____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 20.02.2020 N 67, вступившего в силу с момента официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.02.2020).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 октября 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55, от 06.07.2018 N 253, от 20.12.2018 N 460, от 14.05.2019 N 167, от 10.10.2019 N 385)
В целях укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Алтайского края, и совершенствования реализации государственной национальной политики в Алтайском крае, руководствуясь положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 20.12.2018 N 460)
2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55, от 06.07.2018 N 253, от 20.12.2018 N 460, от 14.05.2019 N 167, от 10.10.2019 N 385)
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 20.12.2018 N 460)
Ответственный исполнитель программы | департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики |
Участники программы | Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство экономического развития Алтайского края; Министерство социальной защиты Алтайского края; Министерство здравоохранения Алтайского края; управление юстиции Алтайского края; управление делами Губернатора и Правительства Алтайского края; Министерство культуры Алтайского края; Министерство спорта Алтайского края; управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности; департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу; управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края; абзац исключен. - Постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167; управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края; абзац исключен. - Постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167; департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности; департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров; органы местного самоуправления (по согласованию); КАУ "Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом"; КГБУ "Типография управления делами Администрации Алтайского края"; ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВО "АлтГУ") (по согласованию); ФГБОУ ВО "Алтайский государственный институт культуры" (далее - ФГБОУ ВО "АлтГИК") (по согласованию); Алтайское краевое отделение Общероссийской общественной организации "Российский фольклорный союз" (по согласованию); Алтайская митрополия Русской православной церкви (по согласованию); Алтайское отдельское казачье общество (по согласованию); общественные объединения (организации) казачества (по согласованию); национально-культурные общественные объединения (по согласованию) |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55, от 20.12.2018 N 460, от 14.05.2019 N 167, от 10.10.2019 N 385) | |
Цель программы | укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Алтайского края |
Задачи программы | содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Алтайском крае; развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Алтайского края; обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межнациональных отношений; создание условий для социально-экономического и этнокультурного развития коренного малочисленного народа Алтайского края - кумандинцев; содействие развитию российского казачества, его участию в укреплении единства российской нации, гражданского патриотизма на территории Алтайского края; создание условий для формирования имиджа Алтайского края как территории гармоничных межнациональных отношений, содействие развитию и повышению привлекательности этнотуризма |
Индикаторы и показатели программы | доля граждан, положительно оценивающих принадлежность к общности граждан Российской Федерации (по данным социологических исследований), от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях; доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (по данным социологических исследований), от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях; доля граждан, демонстрирующих толерантные установки по отношению к представителям другой национальности (по данным социологических исследований), от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях; абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55; численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, в Алтайском крае; численность участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, в Алтайском крае; число публикаций, в том числе в сети "Интернет", способствующих формированию гармоничных межнациональных отношений, включая материалы о народах Алтайского края, их истории и культуре, общих достижениях; абзацы девятый - десятый утратили силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167 |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55, от 14.05.2019 N 167) | |
Сроки и этапы реализации программы | 2017 - 2021 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" (далее - "государственная программа") за счет всех источников финансирования составит 260574,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 35671,5 тыс. рублей; 2018 год - 77241,9 тыс. рублей; 2019 год - 77387,4 тыс. рублей; 2020 год - 42982,0 тыс. рублей; 2021 год - 27292,0 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 14632,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 0 тыс. рублей; 2018 год - 9027,0 тыс. рублей; 2019 год - 5605,4 тыс. рублей; 2020 год - 0 тыс. рублей; 2021 год - 0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 245468,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 35671,5 тыс. рублей; 2018 год - 67741,0 тыс. рублей; 2019 год - 71782,0 тыс. рублей; 2020 год - 42982,0 тыс. рублей; 2021 год - 27292,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 473,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 0 тыс. рублей; 2018 год - 473,9 тыс. рублей; 2019 год - 0 тыс. рублей; 2020 год - 0 тыс. рублей; 2021 год - 0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах и решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | реализация государственной программы должна обеспечить: в качественном выражении: формирование комплексной системы мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, включая исследования для определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, выявления уровня конфликтогенности в Алтайском крае и конфликтогенных факторов; формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций в области реализации