ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 марта 2017 года N 113-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 19.03.2013 N 94-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"]
Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 19 марта 2013 года N 94-р следующие изменения:
1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми.".
2. Концепцию создания и внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Коми, утвержденную распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 1 марта 2017 года N 113-р
"Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 19 марта 2013 года N 94-р
(приложение)
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
1. Общие положения
Для целей настоящей Концепции создания и внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Коми (далее - Концепция) используются следующие термины и сокращения:
1) АВС - аварийные (восстановительные) и прочие диспетчерские службы, являющиеся участниками обработки вызовов, поступивших по номеру "112", перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в соответствии с пунктом 8 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958;
2) ГЛОНАСС, GSP - глобальные спутниковые системы определения местоположения, владельцы: Россия и США соответственно;
3) ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
4) диспетчер ДДС - сотрудник ЕДДС, ДДС экстренных оперативных служб или ДДС аварийных (восстановительных) и прочих диспетчерских служб, осуществляющий прием и реагирование на вызов, перенаправленный ему оператором-112 или полученный в рамках сферы деятельности своей службы;
5) ЕДДС - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований городских округов и муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми;
6) КСА ЦОВ-112 - комплексы средств автоматизации центров обработки вызовов городов Сыктывкар, Ухта, которые обеспечивают обслуживание вызовов, информационный обмен и взаимодействие с ДДС, ЕДДС в зоне ответственности, определенной Концепцией-112, накопление информации в базу данных и ее репликацию с объединенной базой данных Системы-112, расположенной в ЦОД-112;
7) оператор-112 - сотрудник ЦОВ-112, принявший поступивший вызов (сообщение о происшествии);
8) основной ЦОВ-112 - основной центр обработки вызовов Системы-112, развернутый в г. Сыктывкаре;
9) ПТК-112 - программно-технический комплекс автоматизированной системы: продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие, достаточных для выполнения одной или более задач автоматизированной системы;
10) резервный ЦОВ-112 - резервный центр обработки вызовов Системы-112, развернутый в г. Ухте;
11) ТСОП - телефонные сети общего пользования;
12) УМЦ-112 - учебно-методический центр Республики Коми по профилю Системы-112;
13) УЦ-112 - удостоверяющий центр Системы-112 в Республике Коми;
14) ЦОВ-112 - центр обработки вызовов Системы-112 (все виды);
15) ЦОД-112 - центр обработки данных, развернутый в г. Сыктывкаре на базе центра обработки данных государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий", обеспечивает актуализацию и резервирование объединенной базы данных Системы-112, выполняя репликации баз данных, размещенных на серверах ЦОВ-112 в городах Сыктывкар, Ухта, предоставляет доступ к объединенной базе данных компонентам Системы-112 республиканского уровня. ЦОД-112 не имеет собственного операторского персонала;
16) ЦТО-112 - центр технологического обслуживания Системы-112 в Республике Коми;
17) экстренные оперативные службы - службы, минимальный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (на момент разработки настоящего документа включающий службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийные службы газовой сети, службы "Антитеррор");
18) ЭРА-ГЛОНАСС - система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС";
19) NGN (NextGenerationNetwork) - цифровые сети нового поколения.
Настоящая Концепция разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
2) Федеральным законом "О связи";
3) Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
4) Федеральным законом "О персональных данных";
11) распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р;
12) распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2011 года N 752-р;
13) распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 716-р;
14) распоряжением Главы Республики Коми от 24 мая 2011 года N 180-р;
19) распоряжением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2008 года N 534-р;
20) государственным стандартом Российской Федерации: ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
Настоящая Концепция обосновывает необходимость создания и определяет принципы, основы построения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с любого стационарного и мобильного телефонного аппарата с использованием единого телефонного номера "112" в Республике Коми.
2. Необходимость обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития адекватного механизма, использующего современные технологии, быстрого реагирования на угрозы.
