Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 мая 2011 года N 413-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2016 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства РС(Я) от 07.11.2017 N 1397-р.
____________________________________________________________________

В целях развития системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия):

1. Утвердить Концепцию развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2016 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.) при разработке и осуществлении мероприятий, касающихся вопросов развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия), руководствоваться положениями Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2016 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2016 годы.

4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА






Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 мая 2011 года N 413-р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2016 ГОДЫ

Введение

Российская практика и исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных, экономических и образовательных эффектов.

Концепция развития дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З N 59-I "Об образовании", Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года 666-З N 215-IV "О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования Республики Саха (Якутия)", Указами Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", от 9 октября 2007 года N 1351 "О Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года", от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Разработка Концепции развития системы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований, происходящих в республике, такими как:

увеличение рождаемости детей;

увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования для детей до достижения ими 3-летнего возраста;

возрастание потребностей населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного образования;

развитие компетентности и ее предпосылок у детей дошкольного возраста;

потребность в услугах дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями.

Раздел 1. Современное состояние дошкольного образования Республики Саха (Якутия)


 1.1. Дошкольное образование: ресурсы и проблемы

Система дошкольного образования республики в 2010 году представлена 721 дошкольным образовательным учреждением и образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые посещают 53 015 детей.

Тенденция устойчивого роста рождаемости населения связана прежде всего с демографической политикой государства. Принятые меры по демографической политике и поддержке семьи способствовали сохранению положительного естественного прироста населения, снижению младенческой смертности (приложение N 1 к настоящей Концепции).

Учитывая данную тенденцию, должны приниматься меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (для 100% охвата детей необходимы строительство, выкуп, возврат и реконструкция 135 объектов дошкольных образовательных учреждений на 25 000 мест).

Всего по республике на 48 805 мест приходится 53 015 детей, в том числе в городах и районных центрах 18 630 детей нуждаются в дошкольных образовательных услугах (приложение N 2 к настоящей Концепции).

На 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 109 детей, в городах и поселках городского типа - 118. По величине показателя республика занимает предпоследнее место в Дальневосточном федеральном округе, опережая только Сахалинскую область (118).

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет) в 2010 году составил 64,9%, что ниже, чем в прошлом году, на 0,9%. В сельской местности показатель равен 69,4%, в городах и поселках городского типа - 62,1%, в том числе в г. Якутске - 50,2%. В Дальневосточном федеральном округе республика занимает 4 место, уступая Чукотскому автономному округу (88,9%), Магаданской области (79, 7%) и Камчатскому краю (71,3%).

В настоящее время 90,3% детей старшего дошкольного возраста (с 5 лет) охвачены различными формами предшкольной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 29 общеобразовательных учреждениях функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, в 26 учреждениях открыты группы кратковременного пребывания. Вводятся в практику гувернерская служба, семейные детские сады.

Воспитание и обучение детей осуществляют 4 829 воспитателей. Укомплектованность штатов дошкольных образовательных учреждений в 2010 году составляет 96,3%. В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов.

Сегодня в системе дошкольного образования республики выделяется ряд существенных проблем, среди которых:

остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования. Доля детей, получивших путевки, в общей численности детей, состоящих на учете, составляет лишь 56,3 процента;

57,5% детей от 1,5 до 3 лет не получают услуг раннего развития;

недостаточность объемов финансирования деятельности учреждений дошкольного образования; средства, выделяемые системе дошкольного образования муниципалитетами, в настоящее время не позволяют полностью покрывать расходы по социально защищенным статьям, по затратам на текущее содержание, а также капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования). Финансовое обеспечение позволяет лишь поддерживать в функционирующем состоянии имеющуюся базу;

высокая доля износа зданий дошкольных образовательных учреждений, не соответствующая требованиям безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (приложение N 3 к настоящей Концепции). Для ремонта ветхих зданий и нового строительства необходимы значительные инвестиции;