государственной национальной политики; повышение качества подготовки государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию мероприятий государственной национальной политики; создание эффективных механизмов привлечения национально-культурных общественных объединений и других социально ориентированных некоммерческих организаций к решению вопросов формирования гармоничных межнациональных отношений; формирование системы межведомственного взаимодействия в решении вопросов государственной национальной политики; создание эффективной системы методической поддержки в области подготовки и повышения квалификации руководителей и членов национально-культурных общественных объединений; обеспечение информационной работы, направленной на повышение в общественном сознании значимости культуры межнационального общения, ценностей российской нации и общероссийской гражданской идентичности; в количественном выражении: увеличение доли граждан, положительно оценивающих принадлежность к общности граждан Российской Федерации, к концу 2021 года на 1,5% от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях (по данным социологических исследований); увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, к концу 2021 года на 2,5% от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях (по данным социологических исследований); увеличение доли граждан, демонстрирующих толерантные установки по отношению к представителям другой национальности, к концу 2021 года на 2,5% от общего числа граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях (по данным социологических исследований); абзацы четырнадцатый - пятнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55; увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, в Алтайском крае к концу 2021 года до 20 тысяч человек; увеличение численности участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, в Алтайском крае к концу 2021 года до 16,5 тыс. человек; увеличение числа публикаций, в том числе в сети "Интернет", способствующих формированию гармоничных межнациональных отношений, включая материалы о народах Алтайского края, их истории и культуре, общих достижениях, до 130 в 2021 году; абзацы девятнадцатый - двадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167. |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55, от 14.05.2019 N 167) |
Численность населения Алтайского края составляет 2376,8 тыс. человек (по состоянию на 26.04.2016), представлено более чем 140 народностями, 20 религиозными направлениями. Большинство народов региона на протяжении многих веков жили в мире и согласии, внося вклад в развитие экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов. В Алтайском крае есть места компактного проживания немцев, украинцев, кумандинцев, мордвы, казахов, татар.
Население региона характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием, оно поликультурно. Внутри каждого этноса формируются группы с отличительными от общей модели локальными вариантами этнической культуры. При этом этническая традиционная культура представлена не только памятниками народного искусства, но и маркируется в повседневных практиках жизнедеятельности каждого этноса. Ведущую роль в этом процессе играют представители русского народа, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории Алтайского края.
Опираясь на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, можно выделить 17 национальностей, численность которых в крае превышает 1 тыс. человек, численность первых трех национальностей (русские, немцы, украинцы), превышает 10 тыс. человек. При этом русское население составляет 93,93% населения края, немцы - 2,13%, украинцы - 1,35%. Также к наиболее многочисленным национальностям относятся казахи (0,34%), армяне (0,32%), татары (0,29%), азербайджанцы (0,21%), белорусы (0,19%), цыгане (0,13%) и мордва (0,13%).
Кроме того, в Алтайском крае проживают кумандинцы, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (в 2010 году 1401 человек), местами компактного проживания которых являются Красногорский, Солтонский районы и г. Бийск.
Многообразие национального состава населения Алтайского края, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс края, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений. Именно развитие национально-культурных общественных объединений является одним из существенных факторов, позволяющих судить о состоянии и развитии общества, готовности этих объединений стать инструментом реализации национальной политики государства.
По состоянию на 01.08.2016 в регионе функционировала 51 национально-культурная общественная организация. Наиболее представлены в численном выражении общественные объединения немцев (10), кумандинцев (7), казахов (6), татар (4). Зарегистрировано 3 организации, представляющие этнокультурные интересы азербайджанцев, по 2 организации имеют армяне, поляки, белорусы и украинцы. Представлены в общественной сфере Алтайского края и чечено-ингуши, литовцы, евреи, алтайцы, мордва, таджики и киргизы, деятельность 6 объединений имеет межнациональный характер. В крае активно работает три региональных национально-культурных автономии (немцев, казахов и татар) и 14 местных национально-культурных автономий.
Особенности демографического развития Алтайского края, в частности, структура миграционных потоков определяют характеристики ситуации в сфере межнациональных отношений. По данным управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, на протяжении последних лет в области международной миграции фиксируется миграционный прирост, большинство которого составили граждане стран СНГ (Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). При этом демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Алтайском крае, как и в России в целом, по-прежнему остается сложной: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения, что не может не оказывать деструктивного влияния на состояние межнациональных отношений. Мигранты, замещающие коренное население, с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию, приводящую к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.
Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации требует от органов исполнительной власти соответствия принимаемых решений происходящим процессам в этнокультурной сфере с учетом региональных особенностей. В последнее десятилетие на федеральном уровне ведется работа по созданию новых подходов в данной сфере.
