Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Введение


Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также на основе концептуальных документов в сфере оценки качества образования федерального и регионального уровней:

- Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. (далее - ФЦПРО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497);

- Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее - РСОКО) (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3525 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области");

- Региональной модели оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 N 03-021 11974 "О направлении материалов региональной модели оценки качества общего образования").

Необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации является одной из приоритетных задач регулирования отношений в сфере образования. <1>

     ________________

<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" ст. 8. п. 11. ч. 1.

Формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) <2> выступает одним из таких условий, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 гг. Формирование ЕСОКО нацелено на эффективное управление качеством российского образования и может осуществляться через региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.

     ________________

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.", задача 5, мероприятие 5.1.

В Челябинской области в качестве стратегии совершенствования региональной системы оценки качества образования определена и обоснована идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки.

Данная стратегия представлена в действующей Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция РСОКО) <3>, которая обеспечивает согласованность управления качеством образования на всех уровнях образовательной системы: региональном, муниципальном, институциональном.

     ________________

<3> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3545 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".

Формирование региональной (и далее - муниципальной, институциональной) востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки может осуществляться более эффективно на основе активного межмуниципального взаимодействия в рамках "оценочного пространства" системы образования Челябинской области. В этой связи назрела необходимость организации межмуниципального взаимодействия для решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - межмуниципального взаимодействия).

Актуальность Концепции состоит, таким образом, в обосновании и описании подходов к интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем в решении задачи эффективного управления качеством образования в соответствии с РСОКО.

Потенциал межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах Челябинской области определяется наличием условий для организации такого взаимодействия, к которым можно отнести:

- изменения в структуре и содержании региональной системы оценки качества образования;

- разработанность в территориях отдельных компонентов муниципальной системы оценки качества образования (нормативных актов, диагностик, мониторингов, оценочных материалов);

- наличие практики взаимодействия субъектов муниципальных образовательных систем при реализации федеральных и региональных инновационных проектов (ФЦПРО, "Темп" и др.);

- накопленный в территориях опыт принятия эффективных решений в части оценки качества.

Исходя из имеющихся стартовых условий, Концепция определяет: цель, задачи, основные понятия и принципы межмуниципального взаимодействия; а также его содержание, процедуры, механизмы и средства реализации. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты межмуниципального взаимодействия и основные показатели результативности.

Реализация Концепции требует, кроме того, формирования организационной структуры и инфраструктуры для обеспечения межмуниципального взаимодействия, где ГБУ ДПО РЦОКИО может выступать как региональный координатор реализации стратегии межмуниципального взаимодействия, определения и разработки критериев добровольного включения муниципальных образований в процесс взаимодействия, а также мониторинга достижения ожидаемых социально-экономических эффектов.

Решение задач эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО на муниципальном уровне может быть обеспечено применением нормативного, системного и деятельностного подходов.

Реализация межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования будет эффективной при использовании нормативного подхода, который определяет и структурирует: полномочия <4> региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения оценки качества образования; возможности на основе полномочий эффективного использования и наращивания ресурсов; механизмы исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).

     ________________

<4> Под полномочием регионального органа управления образованием понимается ограниченное законодательством право регионального органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей ее функционирования и развития (Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 64.).

Применение системного подхода находит свое отражение в формировании совокупности основных компонентов Концепции, которая включает цели, содержание, механизмы и результаты межмуниципального взаимодействия.