти и организациями своей деятельности;

в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:

- формирование в обществе атмосферы нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»