Так, изданы федеральные законы от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Существенным фактором повышения качества государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации стало образование в марте 2015 года Федерального агентства по делам национальностей, наделенного широким кругом полномочий в указанной сфере.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)
В Алтайском крае с 2012 года приняты следующие правовые акты, направленные на реализацию региональной национальной политики, развитие правовых основ взаимодействия органов исполнительной власти с национально-культурными общественными объединениями: постановления Администрации Алтайского края от 22 июня 2011 года N 341 "О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму", от 31 декабря 2014 года N 602 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" на 2015 - 2019 годы", от 26 августа 2015 года N 343 "О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края", от 24 февраля 2016 года N 52 "Об утверждении положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренного малочисленного народа Алтайского края с органами исполнительной власти Алтайского края", а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера и российского казачества.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)
Для содействия этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Алтайского края, используются ресурсы подпрограммы 5 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14 января 2014 года N 7, которая предусматривает меры по развитию межнационального сотрудничества. В частности, такая работа проводится в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, где в качестве приоритетного направления Губернатором Алтайского края выделено межнациональное сотрудничество, практикуется выделение субсидий на содействие проведению мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов, направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений.
Для более тесной координации взаимодействия органов государственной власти и этнокультурных объединений с 2010 года работает Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, в составе которого представлены лидеры национальных общественных организаций. В 2015 году данный совещательный орган трансформирован в Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, конкретизированы его задачи.
Удельный вес жителей Алтайского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе, в 2015 году составил 8,1%, в 2016 году - 8,0%. Для сравнения в 2015 году в Красноярском крае данный показатель составил 25,3%, Кемеровской области - 20,8%, Иркутской и Томской областях - 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской области - 7,8%. Более 9% населения Алтайского края в 2015 году и 7,2% в 2016 году считают, что в населенном пункте, где они проживают, возможны столкновения на национальной почве. В других регионах Сибирского федерального округа этот показатель выше: 28,8% в Красноярском крае, Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%.
Вместе с тем данные социологического мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае свидетельствуют об увеличении доли граждан, указывающих на негативную динамику состояния межнациональных отношений (с 26,9% в 2015 году до 32,9% в 2016 году).
Данная ситуация стала следствием общероссийских тенденций, объективно связанных с обострением межэтнических противоречий, ослаблением роли традиционных институтов и механизмов социализации, повышением внимания средств массовой информации к национальному аспекту деструктивных общественных явлений и процессов, ростом мигрантофобии, быстрым изменением устоявшейся на протяжении столетий этнической палитры, усилением роли религиозного фактора миграционных процессов, попытками политизации национального вопроса.
Эти процессы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики, обуславливают необходимость систематизации работы, усиления коммуникационных связей между общественными институтами, в частности национально-культурными, религиозными и иными общественными объединениями.
Эффективность применяемых механизмов реализации государственной национальной политики на сегодняшний день представляется недостаточной и требует принятия конкретных системных мер, соответствующих целевых индикаторов и показателей, что возможно на основе применения программно-целевого метода. Отсутствие подобного программного документа влечет усиление таких угроз, как:
отсутствие должной согласованности действий соответствующих органов исполнительной власти края в сфере государственной национальной политики, государственной политики в области образования, государственной культурной политики, государственной миграционной политики, государственной молодежной политики, государственной политики в сфере патриотического воспитания и других;
недостаточная координация действий органов исполнительной власти края и институтов гражданского общества по достижению гармоничных межнациональных отношений, укреплению гражданского единства;
усиление негативного влияния общемировых и общероссийских процессов на состояние межнациональных отношений в крае;
сохранение неудовлетворенности отдельных этнических групп населения обеспечением их потребностей в изучении национального языка и культуры, традиционного образа жизни;
снижение защитных мер в отношении достижений поликультурного уклада жизни в регионе и сформированных ценностей общероссийской гражданской идентичности;
усиление тенденций политизации религиозного и этнического факторов;
рост проявлений интолерантного поведения и усиление соответствующих межгрупповых установок среди населения Алтайского края.
Реализация государственной программы позволит сформировать комплексную систему мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, эффективные механизмы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций в области реализации государственной национальной политики, систему межведомственного и межсекторного взаимодействия в решении вопросов государственной национальной политики, а также содействовать формированию в общественном сознании значимости культуры межнационального общения и в конечном итоге повышению ценности единства российской нации и укреплению общероссийской гражданской идентичности.