Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 10.02.2017)


4. Финансовая поддержка театрального искусства


Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики в Республике Бурятия.

С принятием федеральных законов "Об автономных учреждениях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в отношении республиканских театров было принято решение о создании автономных учреждений, которые получают финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенных за счет выделенных ему средств.

Одной из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

Данные обстоятельства учтены Минкультуры России при разработке ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности (приказ Минкультуры России от 15.12.2010 N 781). Так, в качестве "услуги" в Ведомственном перечне рассматривается только одна из ее составляющих - показ спектаклей. Деятельность же по созданию театрами новых спектаклей отнесена к категории "работа", которая реализуется в интересах общества в целом. В этом случае разработка нормативов осуществляется в индивидуальном порядке и не подлежит унификации.

Особенности деятельности театров учтены и при формировании перечня оказываемых ими услуг. Основным показателем качества услуг является показатель "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Однако с целью продвижения постановок экспериментального характера, имеющих объективные сложности для понимания широким кругом зрителей, данный показатель может быть скорректирован: экспериментальные спектакли могут исключаться из расчета показателя "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Допустимое количество таких постановок устанавливается для каждого театра индивидуально в пределах 20% от общего количества названий текущего репертуара. Перечень таких спектаклей определяется учредителем совместно с театром и независимыми экспертами.

Учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимает ответственность за функционирование на благо общества отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театрами, учредителем которых государство не является и потому не ставит перед ними какие-либо цели и соответственно не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств. Социальная полезность их деятельности должна быть поддержана государством. В этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств.

В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования театров необходимо:

предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса театров Республики Бурятия;

инициировать включение в федеральные целевые программы в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, финансирование (софинансирование) из федерального бюджета строительства новых и реконструкции (модернизации) имеющихся зданий театров: завершение работ по реконструкции ГАУК РБ "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц.Цыдынжапова", АУК РБ "Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева"; завершение работ по строительству второй очереди ГАУК РБ "Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева"; проектирование строительства пристроя и реконструкция здания ГАОУ СПО РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж";

осуществлять государственную поддержку гастролей в целях повышения конкурентоспособности театров Бурятии в региональном, общероссийском и международном театральном пространстве.