ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 года N 320
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.12.2013 N 769 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕД. ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.06.2014 N 351, ОТ 27.11.2014 N 696)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", постановлением Правительства Калужской области от 17.07.2013 N 366 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 01.09.2014 N 521, от 15.12.2014 N 743, от 20.04.2015 N 209), постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613, от 07.02.2014 N 81, от 17.10.2014 N 614, от 31.12.2014 N 838, от 24.02.2015 N 103, от 20.04.2015 N 205) Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести изменения в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 769 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие культуры в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 11.06.2014 N 351, от 27.11.2014 N 696), изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 17 июня 2015 года N 320
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ государственной программы Калужской области "Развитие культуры в Калужской области" (далее - государственная программа)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство культуры и туризма Калужской области | ||||||||
2. Соисполнители государственной программы | Министерство культуры и туризма Калужской области; | ||||||||
3. Цель государственной программы | Реализация роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Калужской области | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Калужской области; | ||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | - "Развитие учреждений культуры и образования в сфере культуры Калужской области"; | ||||||||
6. Индикаторы государственной программы | 1. Количество граждан, воспользовавшихся услугами учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры и искусства, архивов Калужской области. | ||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, в один этап | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 4176115,87 | 986861,73 | 780731,14 | 483411,00 | 483411,00 | 480567,00 | 480567,00 | 480567,00 | |
В том числе | |||||||||
средства областного бюджета | 3803330,51 | 770902,92 | 624592,59 | 483067,00 | 483067,00 | 480567,00 | 480567,00 | 480567,00 | |
средства федерального бюджета <*> | 372785,36 | 215958,81 | 156138,55 | 344,00 | 344,00 | - | - | - | |
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В количественном выражении: |
________________
<*> Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета уточняются после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Вводная часть
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Калужская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последнее десятилетие удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализация комплекса государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние десять лет, не оказала решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы.
Отрасль культуры Калужской области включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.
В настоящее время инфраструктуру сферы культуры Калужского региона представляют 15 государственных областных учреждений и 1057 муниципальных учреждений. В муниципальной собственности находится 95% муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, в том числе:
- библиотек - 453;
- учреждений культурно-досугового типа - 427;
- кинотеатров и киноустановок - 88;
- музеев - 15;
- детских школ искусств - 53.
Имеющийся потенциал позволяет Калужской области активно участвовать во всех направлениях культурной политики Российской Федерации.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2007 года "О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года" на территории Калужской области в 2012 году было организовано значительное количество мероприятий, в том числе общероссийского масштаба. В юбилейный год Калужская область стала наряду с Московской и Смоленской областями местом проведения основных торжеств. Крупные культурные акции, приуроченные к этой знаменательной дате, стали яркими событиями в культурной жизни России и были направлены на воспитание духовности, патриотизма, нравственности.
В мае 2012 года городу Малоярославцу было присвоено почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы", тем самым по достоинству была оценена роль города и Калужской области в достижении победы России над наполеоновской армией. Основные праздничные мероприятия, включая круглый стол, торжественный митинг у монумента Славы и реконструкцию эпизодов Малоярославецкого сражения, состоялись в Малоярославце 20 - 21 октября 2012 года. В мероприятиях приняло участие около 20 тыс. человек.
Проведение военно-исторического праздника "Тарутино - поле русской славы" с участием 200 реконструкторов военно-исторических клубов Москвы, Московской области и г. Калуги способствовало приданию особой значимости такому историческому событию, как Тарутинское сражение в войне 1812 года. В мероприятиях приняло участие около 8 тыс. человек.
К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года 26 сентября 2012 года в Концертном зале Калужской областной филармонии с большим успехом прошла опера С.С.Прокофьева "Война и мир".
Калужская область традиционно является центром реализации крупных творческих проектов. К наиболее значительным культурным событиям, прошедшим на территории области в 2012 году, можно отнести Международный музыкальный фестиваль "Мир гитары" и "Дикая мята", Международный Сретенский православный кинофестиваль "Встреча", фестиваль искусств "Калужская весна".
В ноябре 2012 года с большим успехом прошли Дни культуры Республики Дагестан в Калужской области. Калужской публике предоставилась возможность познакомиться с творчеством Дагестанского республиканского русского драматического театра им. М.Горького и Академического заслуженного ансамбля танца Дагестана "Лезгинка". В рамках Дней культуры Республики Дагестан в Калужской области состоялись встречи с деятелями искусств Республики Дагестан.
