ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 сентября 2011 года N 225-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан на период до 2020 года".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан на период до 2020 года" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 12000 млн. рублей.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 16 сентября 2011 года N 225-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально- экономического развития Республики Дагестан


Ведение сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан осложняется тем, что 75 проц. пашни размещено в острозасушливых условиях, 16 проц. - на не обеспеченной осадками богаре и лишь 9 проц. - в сравнительно благоприятных по естественному увлажнению условиях. Поэтому главным условием получения стабильно гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур в республике является орошение.

Исходя из этого в 1950-1990 годах в республике быстрыми темпами была создана мощная система мелиорации и площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий доведена до 384,4 тыс. га. Однако за последние 20 лет из-за недостаточного финансирования мелиоративных мероприятий пришла в негодное состояние вся мелиоративная сеть, а это привело к резкому ухудшению плодородия орошаемых земель и существенному снижению эффективности всего сельскохозяйственного производства.

На сегодняшний день состояние большей части орошаемых земель республики оценивается как "неудовлетворительное". Низкая культура земледелия, неустроенность оросительных систем, большие масштабы деградации почвенного покрова в условиях экстенсивного использования земель приводят к недобору в республике ежегодно 500-600 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции в переводе на зерно. Если не принять кардинальных мер по улучшению состояния мелиорации, то дальнейшая деградация земель сельскохозяйственного назначения может привести к массовому выбытию орошаемых сельскохозяйственных угодий из оборота и снижению устойчивости сельскохозяйственного производства республики.

Более того, без решения проблем мелиорации не представляется возможным выполнение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, по увеличению к 2020 году производства зерна в 1,6, овощей и картофеля - в 1,5, плодов - в 2 и винограда - в 6,2 раза.

Все это вызывает необходимость разработки программы по осуществлению комплекса мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель с вовлечением в этот процесс как бюджетных, так и внебюджетных инвестиций.

Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса республики, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, его экологизации в целях обеспечения населения качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Это достигается реализацией следующих основных направлений:

формирование условий для устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем);

создание механизма повышения эффективности использования мелиорированных сельскохозяйственных угодий, достижения на сельскохозяйственных угодьях максимального продукционного потенциала;

реализация комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий по внедрению на мелиорированных землях адаптивно-ландшафтной системы земледелия, интенсивных и высоких агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур;

создание условий для реализации комплексных проектов ландшафтного землеустройства на мелиорированных землях с целью получения продукции заданного количества и качества повышения почвенного плодородия;

проведение мониторинга мелиорируемых, а также гидротехнических сооружений с использованием современных методов и систем;

комплексное освоение мелиоративных земель для обеспечения устойчивого развития сельских поселений и повышения качества жизни населения;

рациональное использование и сохранение природных ресурсов;

техническое и кадровое обеспечение в мелиоративном секторе агропромышленного комплекса;

формирование организационной, нормативной, правовой и научной основы инновационного развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления разрабатываемая Программа должна обеспечивать связь стратегических целей и задач развития мелиоративной отрасли, что достигается применением программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:

формулирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 и Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74;

обоснование и выбор основных вариантов развития мелиораций сельскохозяйственных угодий, определение потребности в финансировании и бюджетировании;

определение планируемых объемов мелиоративных мероприятий и конечных результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;

разработка механизма реализации и мониторинга.

Программно-целевой метод решения проблемы развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса позволяет, при сохранении главной целевой установки, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов, целенаправленное, строго нормированное восстановление и расширение площадей мелиорированных земель.

Формирование стратегических направлений развития мелиораций (мелиоративных систем и мелиорируемых сельскохозяйственных угодий) предлагается осуществлять на основе анализа его современного состояния и прогноза развития.

Планируемые объемы восстановления и развития площадей мелиорируемых земель должны обеспечить валовой сбор сельскохозяйственной продукции и производство продовольствия в соответствии с целевыми показателями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

Мелиорация сельскохозяйственных угодий, включающая гидротехнические, агротехнические, химические, культуртехнические, агролесомелиоративные мелиорации, направлена на улучшение условий производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия при экологически безопасном использовании природных ресурсов.

Использование программно-целевого метода разработки и реализации Программы позволит:

обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода


На Республику Дагестан приходится 10 проц. орошаемых земель в Российской Федерации и 20 проц. на Северном Кавказе. Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий в республике составляет 384,4 тыс. га, в том числе пашня - 277,8 тыс. га, многолетние насаждения - 44 тыс. га, сенокосы - 29,6 тыс. га, пастбища - 32,4 тыс. га, другие земли - 0,6 тыс. га, на которых производится 70 проц. продукции растениеводства и 60 проц. плодов и винограда. Распределение орошаемых земель по районам приведено в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Мелиоративный комплекс Республики Дагестан объединен в 50 оросительных систем, которые включают в себя: 1) головные водозаборные сооружения - 101 шт., 2) оросительные каналы протяженностью 17,0 тыс. км, в том числе межхозяйственные - 5,1 тыс. км, 3) гидротехнические сооружения на оросительных каналах и коллекторах - 21,7 тыс. шт., 4) коллекторно-дренажная сеть протяженностью 8,6 тыс. км, 5) трубопроводы протяженностью 450 км, 6) электрифицированные насосные станции (межхозяйственные) - 39 шт., водохранилища, пруды и водоемы - 34 единицы. Балансовая стоимость основных мелиоративных фондов превышает 20 млрд. рублей.

