Потенциал образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО (МСОКО)
Виды ресурсов | Аспекты совместного (межмуниципального) управления ресурсами в рамках проблемы эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО | ||
"ресурсосберегающее развитие" | "актуализация не очевидных и недоиспользованных ресурсов" | "повышение качества управления" | |
Трудовые | Превентивная политика развития трудовых ресурсов Рационализация использования трудовых ресурсов на основе сетевых форм взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем | Эффективное использование нематериальных форм стимулирования профессиональной деятельности работников сферы образования (бюджетной отрасли) Использование в полном объеме ресурсов эффективных контрактов в соответствии с профессиональными стандартами | Обеспечение педагогическим работникам условий для профессионального роста, инновационной профессиональной деятельности Создание условий для быстрого обмена эффективным педагогическим опытом с использованием профессиональных сетевых ресурсов |
Пример: В условиях ограниченного числа штатных работников МОУО штаты всех МОУО, входящих в образовательную агломерацию, можно использовать как единый кадровый ресурс | Пример: Опыт специалистов одних МОУО, входящих в образовательную агломерацию, может стать достоянием для специалистов других МОУО. Возможность формирования единого межмуниципального профессионального пространства | Пример: Формирование межмуниципальных рабочих групп по разработке аспектов МСОКО Определение регламентов работы таких групп и их закрепление в распорядительных документах всех МОУО, входящих в образовательную агломерацию. | |
Материально-технические | Объединение (кооперация) ресурсов на договорных основаниях (внутри отрасли, межотраслевая, межмуниципальная) Приоритетное наращивание ресурсов, обеспечивающих требуемое качество образования | Систематический анализ имеющихся ресурсов (внутренних и внешних) и их эффективного использования для обеспечения требуемого качества образования | Управление ресурсами на основе результатов анализа их использования |
Пример: Имеющиеся в МОУО информационные каналы могут стать информационной основой образовательной агломерации | Пример: В едином информационном пространстве образовательной агломерации могут размещаться согласованные материалы по различным аспектам управления качеством образования по результатам МСОКО | Пример: Регламентация единого информационного пространства МОУО, входящих в образовательную агломерацию | |
Финансовые | Оптимизация бюджетирования системы образования | Активизация участия в финансируемых проектах в сфере образования | Повышение инвестиционной привлекательности систем образования |
Пример: В условиях образовательной агломерации появляется возможность не тратить финансовые ресурсы на разработку того, что создано другими | Пример: На основе "инвентаризации" разработок и материалов МОУО, входящих в образовательную агломерацию, формируется единый банк (репозитарий) практик МСОКО: аналитических материалов, модельных вариантов управленческих решений, регламентов проведения и оценивания процедур РСОКО, которые могут использоваться в рамках образовательной агломерации | Пример: Регламенты формирования, обновления, хранения и использования банка практик МСОКО | |
Информационные (в том числе учебно-методические) | Введение и использование доступных и безопасных информационных систем, необходимых и достаточных для принятия оперативных и эффективных управленческих решений Эффективное использование электронного и дистанционного образования | Обеспечение повышения имиджа системы образования | Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих работников в части работы с информационными ресурсами |
Пример: Переход на единые информационные системы (внутри МОС и внутрирегиональные) обеспечивает единство критериальных подходов к оценке качества образования, сравнимость данных, единство подходов к интерпретации результатов | Пример: Организация повышения квалификации управленческих кадров МОУО, образовательных организаций (в том числе в форме стажировок) в направлении формирования единых критериев оценки качества образования, обеспечения сравнимости данных при проведении анализа, обеспечения единства | Пример: Формирование региональных проектных площадок из числа МОУО и образовательных организаций по отработке инновационных механизмов вовлечения руководителей и педагогов образовательных организаций в разработку и реализацию МСОКО, отработку единых подходов при формировании ВСОКО | |
Нормативные (в том числе мотивационные), "ресурс компетенций" | Разработка, принятие и реализация программ развития систем образования на всех уровнях управления | Актуализация принципа государственно-общественного управления образованием | Поддержка развития негосударственного сектора образования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования |
Пример: Возможность формирования в рамках образовательной агломерации "модельной" нормативной базы, обеспечивающей на уровне МОУО эффективное управление качеством образования на основе результатов РСОКО (МСОКО) | Пример: Возможность распределения ресурсов внутри образовательной агломерации по разработке компонентов нормативной базы, обеспечивающей на уровне МОУО эффективное управление качеством образования на основе результатов РСОКО (МСОКО) | Пример: Разработка проектов типовых управленческих решений по результатам процедур МСОКО | |
Временные ресурсы | Эффективность работы определяется по двум критериям, либо планируемые результаты с меньшими затратами, или более высокие результаты с теми же затратами, либо и то, и другое за меньшее время | ||
Пример Возможность разработки модели МСОКО: 1) в кратчайшие сроки с учетом всех требований, определенных РСОКО; 2) обеспечивающей функционирование муниципальных систем оценки качества образования в полном соответствии с полномочиями МОУО. |
3. Показатели результативности межмуниципального взаимодействия в решении задачи эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования
Концепцией определено, что комплексное (в рамках каждого этапа) и последовательное (от первого этапа ко второму) решение задач позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов реализации Концепции в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.
В результате первого этапа к концу 2018 года организация межмуниципального взаимодействия позволит:
- сформировать муниципальные системы оценки качества образования в соответствии с полномочиями МОУО и на основе РСОКО;
- учитывать в МСОКО экономические, общественно-политические и социокультурные особенности муниципальных образований Челябинской области в части обеспечения качества образования;
- определить инвариантные и специфические процедуры оценки качества образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования и обеспечения качества образования на основе полученных результатов;
- привлечь общественно-профессиональные сообщества к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования и мероприятиям по обеспечению качества образования на основе полученных результатов;
- применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур обеспечения качества образования;
- информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.
В целом, к концу 2018 года будут созданы условия, обеспечивающие эффективность образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия при принятии управленческих решений в части оценки качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, а также для негосударственных потребителей результатов оценки качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей).
В результате второго этапа, к концу 2020 года, система межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования будет функционировать как часть РСОКО - компонента ЕСОКО.
Основными показателями результативности реализации Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в части достижения цели и реализации поставленных задач являются:
- сформированность муниципальных систем оценки качества образования на основе РСОКО с учетом специфики территорий и запросов потребителей;
- эффективность функционирования МСОКО в рамках нормативно закрепленных полномочий;
- действенность механизмов распространения передового опыта совершенствования МСОКО в муниципальных образовательных системах;
- сформированность единого банка аналитических материалов, модельных вариантов управленческих решений, регламентов методических рекомендаций, обеспечивающих РСОКО - МСОКО;
- оптимизация ресурсов, позволяющих муниципалитетам в кратчайшие сроки обновить системы оценки качества с учетом всех требований, определенных РСОКО;
- применимость разработанных в рамках образовательной агломерации на основе РСОКО универсальных механизмов, процедур и средств обеспечения оценки качества образования в муниципальных и институциональных системах оценки качества образования.
Результаты, полученные в результате межмуниципального взаимодействия, могут применяться (учитываться) на региональном уровне при:
- проведении аттестации педагогических работников системы образования региона на высшую, первую квалификационные категории;
- аккредитации общеобразовательных организаций;
- планировании и организации исследований индивидуальных достижений обучающихся и мониторингов регионального и муниципального уровней;
- определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы общего образования;