Прогноз инвестиций в основной капитал по Республике Саха (Якутия) за счет всех источников финансирования на 2004-2006 годы сформирован исходя из основных направлений Целевой программы "Экономическое и социальное развитие Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года", мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья" и соответствующих им целевых республиканских программ.
По оценке на 2003 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования достигнет 27,7 млрд. рублей или 103,6% к 2002 году.
В 2004-2006 годах прогнозируется стабильный рост инвестиций в основной капитал по 1 варианту: в 2004 году 30,4 млрд. рублей, что составляет 103,6% к 2002 году в сопоставимых ценах, в 2006 году - 36,7 млрд. рублей с ростом 106,7% к 2002 году.
Второй вариант учитывает проведение аукционов по Талаканскому и Чаяндинскому месторождениям: в 2004 году объем инвестиций достигнет 35,9 млрд. рублей, что составит 121,6% к 2002 году в сопоставимых ценах, в 2005 году - 40 млрд. рублей или 124,3%, в 2006 году - 36,7 млрд. рублей или 104,5%.
Рассматриваемая динамика основана на расчетах инвестиций, прогнозируемых наиболее крупными предприятиями республики, доля собственных и заемных средств которых в общем объеме занимает порядка 60%. В их числе АК "АЛРОСА", АК "Якутскэнерго", ОАО Якутуголь", ННГК "Саханефтегаз", предприятия золотодобывающей промышленности.
Несмотря на резкое снижение объема инвестиций в 2003 году за счет собственных средств предприятий и организаций (на 48,5% в действующих ценах, 8,5 млрд. рублей в 2003 году против 14,9 млрд. рублей в 2002 году), рост инвестиций в основной капитал обусловлен увеличением инвестиций за счет заемных средств в 7,8 раза (10,2 млрд. рублей против 1,2 млрд. рублей в 2002 году). В 2003 году прогнозируется значительное снижение направления собственных средств предприятий в инвестиции в основной капитал за счет привлечения кредитных средств. Несмотря на снижение собственных оборотных средств, предприятия и организации республики осуществят свои капитальные вложения на уровне 2002 года (в действующих ценах рост на 11%). Увеличение объемов кредитных средств в 2003 году характеризует стабильное положение крупных предприятий и изменение политики Правительства РС(Я), стимулирующей привлечение заемных средств, направленных на развитие производства, повышение качественного уровня инвестиционных проектов, позволяющее привлекать внешние заимствования.
По объектам отрасли "Цветная металлургия", занимающей традиционно определяющее место в инвестиционной сфере республики, осуществляющей вложение инвестиций преимущественно за счет собственных средств и привлекаемых кредитов АК "АЛРОСА", в 2004 году ожидается снижение, продиктованное экономическими интересами компании в расширении сферы влияния на перспективных месторождениях Анголы, а также переходом на подземную добычу на трубках "Айхал" и "Мир", что повлечет за собой значительные затраты.
С 2004 года ожидается значительный рост по второму варианту прогноза инвестиций в транспортный комплекс (2,2 раза) и дальнейшая стабилизация в прогнозируемый период в основном в рамках рассматриваемой Правительством Республики Саха (Якутия) республиканской целевой программы "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и газификации до 2010", основным источником которой являются разовые платежи за право пользования недрами Талаканского и Чаяндинского месторождений. Рассматриваемая программа предусматривает поэтапный ввод магистрального газопровода Средневилюйское ГКМ - Мастах - Берге - Якутск с одновременной газификацией населенных пунктов, прилегающих к трассе и в других перспективных направлениях. Также будет продолжено строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, как одно из важнейших направлений стратегии Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
Определяющими источниками инвестиций в 2004 году останутся собственные средства предприятий - 14,2 млрд. рублей или 47% от общего объема с ростом к уровню 2003 года в 1,5 раза и привлекаемые ими кредиты - 6,6 млрд. рублей (22% от общего объема). В 2005-2006 годах сохранится тенденция преобладания собственных и привлекаемых источников предприятий. Недостаток собственных средств будет компенсироваться привлечением банковских кредитов.
Бюджетные средства, направляемые на инвестиции в 2004-2006 годах, прогнозируются на уровне 17-20% от общего объема по первому варианту развития. На реализацию Федеральных целевых программ ожидается направить от 30 до 40% бюджетных средств. В 2004 году за счет федерального бюджета инвестиции прогнозируются в 1,7 млрд. рублей (с ростом в 3,9% к уровню 2003 года). Из республиканского бюджета по оптимистическому варианту прогнозируется направить 9,1 млрд. рублей (в 2 раза больше уровня 2003 года). Вместе с тем, необходимо учесть, что часть доходов от Талаканского аукциона будет направляться на погашение заимствованных средств, в частности направленных на газификацию села. Значительные расхождения в оценках ожидаемых инвестиций связаны с тем, что не утверждены условия аукциона по Талаканскому ГНМ. По второму варианту развития прогнозируется также поступление средств от аукциона по Чаяндинскому газоконденсатному месторождению в 2005 году.
В 2002 году международное рейтинговое агентство Moodys повысило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) с "Са" до "Саа3" (прогноз стабильный), российское агентство "Эксперт РА" повысило рейтинг по инвестиционному потенциалу с 44 места в 1996 году до 18 в 2002 году. С повышением рейтингов республики со "спекулятивного" до "инвестиционного" к 2004-2005 г.г., связываются прогнозы на существенный прирост внешних инвестиций. Активизации инвестиционной деятельности будут способствовать положительная динамика развития экономики, стабилизация и постепенное снижение инфляционной составляющей, наращивание объемов собственных средств предприятий.
В связи с ростом инвестиций в основной капитал прогнозируется положительная динамика объема строительно-монтажных работ: по оценке в 2003 году составит 14,9 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 103% к 2002 году, в 2004 году - 16,9 млрд. рублей или 104% к 2003 году, в 2006 году - 23,7 млрд. рублей или 119,2% к 2002 году.