Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Г. ГОРНО-АЛТАЙСКА ДО 2005 ГОДА"

Таблица 8


 Внутриреспубликанская и внешняя миграция

 Виды миграции            

 1997    

 1998    

 1999    

Тыс.

чел.

 %   

Тыс.

чел.

 %   

Тыс.

чел.

 %   

всего, в т.ч.                        

1721

 100  

1610

 100  

1238

100   

Внутрирегиональная                   

1215

 70,5

1147

 71,2

 952

 76,9

Внешняя                              

 506

 29,5

 460

 28,6

 286

 23,10


Надо отметить, что увеличивается доля лиц, прибывающих из сел республики. Это означает, что все в большей степени миграционная, соответственно, демографическая и социальная ситуации зависят от состояния экономики республики, и что проблема миграционного притока населения в город перестала быть только проблемой города. Причины столь масштабного оттока населения сел в город становятся ясны при выяснении обстоятельств, вызвавших перемену места жительства.

Установлено, что почти 28% мигрантов переезжают в город по личным, семейным мотивам, за которыми скрывается, по экспертным оценкам, желание обучать детей в городских школах, так как уровень преподавания в сельских школах, по мнению родителей, не дает необходимого качества знаний для поступления в учебные заведения на конкурсной основе. Платно же обучать не позволяют доходы. Кроме того, переезд в город стимулируется отсутствием потребного количества мест в общежитиях учебных заведений профессионального образования, а наем жилья обходится чрезмерно дорого.

Косвенным подтверждением указанного мотива переезда является возраст лиц, указавших личные, семенные причины - это люди 30 - 39-летние и 40 - 49-летние. Другой важной причиной является учеба - на нее сослались 27% всех прибывших, из которых молодежь в возрасте 17 - 29 лет составляет более 91%.

Следующей значимой группой являются прибывшие в поисках работы, среди них преобладают 2 категории - 20 - 24-летние и 30 - 39-летние.

Обращает внимание различие в возрастной структуре внутриреспубликанских и внешних мигрантов. Если в составе внутриреспубликанских мигрантов более 2/3 составляют трудоспособные, то среди прибывших из-за пределов республики таковых только 63%, но зато выше численность людей старше трудоспособного возраста.

Таким образом, приток населения из сел республики пополняет, главным образом, трудовые ресурсы города, а внешняя миграция - основной источник роста числа пенсионеров.

Кроме того, во внешней миграции выше доля лиц до 15 лет, что предполагает увеличение иждивенческой нагрузки на трудоспособную часть населения (35 человек на 100 трудоспособных мигрантов), тогда как во внутренней миграции эта цифра намного ниже (20 на 100 человек).

Только в 1997 г. механический прирост населения составил 1721 человек. Предполагается сохранение в ближайшие 2 года высоких уровней механического прироста, в основном из сельской местности Республики Алтай, а также из-за ее пределов.

Но не исключается снижение этого показателя. Данное предположение основывается на прогнозе экономического роста в экономике России, который сначала скажется на развитии индустриальных городов Западной Сибири и потребует притока дополнительной рабочей силы в эти города. В это же время начнет поступательно развиваться сельское хозяйство, что приостановит отток рабочей силы из села в город.

Выводы:

Таким образом, для демографической ситуации в городе характерны следующие тенденции:

- Превышение смертности над рождаемостью.

- Рост численности населения обеспечивается за счет миграционного притока.

- Происходит старение населения города - удельный вес населения старше 50 лет превышает удельный вес населения в возрасте 0 - 14 лет.

- Оптимизируется соотношение между мужчинами и женщинами.

- Основная часть мигрантов прибывает из районов республики.

- Среди прибывающих мигрантов преобладает население трудоспособного возраста.

Нерегулируемый миграционный приток создает дополнительную нагрузку на городской бюджет, поскольку необходимы новые рабочие места, школы, детские сады, пособия. Кроме того, идет массовая застройка новых районов города, поэтому необходимо прокладывать дороги, новые телефонные линии, обеспечивать водой, светом, газом и др. Все эти расходы полностью финансируются из городского бюджета - по приблизительным оценкам специалистов администрации города эти затраты бюджета на эти цели составляют около 16 млн. руб.

Поскольку речь идет в основном о внутрирегиональной миграции, необходима помощь и содействие республиканских властей в решении проблем обустройства.