Традиционными стали Всероссийский фестиваль "Старейшие театры России в Калуге", Международный конкурс фортепианных и камерных ансамблей им. С.И.Танеева, Всероссийский фестиваль академических мужских хоров "Поющее мужское братство", Всероссийский фестиваль-конкурс народной музыки "Играй, рожок!".
1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы
Успешное развитие сферы культуры Калужской области является необходимым условием достижения стратегических целей и решения приоритетных задач Правительства Калужской области в долгосрочной перспективе.
Выполнение данного условия предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры нашего региона:
1. Снижение культурно-образовательного уровня населения Калужской области.
2. Значительное количество памятников истории и культуры находятся в состоянии разрушения и повреждения.
3. Устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры (зданий, специализированного оборудования, реквизита, музыкальных инструментов и т.д.).
Материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения области.
Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры, находящиеся в отдаленных населенных пунктах области и нуждающиеся в предоставлении различных форм государственной поддержки.
4. Региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры.
5. Снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений.
6. Отсутствие учетной документации, необходимой для включения объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отсутствие разработанных режимов использования земель и градостроительных регламентов, значительное количество правонарушений в области сохранения объектов культурного наследия.
7. Отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств для проведения ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия.
8. Кадровые проблемы, включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, низкий уровень заработной платы, проблемы жилищной обеспеченности работников и привлечения молодых специалистов в отрасль и, как следствие, старение кадров и др.
9. Замедленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства Российской Федерации, нарастания темпов процессов глобализации, массовой компьютеризации, технологического развития сетей связи нового поколения и роста числа пользователей этими сетями.
10. Обеспечение равных возможностей для культурной и творческой деятельности представителей социально незащищенных категорий населения (детей, молодежи, граждан с ограниченными возможностями, граждан, проживающих в сельской местности), которые в наибольшей степени нуждаются во внимании со стороны государства.
Негативные тенденции в сфере культуры могут повлечь за собой ухудшение качества жизни населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных проблем, появление угроз национальной безопасности.
1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы
Культурная политика сегодня формируется путем создания комфортной и насыщенной культурной среды и наполнения культурного пространства яркими и профессионально подготовленными событиями.
Важнейший показатель состояния культурной среды - количество граждан, воспользовавшихся услугами учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры и искусства. Динамика этого показателя является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере культуры.
С учетом тенденций развития сферы культуры в период 2014 - 2020 гг. будет оптимизирована и модернизирована сеть государственных учреждений культуры, созданы необходимые условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения области ко всему спектру культурных благ и соответствующих современному уровню услуг в сфере культуры и искусства, осуществлен переход на новую ступень интеграции региона в культурное пространство страны, укреплен позитивный образ региона. В ходе реализации программы должно возрасти количество граждан, воспользовавшихся услугами учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры и искусства Калужской области, в период с 2014 по 2020 гг. в среднем за год на 5% и к 2020 году достичь более 700 тыс. человек.
Показателем, характеризующим культурную жизнь (событийность), является количество проведенных мероприятий в сфере культуры и искусства. Реализация программы позволит увеличить к 2020 году число проводимых мероприятий в сфере культуры и искусства (фестивалей, концертов, спектаклей, встреч, выставок, экспозиций, конференций и др.). Этот показатель ежегодно будет увеличиваться до 3% и к 2020 году достигнет 3108 организованных в области культурных событий. Особое место в культурной жизни займут мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 650-летию г. Калуги.
Реализация государственной программы повысит роль культуры в формировании духовно-нравственных основ личности, что, в свою очередь, непосредственно связано с развитием всех сфер жизнедеятельности региона и поддержанием общественной стабильности.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи и индикаторы достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритетом региональной политики в развитии культуры является создание необходимых условий для удовлетворения возрастающих потребностей населения в сфере культуры и искусства, развитие культурно-исторического и творческого потенциала региона и использование его в интересах развития Калужской области, а именно:
- привлечение максимально возможного числа людей к различным культурно-досуговым мероприятиям и программам, предоставление качественных и доступных услуг населению в сфере культуры и искусства, обеспечение поддержки творческой части населения;
- формирование целостной системы поддержки талантливых людей, обучение и повышение квалификации работников культуры;