Государственный сектор экономики образуют государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью) с долей Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в уставном капитале, превышающей 50%.
Количество субъектов государственного сектора не отвечает управленческим возможностям государства: по состоянию на 1 июля 2003 г. в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) состоят 852 государственных унитарных предприятия, 2003 учреждения, 41 хозяйственное общество с долей Республики в уставном капитале, превышающей 50 процентов. Органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) предпринимаются меры по кардинальному сокращению числа государственных унитарных предприятий и ужесточению требований по созданию государственных учреждений. На достижение указанных целей, в частности, направлены нормы Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", вступившего в действие с декабря 2002 года. В соответствии с Законом дочерние государственные унитарные предприятия будут присоединены к предприятиям, создавшим их. На сегодняшний день 28 дочерних предприятий реорганизовано путем присоединения к головным ГУП, 4 предприятия перерегистрированы в самостоятельные унитарные предприятия, 2 подлежат ликвидации, еще 2 предприятия будут акционированы.
Кроме того, закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть принято решение о создании или сохранении юридического лица в форме государственного унитарного предприятия, что является основным стимулом и критерием для оптимизации государственного сектора.
Сокращению количества субъектов государственного сектора будет способствовать начавшийся процесс формирования муниципальной собственности. Сокращение будет происходить преимущественно за счет передачи учреждений социальной сферы, а также сельскохозяйственных предприятий, улусных типографий и иных субъектов, которые в соответствии с действующим законодательством являются необходимыми для реализации полномочий органов местного самоуправления. В соответствии с принятыми в текущем году постановлениями Правительства РС(Я) в ближайшее время в муниципальную собственность должны быть переданы 139 унитарных предприятий и 933 учреждения.
В общем количестве субъектов государственного сектора экономики, включенных в Реестр государственного имущества, велика доля предприятий, фактически прекративших финансово-хозяйственную деятельность. Так, на сегодняшний день выявлено 122 "мертвых" предприятия государственной формы собственности, подлежащих ликвидации. В основном, это предприятия сельскохозяйственного сектора и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ликвидируемые в связи с созданием ГУП "ЖКХ РС(Я)" и его филиалов в улусах. Вместе с тем, принятие решений и проведение процедур их ликвидации затрудняется наличием крупной кредиторской задолженности, а также отсутствием достаточного финансирования ликвидационных мероприятий.
Государство сохранит крупную долю участия в стратегических для экономики республики отраслях: алмазодобыче (АК "АЛРОСА"), угольной промышленности (ОАО "Якутуголь"), транспорте (ОАО "ЛОРП", ГУП "Арктическое морское пароходство"), снабжении нефтепродуктами (ОАО "Саханефтегазсбыт"). Кроме того, в соответствии с проводимой политикой приватизации, акции акционерных обществ, образуемых на базе государственных унитарных предприятий, преимущественно сохраняются в государственной собственности.
По оценке, после завершения первого этапа передачи предприятий и учреждений в муниципальную собственность, реорганизации дочерних унитарных предприятий к концу текущего года перечень субъектов государственного сектора экономики сократится более чем на 30 процентов, еще на столько же - в 2004 году. В государственной собственности останутся 330 унитарных предприятий, более 1150 государственных учреждений и 42 хозяйственных общества.
В целях повышения эффективности управления государственным сектором экономики одновременно с мероприятиями по оптимизации количества субъектов госсектора будет продолжена политика упорядочения контроля за деятельностью государственных предприятий.
По оценке в 2003 году выпуск продукции предприятиями, остающимися в государственной собственности и закрепленными за республиканскими министерствами и ведомствами, составит 71 млрд. руб., в том числе без учета алмазодобывающей промышленности - 20,7 млрд. руб. В 2004 году в связи с сокращением объемов производства АК "АЛРОСА" и уменьшением числа предприятий госсектора выпуск продукции увеличится незначительно (101,1%) и составит 71,8 млрд. руб., в том числе без учета алмазодобывающей промышленности - 21,8 млрд. руб. (темп роста - 105,3%).
Дальнейшие преобразования отраслевой структуры государственного сектора будут осуществляться исходя из следующих задач. Промышленные предприятия постепенно должны быть полностью приватизированы с сохранением доли государства в некоторых наиболее крупных, потенциально прибыльных из создаваемых АО. В организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий будут сохранены предприятия, осуществляющие племенную деятельность в животноводстве и рыбоводную деятельность, а также предприятия мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения. Другие сельскохозяйственные предприятия, включая предприятия по техническому обслуживанию сельского хозяйства, будут подлежать приватизации без сохранения участия государства. Продаже и акционированию подлежат также автотранспортные предприятия. В государственной собственности будут сохранены предприятия, осуществляющие ремонт и строительство автодорог. Учитывая значение авиации для республики, а также необходимость ее поддержки и регулирования со стороны государства, государственная форма собственности в отрасли будет сохранена. Из числа предприятий водного транспорта в форме ГУП на сегодняшний день действует ГСК "Арктическое морское пароходство" и Тиксинский морской торговый порт, которые подлежат акционированию с сохранением участия государства. Геологоразведочные предприятия будут сохранены в форме государственных унитарных предприятий при одновременном уменьшении их количества в целях осуществления исключительно региональных поисковых работ.