В то же время в масштабе Республики Коми ситуации, требующие экстренного реагирования, возникают регулярно. Так, по статистике в 2010 году, в Республике Коми зарегистрированы следующие показатели:
1) по линии "01" в подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поступило 1 364 220 сообщений граждан, из них 13 018 - связанные с пожарами, 4 396 - не связанные с пожарами, 21 390 - переадресованы в другие ДДС;
2) по линии "02" в территориальные отделы и управления Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее - МВД по РК) поступило 101 251 сообщение о преступлениях, в том числе 25 321 сообщение по линии Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
3) по линии "03" всего поступило 371 630 вызовов скорой медицинской помощи, в том числе по несчастным случаям - 44 232, по дорожно-транспортным происшествиям - 1 787.
Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения безопасности и стабильного социально-экономического развития Республики Коми. Одним из методов решения этой проблемы является создание оснащенных современными технологическими системами (такими, как мультисервисные сети, системы позиционирования, навигации и картографии и др.), позволяющими сократить время от возникновения чрезвычайной ситуации до начала реагирования специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Опыт создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб через единый номер в Курской области показал, что существенного сокращения такого времени удается достичь при создании системы, позволяющей одновременно привлечь к реагированию все необходимые службы после принятия вызова от нуждающегося (или получения соответствующего специального сообщения от технических средств в автоматическом режиме).
Создание такой системы возможно при введении единого номера вызова экстренных оперативных служб. В Российской Федерации таким номером определен трехзначный номер "112", что позволяет гармонизировать способ вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза согласно подписанному в 1998 году соглашению.
На территории Республики Коми создание территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Коми (далее - Система-112) осуществлено в 2016 году.
По состоянию на октябрь 2016 года в Республике Коми действует основной центр обработки вызовов Системы-112, обеспечивающий прием и обработку вызовов по номеру "112" с территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Как временная мера, по состоянию на 2016 год, на территории Республики Коми все действующие операторы сотовой связи обеспечивают маршрутизацию звонка с телефонного номера "112" на Систему интерактивного справочного меню (IVR) с последующей маршрутизацией на номера "01", "02", "03", "04" и номера ЕДДС.
В муниципальных образованиях городских округов и муниципальных образованиях муниципальных районов в Республике Коми (далее - муниципальные образования в Республике Коми) ведется работа по повышению уровня технической оснащенности ЕДДС оргтехникой, средствами связи, программным обеспечением, организуется доступ к сетям передачи данных с возможностью отправки и получения материалов по электронной почте и факсимильной связи непосредственно с рабочих мест в круглосуточном режиме.
Основным проблемным вопросом по эффективному созданию Системы-112 является необходимость четкого определения задач и функций министерств и ведомств в данной области, а также порядка их взаимодействия и зоны ответственности каждой из экстренных оперативных служб.
Работа по созданию Системы-112 предполагает разработку правил (регламентов) взаимодействия и согласование их с участниками обработки вызовов, поступивших по номеру "112".
При разработке правил (регламентов) взаимодействия необходимо учитывать возможность расширения перечня участников Системы-112.
Вместе с правилами (регламентами) взаимодействия участников необходимо определить порядок подключения участников Системы-112. Порядок должен позволять подключать новых участников после начала постоянной эксплуатации Системы-112. К таким участникам могут относиться организации, эксплуатирующие системы жизнеобеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, трубопроводы, объекты транспорта и т.п.
Дежурно-диспетчерские службы в муниципальных образованиях в Республике Коми, имеющих общую границу, должны иметь возможность координировать свои действия в рамках Системы-112.
Предполагается, что значительная доля поступающих звонков на единый номер не будет сообщениями о чрезвычайных ситуациях. Рост запросов справочной информации, как и сообщений по вопросам работы служб жизнеобеспечения, является ожидаемым эффектом работы Системы-112 и должен быть учтен при прогнозировании нагрузки на технические средства.
Статистика за период опытной эксплуатации Системы-112 в 2015 году на базе основного ЦОВ-112 на территории МО ГО "Сыктывкар" представлена в приложении 1 к настоящей Концепции.
С учетом размеров территории, численности населения и его распределения в Республике Коми необходимо предусмотреть:
1) территориально-распределенную структуру Системы-112;