В предстоящем 10-летии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела как в России в целом, так и в Республике Бурятия.
Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, в республике. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
Театральное дело в Бурятии имеет свои региональные и национальные особенности. Созданные при помощи русских миссионеров театры Бурятии за период с 1928 г. стали ведущими учреждениями культуры, во многом формирующими социокультурную ситуацию в республике, ее имидж в других регионах и за рубежом.
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский и бурятский.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.
Наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать расходы государства на поддержку театрального искусства социальными инвестициями. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки.
Предстоящий период требует особого внимания к театральному делу с тем, чтобы не потерять в ходе происходящих перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общемирового развития театра. Особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Существование и развитие искусства в любом регионе Российской Федерации, в том числе и в Республике Бурятия, требует его включения в межрегиональный, общероссийский и мировой контекст. Исходя из этого определяются 3 направления развития театрального дела в Республике Бурятия. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров Бурятии в межрегиональном, общероссийском и международном пространстве.
В предстоящем 10-летии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, удовлетворяющему духовные запросы граждан.
Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений республиканского сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений российского и мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела в Республике Бурятия:
создание условий для развития театра как вида искусства;
расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.
Для решения этих задач необходимы:
модернизация материально-технической базы театров;
государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
развитие системы грантовой поддержки театров Бурятии;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы.