Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА

7. Финансовые ресурсы


Общий объем финансовых ресурсов, образуемых на территории РС(Я), в 2004 году прогнозируется в объеме 62,6 млрд. рублей, что составляет 110% к уровню 2003 года, абсолютный прирост 5,4 млрд. рублей. В результате перераспределения финансовых ресурсов на долю собственных средств предприятий в общем объеме образуемых средств приходится 20,5% в 2003 году, 21,6% в 2004 году, таким образом, сохраняется тенденция к увеличению доли средств предприятий, обусловленная реализацией мер по реформированию налоговой системы Российской Федерации и снижением налоговой нагрузки. Собственные средства крупных и средних предприятий на 2004 год оцениваются в 13,5 млрд. рублей (115% к уровню 2003 года), из них за счет амортизационных отчислений сформировано 48% или 6,5 млрд. рублей, за счет прибыли 52% или 7 млрд. рублей.

Совокупный объем государственных средств, образуемых на территории Республики Саха (Якутия), в 2004 году предположительно составит 32,4 млрд. рублей (107% к 2003 году, абсолютный прирост 2 млрд. рублей), из которых 14,8 млрд. рублей приходится на средства государственных внебюджетных фондов (46% государственных средств), 1,9 млрд. рублей на целевые бюджетные фонды (6% государственных средств).

За счет налоговых доходов в 2004 году формируется 36% образуемых в республике финансовых ресурсов или 70% государственных средств. Общий объем налоговых доходов (с учетом налогов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет) прогнозируется в размере 22,9 млрд. рублей, что оставляет 111% к уровню 2003 года (абсолютный прирост 2,2 млрд. рублей). Увеличение обеспечивается, главным образом, за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. В структуре налоговых доходов федеральные налоги занимают 91%, региональные 8%, местные 1%. По сравнению с 2003 годом вес региональных налогов несколько снижается ввиду отмены с 1 января 2001 года налога с продаж.

Из общего объема налоговых доходов, формируемых на территории республики, в федеральный бюджет перечисляется в 2003 году 35% или 7,2 млрд. рублей, в 2004 году 33% или 7,6 млрд. рублей, что обусловлено предполагаемым снижением базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2% и повышением поступлений от налога на доходы физических лиц.

Неналоговые доходы в 2004 году оцениваются в 9,5 млрд. рублей и снижаются к уровню 2003 года на 0,2 млрд. рублей вследствие уменьшения доходов от дивидендов, приходящихся на государственные пакеты акций, что связано с предполагаемым снижением прибыли АК "АЛРОСА" в 2003 году. Поступления от арендной платы горнодобывающих предприятий приняты на уровне 2003 года и составляют (без учета средств Целевого бюджетного фонда реализации программ социально-экономического развития улусов "алмазной провинции") 8,1 млрд. рублей. Объем неналоговых доходов может значительно увеличиться за счет поступления разового платежа по результатам проведения аукциона на Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение.

Средства целевых фондов, консолидированных в Государственном бюджете РС(Я), прогнозируются на уровне 2003 года в объеме 1,9 млрд. рублей (3% средств, образуемых на территории).

Доходы Территориального дорожного фонда РС(Я) предположительно составят 1,1 млрд. рублей с увеличением к уровню 2003 года на 0,2 млрд. рублей ввиду предполагаемого повышения ставок транспортного налога с грузовых автомобилей и автобусов. Также увеличение поступлений возможно за счет передачи субъектам Российской Федерации дополнительных отчислений от акцизов на нефтепродукты.

Доходы Целевого бюджетного фонда реализации программ социально-экономического развития улусов "алмазной провинции" сформированы в объеме 0,8 млрд. рублей, исходя из сохраненного на уровне 2003 года размера арендной платы АК "АЛРОСА", с учетом незначительного повышения удельного веса средств фонда в составе арендной платы. Следует отметить, что общий объем доходов фонда в 2004 году будет ниже уровня 2003 года в связи с тем, что АК "АЛРОСА" в текущем году планируется погашение всей задолженности прошлых лет.

Средства государственных социальных внебюджетных фондов РС(Я), составляющие более 20% образуемых в республике средств, на 2004 год оцениваются в 14,8 млрд. рублей (112% к уровню 2003 года с приростом в 1,6 млрд. рублей). Увеличение доходов фондов обусловлено, прежде всего, ростом фонда оплаты труда.

Поступления из федеральных источников в республику предположительно останутся на уровне 2003 года и составят около 12 млрд. рублей. Объем финансовой помощи из Фонда финансовой поддержки регионов и Фонда компенсаций приняты на уровне 2003 года. Кроме этого, в доходах баланса финансовых ресурсов отражается сумма бюджетных заявок по Федеральным целевым программам в 6,2 млрд. рублей, что в 4,5 раза выше предусмотренного по лимитам в 2003 году.