Значительная часть оросительных систем в Республике Дагестан построена в довоенный период (41 проц.), а свыше 80 проц. систем не являются инженерными, большинство каналов проложено в земляном русле и подвергаются сильному заилению и зарастанию, только 3 проц. оросительной сети имеет противофильтрационную одежду, всего 20 проц. орошаемых земель имеет дренажную сеть. Оснащенность оросительных каналов регулирующими гидротехническими сооружениями в 3 раза ниже нормативного уровня.

Вследствие старения и низких темпов переустройства на орошаемых землях республики сложилась крайне неудовлетворительная мелиоративная обстановка - наблюдается тенденция повышения уровня грунтовых вод и происходит вторичное засоление и заболачивание земель. Ежегодно по причине низкой пропускной способности оросительных сетей в сельском хозяйстве республики не поливается около 85 тыс. га, или 33 проц. орошаемых сельскохозяйственных угодий. В вегетационный период ощущается дефицит поливной воды, а кратность поливов не превышает 50 проц. от нормы.

Главными причинами сложившегося положения являются моральный и предельный физический износ (94 проц.) объектов мелиоративного комплекса, высокая степень заиленности оросительной и коллекторно-дренажной сети. В частности, основные магистральные каналы, такие, как Дельтовый, Старотеречный, Сулу-Чубутла, Таловский, им. Дзержинского, Самур-Дербентский и другие, заилены более чем на 50 проц., крупные гидротехнические сооружения - Юзбашский, Копайский гидроузлы, Акташский, Ярыксувский, Герменчикский акведуки, водозаборные сооружения Верхне-Хасавюртовского, Тальминского, Теречного каналов, дюкеры на каналах КОР, Шабур требуют срочного ремонта и работают в аварийном режиме. Водохранилища Аксаевское и Ачи-Карув находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта или вывода из эксплуатации. На предельно изношенном электрооборудовании работают насосные станции I и II подъема на канале им. Октябрьской Революции, обеспечивающие водой Карабудахкентский и Каякентский районы. Требует замены морально и технологически устаревшее оборудование насосных станций "Алихан" и "Учкент" Кизилюртовского, "Аксай" Хасавюртовского районов, необходима модернизация и повышение энергоэффективности насосных станций в Хунзахском, Ботлихском и Левашинском районах. Коллекторы Тальминский, Кизляр-Каспий, главный Дзержинский, Юзбашский и другие не оказывают дренирующего влияния на орошаемые земли, что приводит к выводу из строя орошаемых земель.

Более того, многие мелиоративные объекты становятся опасными для дальнейшей эксплуатации, так как они не способны отвечать "вызовам природы", что и показали стихийные бедствия, вызванные многодневными ливневыми дождями осенью 2009 года и в начале 2010 года.

Информация о техническом состоянии оросительных систем Республики Дагестан приведена в таблице 1. Как свидетельствуют показатели таблицы, на большей площади орошаемых земель республики требуется проведение комплексных мелиоративных мероприятий на основе инновационных технических, технологических и организационных решений.

В целом оценка мелиоративного состояния орошаемых земель Республики Дагестан характеризуется следующими показателями: "хорошее" - 75,6 тыс. га (20 проц.), "удовлетворительное" - 99,8 тыс. га (26 проц.), "неудовлетворительное" - 209,0 тыс. га (54 проц.).

Таблица 1


 Техническое состояние оросительных систем Республики Дагестан

Наименование мелиоративных мероприятий

тыс. га

Общая площадь орошаемых земель

384,4

Из них площадь, требующая реконструкции и ремонта, в том числе необходимо выполнить:

209,0

комплексную реконструкцию

142,2

строительство коллекторно-дренажной сети

124,9

капитальную планировку

22,1

повышение водообеспеченности

14,0

химические мероприятия

5,9


Сложившаяся в мелиоративном комплексе ситуация существенно снижает эффективность сельскохозяйственного производства в республике и может привести к полной деградации земель сельскохозяйственного назначения, что вызывает необходимость разработки Программы с использованием программно-целевого метода.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Реализация Программы позволит обеспечить население необходимым объемом продовольствия независимо от природно-экологического потенциала республики, глобальных и региональных изменений климата.

В настоящей Концепции рассматриваются два варианта восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития мелиоративного комплекса Республики Дагестан до 2020 года. Орошаемые земли предусматривается использовать для производства:

высокобелковых кормов в объеме 2360 тыс. тонн кормовых единиц (80 проц. от всего производства);

овощей и картофеля - 1585 тыс. тонн (90 проц. от всего производства);

плодов - 144 тыс. тонн (75 проц. от всего производства);

винограда - 144 тыс. тонн (90 проц. от всего производства) (таблица 2).

Достижение этих показателей планируется за счет повышения продуктивности и эффективности использования орошаемых земель путем проведения технического перевооружения на существующих мелиоративных системах, реконструкции и строительства отдельных систем, внедрения инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Таблица 2


 Объемы производства сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях Республики Дагестан до 2020 года

Наименование продукции

Намечаемое производство с/х продукции к 2020 г. <*>, тыс. тонн

Потребность в кормах

Планируемое производство продукции растениеводства на орошаемых землях

тыс. тонн корм. ед.

тыс. тонн зерн. ед.

в физической массе, тыс. тонн

в тыс. тонн

в % от намечаемого производства

в т.ч. корма

корм. ед.

зерн. ед.

Мясо в живом весе

233

2070

1660

-

1656

1328

-

80

Молоко

848

880

700

-

704

563

-

80

Зерно

451

-

-

315

378

302

69,8

-

Овощи и картофель

1761

-

-

1585

317

254

90

-

Плоды

192

-

-

144

32

26

75

-

Виноград

555

-

-

499

111

89

89,9

-

Итого:

-

2950

2360

-

3198

2562

-

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»