ПРИКАЗ
от 18 января 2013 года N 6
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции Приказов Министерства финансов Калужской области от 15.02.2013 N 28, от 09.12.2013 N 166, от 24.12.2014 N 210, от 28.12.2015 N 172, от 27.12.2016 N 192)
Зарегистрировано в администрации Губернатора Калужской обл. 25 января 2013 года N 3747
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 N 210 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 13.12.2011 N 660) и в целях повышения качества управления общественными финансами в Калужской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области" (далее - Программа) (прилагается).
2. Отделам министерства финансов Калужской области обеспечить реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением данного Приказа оставляю за собой.
Министр финансов
В.И.Авдеева
(в редакции Приказов Министерства финансов Калужской области от 15.02.2013 N 28, от 09.12.2013 N 166, от 24.12.2014 N 210, от 28.12.2015 N 172, от 27.12.2016 N 192)
ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ (ВЦП) "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования | Министерство финансов Калужской области | |||
Наименование ВЦП | "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области" | |||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП | Отдел бюджетов управления по бюджетной политике | |||
Дата и номер приказа, которым утверждена ВЦП | Приказ министерства финансов Калужской области от 18.01.2013 N 6 | |||
Цель ВЦП | Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами | |||
Задачи ВЦП | - Повышение эффективности бюджетных расходов и совершенствование системы управления бюджетным процессом; | |||
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 09.12.2013 N 166) | ||||
Сроки реализации ВЦП | 2015 - 2016 годы | |||
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172) | ||||
Целевые индикаторы реализации ВЦП | Наименование индикаторов | 2015 год | 2016 год | |
1. Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в Калужской области в рейтинге качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, проводимого Министерством финансов Российской Федерации | Не ниже II степени | Не ниже II степени | ||
2. Доля расходов, осуществляемых в рамках программно-целевого метода, в общем объеме расходов областного бюджета | ||||
3. Доля расходов консолидированного бюджета Калужской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Калужской области | ||||
4. Сокращение разрыва между муниципальными районами с минимальным и максимальным уровнем бюджетной обеспеченности при определении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности | Да | Да | ||
5. Отношение объема государственного долга Калужской области без учета бюджетных кредитов из федерального бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений | ||||
6. Отношение расходов на обслуживание государственного долга Калужской области к объему расходов областного бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций | ||||
7. Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений при утверждении областного бюджета | ||||
8. Доля муниципальных образований Калужской области (муниципальных районов и городских округов), объем муниципального долга которых не превышает утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (с учетом особенностей учета муниципального долга по бюджетным кредитам) | 100,0% | 100,0% | ||
9. Доля муниципальных образований Калужской области (муниципальных районов и городских округов), объем расходов на обслуживание муниципального долга которых не превышает 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций | 100,0% | 100,0% | ||
10. Доля налоговых доходов консолидированного бюджета Калужской области в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калужской области | ||||
11. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Калужской области на душу населения | Не менее 45,0 тыс. рублей | Не менее 45,3 тыс. рублей | ||
12. Наличие стимулирующих межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Калужской области в виде грантов | Да | Да | ||
13. Снижение просроченной кредиторской задолженности главных распорядителей средств областного бюджета на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом | На 10% к показателю 2014 года | На 10% к показателю 2015 года | ||
14. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работников учреждений, финансируемых из консолидированного бюджета Калужской области | 0 тыс. руб. | 0 тыс. руб. | ||
15. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате пособий по социальной помощи населению | 0 тыс. руб. | 0 тыс. руб. | ||
16. Количество государственных гражданских служащих министерства финансов Калужской области, прошедших обучение по программам повышения квалификации | 25 чел. | 30 чел. | ||
17. Количество семинаров, организованных министерством финансов Калужской области с представителями финансовых органов Калужской области | 3 ед. | 2 ед. | ||
18. Своевременность исполнения поручений Губернатора Калужской области о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Калужской области | Да | Да | ||
19. Своевременность перечисления денежных средств на счета получателей на основании принятых постановлений Правительства Калужской области о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Калужской области | Да | Да | ||
20. Степень соответствия использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Калужской области требованиям законодательства | 100% | 100% | ||
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172) | ||||
Объемы финансирования | Источник финансирования | Всего 2015 - 2016 годы (тыс. рублей) | 2015 год | 2016 год |
Областной бюджет | 4308918,8 | 2290123,1 | 2018795,7 | |
Из них: межбюджетные трансферты | 2215199,0 | 1056076,8 | 1159122,2 | |
Финансирование мероприятий настоящей Программы за счет средств областного бюджета уточняются законом Калужской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год | ||||
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 27.12.2016 N 192) |
В последние годы в Калужской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона и повышение эффективности бюджетных расходов.
