Развитие транспортной системы республики предусматривает приоритетное развитие наземного транспорта - железнодорожного и автомобильного в комплексе с надежным функционированием водного и воздушного транспорта.
Главной перспективой должно стать строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. В 2004 году будет введен в эксплуатацию пусковой комплекс участка Беркакит - Томмот, что позволит уже к концу 2004 года организовать пассажирские перевозки.
К 2006 году в 1,7 раза будет увеличен пассажиропоток. Прирост грузооборота составит 2-3% в год и к 2006 году достигнет 1,6 млрд. тонн/км.
Объем услуг железнодорожного транспорта возрастет в 3 раза со 192 млн. рублей до 600 млн. рублей. С 2003 года по ОАО АК "Железные дороги Якутии" прогнозируется рентабельное функционирование.
Начнется строительство железной дороги до города Якутска со сроком ввода в 2009-2012 годах.
Перспективы развития дорог республики, в первую очередь, связаны с формированием опорной дорожной сети. Завершение строительства и реконструкции федеральных магистральных автодорог "Колыма" и "Лена", позволит интегрироваться в межрегиональные транспортные потоки.
Первоочередной задачей является ликвидация грунтовых разрывов автодороги "Колыма" для организации сквозного проезда автотранспорта до Магаданской области. С учетом доведения участка железной дороги "Беркакит - Томмот" до норм временной эксплуатации будет произведена реконструкция автодороги "Лена" на участке Томмот - Якутск.
В отношении территориальных дорог стоит задача сохранения существующей сети автомобильных дорог. Будет активизировано строительство автомобильных дорог "Вилюй", "Амга" и "Кобяй". Планируется поэтапная приемка ведомственных и бесхозных автомобильных дорог в сеть дорог общего пользования, протяженность которых в 2006 году достигнет 23 тыс. км.
К 2006 году удельный вес дорог с твердым покрытием республиканского значения увеличится с 42% в 2002 году до 47%, федерального значения с 92% до 95%.
Прогнозируемые объемы финансирования дорожной отрасли позволят обеспечить ее безубыточную работу.
Строительство и реконструкция автомобильных дорог, ввод новых мощностей в промышленности и агропромышленном комплексе приведет к ежегодному увеличению грузооборота автомобильным транспортом на 2-3%. Грузооборот составит в 2004 году около 1,4 млрд. тонн/км, в 2006 году - 1,5 млрд. тонн/км.
Деятельность предприятий автомобильного транспорта, без государственной поддержки останется убыточной. Основная доля убытков приходится на пассажирские перевозки.
Развитие рынка пассажирских автомобильных перевозок в значительной степени зависит от происходящих процессов коммерциализации общественного транспорта и совершенствования организации транспортного процесса на городском, пригородном и межулусном сообщениях.
В настоящее время разрабатывается подпрограмма "Реформирование пассажирского автотранспорта", в которой предусматривается обновление автопарка республики. В 2003 году впервые за последние 15 лет осуществлен закуп 30 автобусов для улусов республики.
Всего автомобильным транспортом будет перевезено в 2004 году свыше 88 млн. пассажиров, в 2006 году - 92 млн.
Развитие воздушного транспорта будет связано с реализацией программы "Развитие воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 годы", направленной на оптимизацию авиаперевозочной деятельности, обеспечение безопасности полетов, увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения, обеспечение жизнедеятельности аэропортовой сети, включая авиаплощадки, техническое перевооружение парка авиационной техники республики, расширение географии полетов на межрегиональных и международных перевозках.
Учитывая нерентабельность и социальную значимость внутриулусных авиаперевозок, будет продолжена практика дотирования посредством районирования улусов в зависимости от степени развитости транспортной инфраструктуры.
Оптимизация аэропортовой сети будет включать передачу в состав Госкорпорации по ОВД служб УВД и ЭТОС аэропортов Мома, Депутатский, Вилюйск, Верхневилюйск, Сунтар, Усть-Нера, проведение процедуры финансового оздоровления аэропортов, перевод части аэропортов в разряд неклассифицированных, подлежащих частичной консервации.
Мероприятия по обновлению парка авиационной техники предусматривают приобретение самолетов Ан-3 для обеспечения внутриулусных авиаперевозок, самолетов Ан-140 для поэтапной замены Ан-24, Як-40, переоборудование 3 единиц самолетов Ан-26 в грузопассажирский вариант и начало подготовки к освоению самолета Ту-214 (в 2005 году).
Предусмотренные программные мероприятия позволят увеличить в 2006 году объем перевозок пассажиров в 1,4 раза к 2002 году, грузов - на 18%.
Объем услуг от авиационной деятельности увеличится в 1,7 раза, с 2,6 млрд. рублей до 4,4 млрд. рублей.
В результате проводимых организационных мероприятий по стабилизации и дальнейшему развитию авиации ожидается положительный сальдированный финансовый результат отрасли.
Водный транспорт республики является основой ее транспортной системы. В транспортном обеспечении грузопотоков в арктические районы он остается безальтернативным.
Значительные перспективы имеет использование транзитного потенциала морского транспорта республики.
Устойчивость северного завоза в значительной степени будет зависеть от мероприятий по доведению параметров и категорий водных путей до значений, обеспечивающих их достаточную пропускную способность. Особое значение для республики имеет возрождение пропускной способности арктических рек.
Перевозки грузов речным транспортом сохранятся на уровне от 2,8 млн. тонн до 3 млн. тонн. Перевозки грузов морским транспортом сохранятся на уровне 2003 года и составят 327 тыс. тонн.
В целом перевозки грузов всеми видами транспорта увеличатся с 41,4 млн. тонн до 48,8 млн. тонн с ростом на 18%. Прогнозируется рентабельная работа предприятий.
Развитие связи республики предусматривает переход от существующей устаревшей аналоговой технологии к цифровой в сетях телекоммуникаций и телевидения, расширение области применения цифровой техники для создания технической базы информатизации республики.