Из двух видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса. Количество новых постановок в российском репертуарном театре определяется множеством факторов, включая возможности труппы, потребности зрителей, ограниченность ресурсов и др. Театр, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации.
Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом.
Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента. Зритель должен иметь возможность видеть на сцене своих современников, вместе с ними переживать сегодняшние коллизии и конфликты. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Именно поэтому оно нуждается в объемной, целенаправленной, постоянной поддержке государства.
Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя:
экономическое стимулирование учредителем театров подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах;
обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики, в том числе за счет организации приездов театроведов и театральных критиков из центральных регионов страны для посещения премьер в театрах Республики Бурятия, проведения семинаров и лабораторий, чтения лекций;
приобретение авторских прав на драматические произведения для их реализации в театрах региона;
активизацию сотрудничества российских драматургов с региональными театрами;
поддержку постановок экспериментального характера и показа их зрительской аудитории;
создание на базе малой сцены ГАУК РБ "Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева" экспериментальной творческой площадки для актеров и режиссеров театров республики;
организационную и финансовую поддержку сотрудничества театров республики с драматургами, композиторами, либреттистами.
Воспитательная функция театра, ее способность синтезом разных видов искусства создавать образный ряд, влияющий на формирование идентичности, определяет особое место национального театра в национальных республиках.
Миссия национального театра как важнейшего социокультурного института по сохранению и развитию бурятского языка, формирования культурной среды, способствующей трансляции традиционных ценностей требует решения, прежде всего, проблемы дефицита современных текстов. В настоящее время именно отсутствие достойной драматургии существенно затрудняет развитие профессиональных театров в национальных республиках, серьезно сказывается, прежде всего, на репертуаре национального (бурятского) театра.
В целях продвижения произведений молодых авторов, в которых нашли бы отражение региональные проблемы и реалии Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия ставит задачу внедрения эффективных механизмов поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии, в том числе проведение республиканского конкурса молодых драматургов с последующей возможностью постановки пьес в профессиональных и народных театрах; организация лаборатории начинающих драматургов, проведение фестиваля "маленьких спектаклей" начинающих драматургов; выделение субсидий (грантов) на реализацию инновационных творческих театральных проектов. Структура репертуара национального театра должна давать возможность знакомства с лучшими произведениями мировой драматургии на родном языке.
Развитие сценического искусства предусматривает меры, направленные на взаимодействие театральной критики и театральной практики - оказание поддержки изданиям о театральном искусстве Бурятии; организацию участия критиков, театроведов, музыковедов Республики Бурятия в семинарах, конференциях, форумах и других театральных событиях, проводимых на федеральном и межрегиональном уровнях.
Индикаторы развития театрального искусства определяются в сообществе самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой. В этом процессе важную роль играют как театральные российские фестивали, так и международные. Для признания новаций театров республики важную роль играют межрегиональные и зарубежные гастроли.
Театральный фестиваль - важная форма мониторинга развития театрального искусства. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.
Программа развития театрального дела в Республике Бурятия предусматривает не только поддержку участия театров Республики Бурятия в международных, всероссийских и региональных фестивалях, но и проведение наиболее важных для развития театрального искусства конкурсов и фестивалей: международного театрального фестиваля "Алтан Сэргэ", международного конкурса вокалистов, международного конкурса "Юный Будамшуу", межрегионального конкурса "Поют драматические актеры", межрегионального конкурса "Театр поэзии".