Наиболее важными из них являются: внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом как на областном, так и на муниципальном уровне, перевод значительной части расходов областного бюджета на программно-целевой метод планирования и исполнения, осуществление финансового менеджмента, перевод бюджетных учреждений в казенные, бюджетные и автономные в соответствии с нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", совершенствование межбюджетных отношений.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной не только для непосредственных участников бюджетного процесса, но и для жителей области.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках ВЦП, а именно:
1. Дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики.
2. Использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Калужской области.
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Калужской области, отражаемых в ежегодных докладах Губернатора Калужской области об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Калужской области, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках ВЦП позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Калужской области.
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными. В последнее время особо подчеркивается необходимость перехода к формированию программного бюджета, что должно повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
В Калужской области сформирована нормативная правовая база, обеспечившая внедрение механизма программно-целевого планирования бюджета, что обеспечило уже в 2010 году высокие показатели доли расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ. Вместе с тем данный показатель в основном сложился из-за высокой доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом, на областном уровне.
В 2011 году в большинстве муниципальных образований Калужской области была проведена соответствующая работа по разработке и принятию муниципальных целевых программ, что значительно повысило данный показатель в целом по консолидированному бюджету области.
Этому способствовало проведение мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области в соответствии с приказом министерства финансов Калужской области от 17.03.2011 N 47 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области" (в ред. приказа от 16.06.2011 N 103).
В 2012 году при принятии областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сделан большой шаг в направлении формирования программного бюджета. В составе Закона Калужской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" сформировано отдельное приложение по распределению бюджетных ассигнований областного бюджета по целевым программам и не включенным в них направлениям деятельности главных распорядителей средств областного бюджета.
Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями областного бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Абзац исключен. - Приказ Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172.
Также в ВЦП запланирован комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Калужской области и муниципальных образований области. В последние годы удалось значительно снизить объемы просроченной кредиторской задолженности в целом по консолидированному бюджету Калужской области. Вместе с тем необходимо сосредоточить усилия для полной ликвидации просроченной кредиторской задолженности.
В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов. Однако в данном направлении должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов и повышение качества управления региональными финансами и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
Показателем успешности осуществления вышеуказанных мер должны стать достижение и поддержание Калужской областью высокого рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, проводимого Министерством финансов Российской Федерации. По итогам работы за 2009 - 2014 годы организации бюджетного процесса в Калужской области присвоена II степень качества.
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172)
В рамках реализации ВЦП ставится первоочередная задача обеспечить сохранение оценки качества бюджетного процесса в Калужской области не ниже II степени.
Для достижения поставленной цели планируется оптимизировать процедуры оценки качества управления финансами на местном уровне.
В соответствии с приказом министерства финансов Калужской области от 27.03.2014 N 55 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области" проведены мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области за 2014 год. По итогам мониторинга в адрес местных администраций направлены письма с указанием направлений, по которым качество управления бюджетным процессом находится на ненадлежащем уровне.
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172)
В рамках ВЦП производится контроль своевременности и качества представления в Министерство финансов Российской Федерации материалов для формирования рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
(в ред. Приказа Министерства финансов Калужской области от 28.12.2015 N 172)
В целях обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления по определению направлений использования средств местных бюджетов в рамках ВЦП будет рассмотрен вопрос об увеличении в объеме межбюджетных трансфертов доли дотаций.