Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2020 года N 67


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Алтайского края от 22.12.2023 N 511.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 17 февраля 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 05.03.2021 N 65, от 20.12.2021 N 474, от 09.11.2022 N 409, от 17.02.2023 N 49)




В соответствии со статьей 12 закона Алтайского края от 03.04.2015 N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае" и Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" (приложение).


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае";


постановление Правительства Алтайского края от 15.02.2018 N 55 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110";


постановление Правительства Алтайского края от 06.07.2018 N 253 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110";


постановление Правительства Алтайского края от 20.12.2018 N 460 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110";


постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110";


постановление Правительства Алтайского края от 19.02.2020 N 64 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 N 110".


3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 20 февраля 2020 г. N 67



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 05.03.2021 N 65, от 20.12.2021 N 474, от 09.11.2022 N 409, от 17.02.2023 N 49)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае"

Ответственный исполнитель программы

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по взаимодействию с федеральными органами государственной власти

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.11.2022 N 409)

Участники программы

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство культуры Алтайского края;

Министерство спорта Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

управление делами Губернатора и Правительства Алтайского края;

управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края;

управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края;

управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности;

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров;

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики;

департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу;

КАУ "Дом народов Алтайского края";

КГБУ "Типография управления делами Администрации Алтайского края";

КБУ ИД "Регион"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 05.03.2021 N 65, от 09.11.2022 N 409)

Цель программы

укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Алтайского края

Задачи программы

содействие укреплению гражданского единства, формированию гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности населения Алтайского края;

развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Алтайского края, воспитание культуры межнационального общения, основанного на уважении чести и национального достоинства граждан;

совершенствование взаимодействия исполнительных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межнациональных отношений;

создание условий для формирования имиджа Алтайского края как территории гармоничных межнациональных отношений, в том числе информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Алтайском крае;

обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Алтайском крае;

сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, проживающих в Алтайском крае;

использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае;

формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Алтайском крае и их интеграции в российское общество

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 20.12.2021 N 474, от 17.02.2023 N 49)

Индикаторы и показатели программы

доля граждан, положительно оценивающих принадлежность к общности граждан Российской Федерации (по данным социологических исследований), в общем числе граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях;

доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (по данным социологических исследований), в общем числе граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проводимых в Алтайском крае;

количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, проводимых в Алтайском крае;

количество проведенных негосударственными некоммерческими организациями мероприятий в сфере этнокультурного развития, межнационального сотрудничества и укрепления единства российской нации;

число публикаций, в том числе в сети "Интернет", способствующих формированию гармоничных межнациональных отношений, включая материалы о народах Алтайского края, их истории и культуре, общих достижениях;

численность молодежи, принявшей участие в проектах и программах в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, проводимых в Алтайском крае;

количество участников мероприятий, проведенных негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае;

количество участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка и языков народов России, проводимых в Алтайском крае;

количество иностранных участников мероприятий, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае;

количество участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, проводимых в Алтайском крае

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 05.03.2021 N 65, от 20.12.2021 N 474)

Сроки и этапы реализации программы

2020 - 2025 годы без деления на этапы

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.11.2022 N 409)

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" (далее - "государственная программа") за счет всех источников финансирования составит 200511,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 31086,4 тыс. рублей;

2021 год - 31195,7 тыс. рублей;

2022 год - 40555,0 тыс. рублей;

2023 год - 37937,2 тыс. рублей;

2024 год - 29868,7 тыс. рублей;

2025 год - 29868,7 тыс. рублей.

За счет средств федерального бюджета - 29691,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 5701,4 тыс. рублей;

2021 год - 5555,7 тыс. рублей;

2022 год - 10366,0 тыс. рублей;

2023 год - 8068,5 тыс. рублей.

За счет средств краевого бюджета - 170820,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 25385,0 тыс. рублей;

2021 год - 25640,0 тыс. рублей;

2022 год - 30189,0 тыс. рублей;

2023 год - 29868,7 тыс. рублей;

2024 год - 29868,7 тыс. рублей;

2025 год - 29868,7 тыс. рублей.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах и решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 17.02.2023 N 49)

Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации государственной программы (всего)

отсутствует

(введена Постановлением Правительства Алтайского края от 20.12.2021 N 474)

Ожидаемые результаты реализации программы

реализация государственной программы должна обеспечить:

увеличение доли граждан, положительно оценивающих принадлежность к общности граждан Российской Федерации, к концу 2025 года до 91% в общем числе граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях (по данным социологических исследований);

увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, к концу 2025 года до 82,6% в общем числе граждан Алтайского края, принявших участие в исследованиях (по данным социологических исследований);

увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проведенных в Алтайском крае, к концу 2025 года до 26 тысяч человек;

увеличение количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, в Алтайском крае к концу 2025 года до 36 тысяч человек;

увеличение количества проведенных негосударственными некоммерческими организациями мероприятий в сфере этнокультурного развития, межнационального сотрудничества и укрепления единства российской нации до 51 в 2025 году;