отсутствие конкуренции на рынке дошкольных образовательных услуг; качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают запросам родителей; 93% предложений услуг представлено муниципальным сектором, слабо развит сектор частных услуг;

низкая заработная плата работников дошкольных учреждений. Средняя заработная плата педагогического персонала в системе дошкольного образования составляла в 2010 году 14 339 рублей, что в 2 раза меньше среднереспубликанского уровня (28 296,8 рубля);

переподготовка и повышение квалификации руководителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях внедрения новых федеральных государственных требований;

существующая система оценки качества дошкольного образования не соответствует современным требованиям. Для перехода на современную систему оценки качества требуются пересмотр процедур оценки качества и подготовка персонала как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в службах по надзору и контролю в области образования.


1.2. Основные характеристики инновационного развития дошкольного образования

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском новых подходов управления региональной системой дошкольного образования. "Традиции - инновации - институции" - концептуальная схема, отражающая инновационные процессы в дошкольном образовании, позволяет подчеркнуть их взаимозависимость в превращении инноваций в социально признанные нормы и ценности, т.е. в некие институции. Одна из очевидных характеристик современного дошкольного образования - развитие разнообразных моделей дошкольных образовательных учреждений, их целей, образовательных программ, технологий, форм организации и управления, внешних и внутренних факторов его развития.

При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов.

Условиями современного развития дошкольного образования становятся:

повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых и других, привлечение бизнеса и предпринимателей в сферу дошкольного образования и поддержка инициатив по развитию сети;

эффективное взаимодействие с различными социальными институтами, министерствами и ведомствами;

строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, реконструкция зданий функционирующих детских садов с целью увеличения их мощности, передача системе дошкольного образования зданий бывших детских садов, ныне используемых не по целевому назначению;

создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;

формирование и повышение качественного потенциала педагогических кадров, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.

Раздел 2. Целевые ориентиры Концепции развития дошкольного образования


 2.1. Цель и задачи Концепции


Цель Концепции - развитие и совершенствование системы дошкольного образования, обеспечение доступности в получении качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:

Задача 1. Разработка и реализация комплекса мер по созданию гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов.

Задача 2. Развитие новых организационно-экономических механизмов.

Задача 3. Создание институциональных механизмов диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей.

Задача 4. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.


2.2. Основные направления развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия)


1. Разработка и реализация комплекса мер по созданию гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов.

Направления деятельности:

разработка нормативно-правовых и организационных механизмов новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;

увеличение количества мест для организации дошкольного образования за счет строительства, реконструкции, оптимального использования имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений;

реформирование дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, нацеленное на инклюзивное образование;

существенное расширение и нормативно-правовое обеспечение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования, в том числе центров игровой поддержки ребенка, библиотек игрушек, лекотек и др.

2. Развитие новых организационно-экономических механизмов

Направления деятельности:

введение нормативного финансирования дошкольного образования с учетом видов учреждений;

внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений;

создание благоприятных условий (льготные кредиты, местные налоги, арендная плата) для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами, частными лицами;

формирование конкурентной среды при предоставлении услуг дошкольного образования базой, для развития которой выступает механизм формирования и размещения задания (заказа) на образовательные услуги (любое учреждение, имеющее лицензию на право реализации программ дошкольного образования, имеет возможность участвовать в конкурсе на размещение бюджетного заказа).

3. Создание институциональных механизмов диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей

Направления деятельности:

внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;

внедрение инновационных технологий развития и сопровождения ребенка, разработка и внедрение дистанционных форм домашнего образования и родительского просвещения.

4. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования

Направления деятельности:

внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;

формирование банка программно-методического обеспечения "коротких" образовательных программ для разных категорий детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение (общеразвивающие, подготовка к школе, спортивно-оздоровительные, коррекционные, по развитию творческих наклонностей в музыке, хореографии, рисовании и т.д.);

обновление этнокультурного содержания дошкольного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»