Средства, остающиеся в распоряжении Республики Саха (Якутия) (после взаимных расчетов с федеральным бюджетом и централизованными государственными социальными внебюджетными фондами) на 2004 год с учетом полного удовлетворения бюджетных заявок Республики Саха (Якутия) по федеральным целевым программам прогнозируются на уровне 70 млрд. рублей.

Расходы за счет собственных средств крупных и средних предприятий республики предположительно составят 13,5 млрд. рублей, что выше уровня 2003 года на 1,8 млрд. рублей, или на 15%. Вместе с этим, учитывая, что при расчете собственных средств предприятий прибыль рентабельных предприятий уменьшается на отрицательный результат убыточных, максимальный объем собственных предприятий (рассчитанный исходя из прибыли рентабельных предприятий и амортизации по всем крупным и средним предприятиям) может составить 14,9 млрд. рублей, из которых на расходы инвестиционного характера предприятия планируют направить более 90% или 14,2 млрд. рублей.

Совокупный объем государственных расходов, на долю которых приходится 75% всех расходов территории, прогнозируется на 2004 год в объеме 59,4 млрд. рублей, что выше уровня 2003 года на 9 млрд. рублей, или на 18%.

Расходы Государственного бюджета РС(Я) (без учета целевых бюджетных фондов) оцениваются в 44,6 млрд. рублей с ростом на 6,4 млрд. рублей (117%), обусловленным следующими факторами:

повышением тарифной ставки первого разряда ЕТС с 1 октября 2003 года до 600 рублей, с 1 октября 2004 года до 720 рублей, что составит для Республики Саха (Якутия) не менее 2,5 млрд. рублей;

увеличением потребности в финансировании текущих мероприятий, утвержденных Президентом, Государственным собранием (Ил Тумэн) и Правительством РС(Я), целевых программ почти в два раза по сравнению с 2003 годом, или на 2,9 млрд. рублей, в том числе по Государственной программе "Социально-экономическое развитие села РС(Я) на 2002-2006 г.г." на 1,7 млрд. рублей;

увеличением дотации на содержание жилищного фонда примерно на 0,8 млрд. рублей;

ростом материальных затрат и расходов на жилищно-коммунальные услуги социальной сферы.

Кроме этого, существует потребность в погашении накопленной кредиторской задолженности по текущему бюджету в объеме около 2 млрд. рублей и Инвестиционному бюджету Республики Саха (Якутия) в объеме около 1,5 млрд. рублей.

Расходы целевых бюджетных фондов РС(Я) в 2004 году будут производиться в пределах прогнозируемых доходов 1,9 млрд. рублей, из общего объема средств на инвестиции в основной капитал будет направлено 1,3 млрд. рублей или 66%.

Расходы государственных социальных внебюджетных фондов РС(Я) увеличатся на 2,7 млрд. рублей или на 26% и составят 12,8 млрд. рублей. Увеличение, в основном, планируется за счет роста расходов на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования РС(Я).

Совокупный объем расходов на территории республики на 2004 год оценивается в 79,2 млрд. рублей, при этом, исходя из прогнозируемого объема доходов, возникает дефицит в размере 9,5 млрд. рублей, что свидетельствует о несбалансированности доходов и расходов консолидированного Государственного бюджета Республики Саха (Якутия). С учетом этого, на 2004 год можно определить следующие направления бюджетной политики в области расходов:

осознание каждым участником бюджетных правоотношений объема обязательств, принятого на государственный бюджет республики, приведение его в соответствие с располагаемыми финансовыми ресурсами, всесторонняя инвентаризация и оптимизация расходов бюджета, концентрация государственных финансовых средств на важнейших направлениях развития республики;

эффективное использование системы конкурсных торгов, позволяющей получать реальную экономию бюджетных средств при организации закупок для государственных и муниципальных нужд;

сокращение накопленных долговых обязательств, в том числе, санкционированной кредиторской задолженности, неукоснительное соблюдение всеми бюджетополучателями лимитов бюджетных обязательств, недопустимость принятия расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования;

формирование эффективной системы межбюджетных отношений, как с Российской Федерацией, так и с органами местного самоуправления республики, стимулирующей наращивание доходной базы и рациональное использование имеющихся ресурсов на местах;

дальнейшее развитие и усиление казначейской системы исполнения бюджета, ужесточение контроля за использованием государственных финансов, принятие реальных действий по устранению выявленных нарушений.

Налоговая политика. 2004 год станет годом реализации мер по интенсивному реформированию налоговой системы, направленных на стимулирование экономического роста, повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение финансовой стабильности.