Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 марта 2000 года N 422-р

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 1 ноября 2024 года N 527

____________________________________________________________________


В целях выполнения постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 1999 года N 603 "О реформе убыточных предприятий Республики Саха (Якутия)", от 15 января 2000 года N 11 "Об утверждении Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по стабилизации социально-экономического положения в республике на 2000 год", от 15 января 2000 года N 12 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 4 января 2000 года N 933 "Об основных задачах развития экономики Республики Саха (Якутия) в 2000 году":

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций).

2. Считать данные Методические рекомендации обязательными к исполнению убыточными предприятиями государственного сектора экономики, отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями улусов и городов.

3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в срок до 25 марта 2000 года выделить Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) средства в размере 50 тысяч рублей на оплату расходов, связанных с изданием "Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)", по статье республиканского бюджета "Развитие рыночной инфраструктуры" (раздел 1100).

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.



И.о. Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.АКИМОВ




Утверждены
Распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 марта 2000 года N 422-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20.09.1999 N 849 "О введении мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий Республики Саха (Якутия)", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.11.1999 N 603 "О реформе убыточных предприятий Республики Саха (Якутия)" и Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по стабилизации социально-экономического положения в республике на 1999-2000 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.1999 N 151, в целях оказания помощи руководителям государственных унитарных предприятий и иных коммерческих организаций (далее именуются - предприятие) по проведению мероприятий, направленных на улучшение управления предприятиями, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, и носят рекомендательный характер.

Перед проведением реформы предприятия необходимо провести анализ его финансово-хозяйственной деятельности.

При этом рекомендуется использовать Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций), утвержденные приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 N 118, в которых предлагаются рекомендации по следующим вопросам:

1) снабженческо-сбытовая политика предприятия;

2) ценовая политика предприятия:

3) финансовая политика предприятия;

4) инвестиционная политика предприятия;

5) кадровая политика предприятия.

Настоящие Методические рекомендации разработаны для предприятий республики, кроме сельскохозяйственных.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)


2.1. Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, дальнейшее целостное развитие (увеличение инвестиций и новаций).

Реформа проводится в соответствии с Посланием Президента Республики Саха (Якутия) "Новый стиль работы, новые подходы к решению задач реальной экономики".


2.2. Задачами реформы предприятия являются:

1) защита прав участников (учредителей);

2) четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

3) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

4) создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

5) организационно-технологическая реструктуризация предприятия;

6) достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

7) создание эффективного механизма управления предприятием;

8) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

9) повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.


2.3. Основными направлениями реформы предприятий являются:

1) анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также выявление оптимальных путей решения ключевых проблем;

2) инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

3) выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

4) рыночная оценка активов предприятия;

5) выработка стратегии развития предприятия;

6) реструктуризация всех видов задолженности, улучшение финансовых показателей;

7) совершенствование кадровой политики и управления персоналом.


2.4. Решение о реформировании.

Решение о реформировании предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти; для иных коммерческих организаций - общим собранием их участников (учредителей).

Для разработки программы реформирования предприятия целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и задач по реформированию предприятия участниками (учредителями) принимается решение о возможности реализации этих задач силами работников администрации предприятия либо о частичной замене ее кадрового состава.

Для принятия решения о приватизации государственных унитарных предприятий необходимо руководствоваться Государственной программой приватизации государственного имущества в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июля 1998 г. ПР N 55-II.

Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и другие) определены действующими нормативно-правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

III. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ


3.1. Заключение контракта с руководителем.

В целях ограничения возможностей злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, также повышения на этой основе качества управленческих решений целесообразно более четко разграничить полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого рекомендуется уточнить условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом с руководителем предприятия, а в случае необходимости провести пересмотр устава хозяйственного общества.

При этом в контрактах целесообразно определить ответственность руководителя предприятия за:

реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес-планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия и разработки указанных бизнес-планов);

сохранность и целевое использование имущества предприятия, финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия;

результаты заключенных сделок;

задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;

разглашение коммерческой тайны;

нарушение условий контракта.

Предлагается также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предприятия от основной производственной деятельности, а также установить для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников - для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти - для государственных предприятий, либо иными уполномоченными представителями собственника).


3.2. Реструктуризация задолженности по платежам в различные уровни бюджета Для улучшения финансово-экономического положения предприятия, пополнения оборотных средств и создания условий для реформирования предприятия рекомендуется провести реструктуризацию задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.

Условия и порядок проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет определены:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом";

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1999 года N 589 "Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций по налогам и сборам и обеспечении полноты уплаты ими налоговых платежей в федеральный бюджет";

письмом МНС РФ от 1 марта 1999 года N ВП-6-10/146 "О проведении реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом";

распоряжением ФСДН России от 22 сентября 1999 года N ЗО-р;

приказом МНС и ФСДН России от 23 сентября 1999 года N АП-3-10/307/102 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002".

В части республиканского и местных бюджетов необходимо руководствоваться:

Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2000 год" от 23.12.1999 З N 139-II, утвержденным постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

(Статья 42. 1. Списать начисленные и неуплаченные в республиканской и местные бюджеты пени и штрафы налогоплательщиков - юридических лиц, независимо от формы собственности, образовавшейся на 1 января 2000 года.

2. Списать недоимку и налоговые санкции авиапредприятий республики в республиканский и местные бюджеты, сложившиеся на 1 января 2000 года).

Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год";

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19.07.1999 N 806 "О мерах по финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов всех форм собственности Республики Саха (Якутия)";

распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 07.04.1999 N 86-РП "О проведении зачетов взаимных обязательств с предприятиями, оказывающими услуги бюджетным организациям";

постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.11.1999 N 605 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским и местными бюджетами";

распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.1999 N 1240-р "О порядке списания пеней по налогам и платежам в республиканский и местные бюджеты".


3.3. Предоставление государственной поддержки в виде налоговых льгот.

Для предприятия в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год" может быть установлен специальный налоговый режим, который предусматривает предоставление льгот по налогам и сборам дополнительно к федеральному законодательству (в части, не противоречащей федеральному законодательству о налогах и сборах).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»