увеличение числа публикаций, в том числе в сети "Интернет", способствующих формированию гармоничных межнациональных отношений, включая материалы о народах Алтайского края, их истории и культуре, общих достижениях, до 205 в 2025 году;

увеличение численности молодежи, принявшей участие в проектах и программах в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, проводимых в Алтайском крае, до 2600 человек в 2025 году;

увеличение количества участников мероприятий в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, принявших участие в мероприятиях, проведенных негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае, до 5500 человек в 2025 году;

увеличение количества участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка и языков народов России, проводимых в Алтайском крае, до 4000 человек в 2025 году;

увеличение количества иностранных участников мероприятий, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации в Алтайском крае, до 90 человек в 2025 году;

увеличение количества участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, проводимых в Алтайском крае, до 2300 человек в 2025 году

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 05.03.2021 N 65, от 20.12.2021 N 474, от 09.11.2022 N 409)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Настоящая программа определяет систему мер, направленных на достижение целей государственной национальной политики, формирование позитивного состояния межнациональных отношений в Алтайском крае.


В Алтайском крае с 2017 года реализуется государственная программа "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае". Несмотря на то что этот документ стратегического уровня стал первым в данной сфере, уже можно делать некоторые выводы о том, каковы пути дальнейшего регулирования сферы развития отдельных народов и межнациональных отношений.


Одним из принципов региональной политики в сфере межнациональных отношений является совершенствование подходов и используемых механизмов работы.


В 2017 году с этой целью изменены направления деятельности краевого автономного учреждения "Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом" (переименовано в КАУ "Дом народов Алтайского края"). Основными целями деятельности учреждения, которое является участником реализации государственной программы, являются гармонизация межнациональных отношений и сохранение этнокультурного многообразия народов, содействие обеспечению условий этнокультурного развития представителей разных национальностей.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.11.2022 N 409)


Учреждение предоставляет услуги по организации мероприятий в области культурного просвещения, а также осуществляет консультационную, методическую и ресурсную поддержку национально-культурных общественных объединений. В этих целях, а также для обеспечения высокого уровня проводимых национальными объединениями мероприятий, учреждение было оснащено специальным оборудованием. На базе учреждения организуются не только мероприятия этнокультурной направленности, но и те, которые связаны с памятными датами российской истории и государственными праздниками сферы национальной политики: День воссоединения Крыма с Россией, День славянской письменности и культуры, День России, День государственного флага Российской Федерации, День народного единства и другие. Учреждением организуются обучающие мероприятия для добровольцев и сотрудников национально-культурных общественных объединений, научно-практические конференции, конкурсные и выставочные мероприятия в рамках иных целевых субсидий, выделяемых за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы.


Немаловажно отметить развиваемые в рамках региональной программы механизмы государственно-общественного партнерства в области национальной политики. Некоммерческие организации по итогам конкурсного отбора осуществляют социологический мониторинг состояния межнациональных отношений и организуют (также в рамках отдельно проведенного конкурса) наиболее масштабное событие сферы межнациональных отношений в крае - Всероссийский фестиваль традиционной культуры "День России на Бирюзовой Катуни". В 2019 году в нем приняли участие более 1000 человек - представителей этнических и фольклорных коллективов, народных ремесленников и членов национально-культурных общественных организаций. Фестиваль в течение шести лет проведения (с 2013 года) привлек 30,5 тысячи гостей и зрителей, вырос в статусе до всероссийского, вошел в национальный событийный календарь, получил ряд наград федерального уровня.


Среди наиболее значимых мероприятий государственной программы: информационное освещение в СМИ событий межнациональной направленности, организация и проведение в молодежной среде мероприятий в сфере реализации государственной национальной политики. С 2018 года реализуется комплексная информационная кампания в сфере межнациональных отношений, предусматриваются не только подготовка и выпуск специализированных публикаций региональными СМИ, но и поддержка муниципальных СМИ, пишущих на межэтническую тематику, проведение "круглых столов" с представителями наиболее крупных СМИ региона и руководителями этнических объединений. В 2018 году информационная поддержка расширена за счет созданных специализированных порталов в сети Интернет: наш-алтай.рф (о деятельности национально-культурных объединений), "Алтай многонациональный" (дайджест повестки национальной политики федерального и регионального уровней) и сайта "Ресурсный центр поддержки гражданских инициатив и содействия интеграции народов и культур в Алтайском крае" (портал создан на принципах государственно-общественного партнерства). Все эти порталы, а также сайт КАУ "Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом", помимо освещения, осуществляют информационное сопровождение деятельности национально-культурных общественных организаций. В этом же направлении реализуются и издательские проекты: ежегодный иллюстрированный журнал "Россия многонациональная. Алтайский край", ежегодная монография с изложением итогов мониторинга межнациональных отношений "Национальная политика и межнациональные отношения в Алтайском крае", сборник материалов научной конференции "Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве".


В течение 2018 - 2019 годов к изданию подготовлен уникальный, первый подобного рода для края труд "Этноатлас Алтайского края", изданы информационно-методические материалы для руководителей национально-культурных организаций, впервые составлен и издан в декабре 2018 года сборник "Лучшие практики этнокультурной деятельности в Алтайском крае", в котором содержатся материалы, предоставленные руководителями этнических объединений края.


Ежегодно, начиная с 2018 года, реализуется серия мероприятий в молодежной среде региона: межнациональный студенческий фестиваль, серии историко-патриотических и военно-патриотических квестов и семинаров-практикумов, организована специализированная площадка "Межнациональное взаимодействие" в рамках Международного молодежного управленческого форума "Алтай. Территория Развития" с приглашением экспертов федерального уровня.


В 2018 году отдельным направлением работы в рамках региональной программы стала организация повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, руководителей, сотрудников и добровольцев национально-культурных общественных объединений. Созданы и реализованы четыре образовательные программы повышения квалификации: для государственных гражданских (муниципальных) служащих Алтайского края - "Государственная национальная политика и практика регулирования межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений"; для руководителей национально-культурных общественных объединений - "Управление деятельностью некоммерческих организаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений"; для сотрудников и добровольцев национально-культурных общественных объединений - "Технологии межнационального и межкультурного взаимодействия"; для сотрудников и добровольцев национально-культурных объединений - "Психосоциальные технологии адаптации и интеграции иноэтнических групп".


С целью оценки эффективности государственной программы и состояния сферы национальной политики организуется мониторинг состояния межнациональных отношений (объем выборки: 30 экспертов, 1200 человек - население городов и сельских районов региона в возрасте 15 - 75 лет). Значения показателей, подлежащих мониторингу, следующие: доля граждан, положительно оценивающих принадлежность к общности граждан Российской Федерации, - 93,2% (2019 год); доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, - 89,0% (2019 год); доля граждан, демонстрирующих толерантные установки по отношению к представителям другой национальности, - 90,9% (2019 год). В Алтайском крае накоплен значительный опыт сотрудничества между органами государственной власти, научными и общественными организациями в области реализации государственной национальной политики, в том числе анализа, обобщения и тиражирования наиболее эффективных этнокультурных практик. Данные мониторингов сферы межнациональных отношений последних восьми лет свидетельствуют о том, что напряженность в межнациональных отношениях и вероятность столкновений на национальной почве оцениваются большинством экспертов как слабовыраженные и маловероятные, что указывает на благоприятный характер межнациональных отношений в регионе, слабую распространенность этнически мотивированных конфликтных и протестных действий.


Национально-культурные общественные организации дают высокую оценку национальной политике в регионе, реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. По сравнению с предыдущими периодами отмечается улучшение показателей поддержки развития культуры и традиций различных национальностей, в том числе коренных малочисленных народов, помощи, оказываемой органами власти национально-культурным общественным объединениям, религиозным организациям. В целом экспертные оценки свидетельствуют об эффективности сформированной в регионе системы управления реализацией государственной национальной политики и урегулирования межэтнических конфликтов, контроля исполнения законодательства в межнациональной сфере.


Межэтнические конфликты, этнически мотивированное насилие, проявление интолерантного отношения в виде оскорблений и угроз, соперничество за лидерство между этническими группами в целом редки и не вызывают беспокойства у населения. Между тем от 5% до 7% участников опроса отмечают значительную выраженность данных явлений, что свидетельствует об их латентном характере и "точечной" локализации, а также о большей сензитивности определенных категорий населения к отклонениям в этническом поведении.


Межпоколенные разногласия проявляются в критической оценке благополучия в межэтнической сфере респондентов среднего возраста, оптимизме старших групп и "нейтралитете" молодого поколения, свидетельствующем о слабой информированности и заинтересованности молодежи в этнической проблематике. Анализ данных мониторинга вскрыл большую обеспокоенность межэтническими конфликтами, психологическим давлением и насилием у населения, проживающего в городской местности. На селе более острой является проблема несправедливости и неравного распределения благ и преференций. Результаты этнокультурной политики, напротив, более благоприятно воспринимаются и оцениваются сельскими жителями, в то время как в городе они представляются как менее значительные.


Сильная гражданско-государственная, территориальная (региональная и местная) и этническая идентичность вкупе с отсутствием миграционных намерений ассоциируются с более позитивной оценкой межэтнических отношений в регионе и высокой оценкой действий властей по обеспечению национального согласия. Эти три направления - формирование социальной сплоченности и усиление идентификационных процессов как на уровне всего российского общества, так и на уровне региона, местного сообщества (на основе позитивного образа малой родины), работа по формированию оптимальных условий для жизни, препятствующая оттоку населения, и прежде всего молодежи, из региона, и этнокультурная политика являются взаимосвязанными.


Вместе с тем выявленные наиболее перспективные и проблемные направления национальной политики целесообразно учитывать при реализации государственной программы, планировании и проведении этнокультурных мероприятий. Все это может способствовать предотвращению возможных разногласий и конфликтных ситуаций, сделать национальную политику в регионе более открытой и эффективной. Реализация государственной программы позволит обеспечить преемственность развития государственной национальной политики на территории Алтайского края, поставить новые задачи и использовать эффективные механизмы реализации, в большей степени соответствующие современным требованиям и актуальному состоянию межэтнических и межконфессиональных отношений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»